Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Транспорт
  • СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОСНАЩЕНИЯ ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОСНАЩЕНИЯ ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Сокращение числа дорожно-транспортных происшествий, особенно с участием пешеходов, является одной из важнейших задач для РФ. Согласно статистическим данным официального сайта ГИБДД, за 2016 г. было совершено 53 440 ДТП с участием пешеходов. Из них 21 675 приходится на темное время суток. Чаще всего пешеходы становятся участниками ДТП по пятницам. Для сравнения: в Саратовской области произошло 1031 ДТП, из которых 415 происшествий случились в темное время суток. Стоит отметить, что в Саратовской области ДТП чаще всего случаются по средам [10].

Число погибших пешеходов в дорожно-транспортных происшествиях в России составляет 5931, а ранено 49 799 [8]. В Саратовской области 99 пешеходов погибло и 981 ранено [5]. Каждый инцидент, который стал причиной инвалидности или смертельного исхода, наносит существенный экономический и социальный ущерб гражданскому обществу. Поэтому одной из прио ритетных задач является обеспечение безопасности дорожного движения, особенно на пешеходных пере ходах [3].

Факторами наездов на пешеходов являются:

  • недостаточная освещенность и, как следствие, недостаточная видимость дорожной разметки и знаков;
  • неблагоприятные погодные условия;
  • крупногабаритные автомобили, которые перекрывают видимость пешеходного перехода и знаков;
  • невнимательность водителя, по вышающая риск возникновения ДТП;
  • незнание пешеходами правил дорожного движения или несоблюдение водителем ПДД РФ [1].

    Развитие технических средств БДД в последние годы особенно привлекает внимание инженеров. В России часто перенимается зарубежный опыт, однако некоторые собственные разработки не уступают иностранным.

    На сегодняшний день существуют следующие перспективные технические средства обустройства пешеходных переходов:

    1) освещение пешеходных переходов с использованием методов, таких как размещение светодиодных светильников и ламп магистрального и личного освещения по бокам, установка комплексов, включающих в себя заблаговременное предупреждение водителей о наличии пешеходного перехода (рис. 1) [10];

    2) светодиодные знаки для обозначения и выделения пешеходного перехода на трассе, которые изготавливаются из световозвращающей пленки и представляют собой конструкцию из оцинкованной стали, внутри которой установлен блок управления. В некоторых случаях на данные знаки наносится флуоресцентная желто- зеленая пленка. При наступле нии сумерек знаки автоматически вклю чаются, а утром выключаются. Та кие знаки устанавливают по бокам пешеходной зоны либо над проезжей частью. Благодаря специальной пленке их видно даже в плохую погоду (рис. 2);

    3) шумовые полосы, представляющие собой резиновую монолитную полосу шириной 120 мм, высотой 20 мм и длиной 150 см. Полосы располагаются на дорожном покрытии по всей его ширине. Может устанавливаться от 3 до 6 полос в зависимости от скоростного режима (рис. 3). Шумовая полоса необходима для:

  • информирования о приближении к опасному участку;
  • принудительного снижения скорости автомобиля;
  • разделения машино-мест на парковке;
  • ограничения боковых полос на грунтовых дорогах, развязках.

    4) искусственные дорожные неровности типа «Лежачий полицейский» которые установливаются на проезжей части дороги с целью принудительного ограничения скорости движения. Они изготавливаются из высокопрочной резины и собираются на нужном участке дороги из отдельных частей. Искусственные дорожные неровности широко применяются возле школ, гипермаркетов, нерегулируемых перекрестков (рис. 4);

    5) световозвращающие катафоты, применяемые в темное время суток для обозначения пешеходного перехода на местах концентрации ДТП, не имеющих искусственного освещения, либо для дополнительного освещения. Катафот отражает свет фар и делает переход заметным в темное время суток;

    6) дорожные светодиодные индикаторы, предназначеные для повышения безопасности на автомобильных дорогах посредством маркировки полос движения, перекрестков и пешеходных переходов в темное время суток, а также для обустройства парков и улиц города. Индикаторы могут работать как в постоянном, так и в мигающем режиме. Светодиодные индикаторы не требуют подключения к электросети, так как заряжаются от солнечного света (рис. 5);

    7) готовое оборудование для освещения и дополнительного обозначения пешеходных переходов на солнечной энергии:

    а) комплект освещения пешеходного перехода на солнечных электростанциях, в состав которого входят светофор типа Т. 7 с миганием желтого света и светодиодный светильник направленного света, оснащенный датчиком движения и освещенности. Светильник включается в темное время суток при появлении пешехода в зоне пешеходного перехода и выключается через несколько минут после того, как пешеход покинул переход (рис. 6);

    б) светодиодные дорожные знаки на солнечных электростанