Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Транспорт
  • РАЗРАБОТКА ВЕЛОСИПЕДНЫХ ДОРОЖЕК В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ ГОРОДА САРАТОВА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

РАЗРАБОТКА ВЕЛОСИПЕДНЫХ ДОРОЖЕК В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ ГОРОДА САРАТОВА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

С каждым годом в крупных городах мира становится все больше автомобилей. Растет благосостояние людей, и они хотят быстро, с комфортом передвигаться в пространстве. Но, к сожалению, это их желание рано или поздно наталкивается на предел пропускной способности улиц мегаполисов. Растут пробки, возникают проб лемы с парковками и планируемый при покупке машин комфорт превращается в проблемы для их владельцев.

Необходимо предложить альтернативу автомобилям, поскольку людям нужно передвигаться по городу. Здесь есть два пути – организация четкого движения общественного транспорта и развитие инфраструктуры для велосипедов [1].

Велосипедная дорожка конструктивно отделена от проезжей части или тротуара, а также может быть выполнена в виде отдельной дороги, то есть образовывать полноценные перекрестки с автомобильными дорогами. Для ее обозначения обязательно наличие дорожного знака «Велосипедная дорожка». Велодорожки есть практически в каждом крупном городе России, но почти нигде они не оборудованы правильно. У велосипеда в городе два основных назначения – спортивно-развлекательное и транспортное [2]. Почти все велодорожки, которые у нас строят, обслуживают как раз спортивно-развлекательную функцию велосипеда. Транспортной функции велосипеда у нас практически не уделяют внимания, хотя, по некоторым данным, в Москве от 2 до 5 млн велосипедов (точной статистики нет) и многие люди могли бы использовать велосипед как альтернативу общественному транспорту или личному автомобилю. Проблема в инфраструктуре. Большинство людей не могут использовать велосипед для повседневных поездок, так как это небезопасно. Сейчас правила дорожного движения предписывают велосипедисту ехать по дороге. Если учитывать общую низкую культуру вождения, велосипедист на дороге подвергается риску. Некоторые велосипедисты едут по тротуарам – это допускается правилами, но неверно, так как на тротуаре опасности подвергается уже пешеход, на которого может налететь велосипедист.

Именно поэтому очень важно для велосипедистов создать отдельную инфраструктуру, чтобы они не пересекались ни с машинами, ни с пешеходами. И безопасность – это первое, что следует учитывать, когда мы говорим о проектировании велодорожек.

В России сейчас нет никакого опыта развития велоинфраструктуры. Наши города только столкнулись с этим. В ближайшие годы многому предстоит научиться. Будет хорошо, если мы обратимся к опыту разных стран и учтем его (рис. 1).

Первой страной, в которой в 1885 г. появились и стали достаточно популярными велосипедные дорожки, можно считать Голландию. Уже в то время возникали конфликты между велосипедистами и другими участниками движения, поэтому было решено отделить полосы для велосипедного движения. Чуть больше 100 лет назад велосипедная езда стала популярна и в США, где была открыта первая платная прогулочная магистраль для велосипедов. В начале ХХ в., в период глобальной автомобилизации, количество велосипедистов в разы уменьшилось, но уже в 80-ые года прошлого столетия в Голландии приоритетным стало велосипедное движение. Следом за Голландией стали создаваться велосипедные дорожки в Англии, Германии и Дании, во многих других европейских странах, а за ними последовали США, Канада и некоторые страны Азии.

К развитию велосипедной инфраструктуры города администрации необходимо обязательно привлечь членов велосипедных сообществ. Эти люди имеют представление о возможных трудностях и проблемах при реализации проекта.

Строительство в городах велосипедных дорожек приведет к решению определенного перечня важных вопросов, таких как:

  • исключение большинства проблем при передвижении велосипедистов, уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий;
  • приобретение широкой возможности безопасно передвигаться по городу на велосипеде;
  • появление возможности принести пользу своему здоровью и окружающей среде, в отличие от передвижения на автомобиле;
  • возможность развития велосипедного туризма в городах;
  • снижение автомобильной нагрузки на транспортную сеть города, уменьшение продолжительности «пробок» на дорогах;
  • улучшение экологического состояния окружающей среды;
  • рост уровня продаж в различных торговых точках, расположенных вблизи велодорожек.

    Все вышеперечисленное способствует формированию у населения желания передвигаться на велосипедах, проводить свое свободное время на улице, за ниматься физической культурой и спортом на свежем воздухе и призывает горожан к здоровому образу жизни.

    Помимо плюсов от развития велосипедной инфраструктуры также возникает ряд препятствий для массового использования велосипедов: климат в городе Саратове не позволяет пользоваться велосипедом круглогодично; достаточно велики расстояния, которые необходимо преодолевать в повседневной жизни (путь от работы до дома); не просты менталитет и отношение к уравниванию людей на проезжей части.

    Главной сложностью прокладки велосипедных трасс в Саратове является большое количество узких улиц, которые при проектировании не были рассчитаны на наличее велосипедных дорожек или улиц, с различными объек тами, расположенными на газонах или тротуарах.

    Для разработки маршрутов велосипедных сетей предварительно следует провести анкетный опрос для учета мнения горожан о выбо ре путей передвижения и о проб лемных участках.

    Проектирование сети велосипедного движения должно быть объединено с разработкой общей схемы движения транспорта. Рабочая документация по устройству велосипедной инфраструктуры включает велосипедные маршруты, велосипедные полосы, велосипедные дорожки, зоны замедления транспортного движения или установку зон ограничения дорожного движения, велосипедные стойки, платформы для хранения велосипедов или охраняемые парковки.

    При проработке проекта реконструкции и благоустройства горо да Саратова необходимо тщательно проработать маршруты велосипедистов, как туристические, так и спортивные, более протяженные, отвечающие современным стандартам, нормам и тенденциям, установку специализированных знаков и указателей дорожного движения; устройство пунктов проката велосипедов, пунктов их технического обслуживания и ремонта. Для устранения проблемы хранения велосипедов необходимо оборудовать общественные здания, жилые дома, торговые центры, учебные заведения, места массового отдыха велопарковками с камерами наблюдения и обозначить их соответствующими знаками. Имеется несколько разновидностей велодорожек (рис. 2). Например, односторонние велодорожки, наиболее компактные, после реконструкции улицы их проще запроектировать и разместить, и конечно же главный плюс односторонних дорожек – это психологическое спокойствие и возможность для велосипедистов не беспокоиться о встречном движении [3].

    Двусторонние велодорожки в крупных городах встречаются довольно редко, их можно увидеть, скорее, за городом (рис. 2). Актуально строить такие дорожки на улицах с односторонним движением для удобства перемещения велосипедистов.

    Велосипедные дорожки относятся к категории улиц и дорог, основное их назначение — проезд на велосипедах по свободным от других видов транспортного движения трассам к местам отдыха, общественным центрам, а в крупнейших и крупных городах — связь в пределах планировочных районов. Велосипедные дорожки бывают обособленные и изолированные [4].

    Самостоятельные, то есть изолированные велодорожки с двусторонним движением. Такие велодорожки не привязаны к автомобильному движению, но в большинстве случаев имеется расположенный рядом тротуар, в случае если его нет, пешеходы могут воспользоваться самой велодорожкой.

    Все велосипедные дорожки при примыкании к проезжей части отделяются бортовым камнем (поребриком, бордюром). Он служит своего рода ограничителем между проезжей частью разных видов транспорта (рис. 3). Для визуального различения велодорожки и проезжей части автомобиля материалы, из которого сделаны проезды, могут отличаться [5].

    При сравнении норм проектирования велосипедных дорожек в разных странах можно заметить, что минимальная ширина полосы движения односторонней велодорожки в таких странах, как США, Англия и Россия, является одинаковой и равна 1,5 м. Заметно отличаются значения при двустороннем движении: минимальная ширина полосы в России – 1,5 м, в Англии рекомендуемая – 3 м, минимальная 2 м, в США минимальная ширина велодорожки – 3,6 м, но на отдельных участках разрешена 2,4 м.

    Опубликован список городов России, в которых имеются велодорожки. Если посчитать примерное количество городов России на 2016 г. с численностью населения более 100 тыс. человек, то получится чуть больше чем 150 городов если взять города с населением более 500 тыс., то примерно 40 городов, всего 28 городов России имеют велодорожки. Процент городов с велосипедными дорожками несравнимо мал.

    В городе Саратове имеется огромный потенциал для развития велосипедного движения. В плане город имеет относительно небольшие размеры, он компактен, с достаточно плотной застройкой. В городе на данный момент реализуется целевая программа по развитию массового использования велосипедного транспорта. Для масштабного внедрения велодвижения в нашей стране необходимо принять изменения в градостроительной структуре, правилах дорожного движения, системе обозначения велодорожек, рассмотреть приоритетность велосипеда перед автомобилем на дороге.

    Создание велодорожек и велополос за счет перепланировки парковочных мест и сужения крайней левой полосы, продуманных веломаршрутов исходя из существующего велопотока и опросов велосипедистов является основной задачей при широком применении велосипеда. Важным пунктом также является создание велопарковок и специальных велобоксов, которые особенно актуальны для Российской Федерации. Велобокс – это крытая камера хранения, закрывающаяся на ключ, который можно получить в специальном автомате, расположенном рядом. Большим стимулом для развития велосипедной инфраструктуры будут перехватывающие велопарковки около станций метро. Намного удобнее пользоваться велосипедом, чем ждать на остановке автобус или стоять в пробке в автомобиле. Помимо всего, необходимо оборудовать места в общественном транспорте на случай поломки велосипеда или усталости велосипедиста. Также стоит привлекать население к использованию велосипеда. Таким образом, развитие велодвижения эффективно, экономично и экологично. Главное в данном случае – подходить к вопросу комплексно и добиваться его решения, опираясь на опыт других стран и перспективность данного вида транспорта.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Велосипедная дорожка [Элек тронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Велосипедная_дорожка.
    2. Велосипедная дорожка [Элек тронный ресурс]. – Режим доступа: http://alex-maisky.livejournal.com/12202.html.
    3. Живые улицы. Блог о городской среде [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.livestreets.ru/.
    4. Лучшее предложение по развитию массового спорта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/292/1540.php.
    5. СП 42.13330.2011 Градострои тельство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89.

Метки: Транспорт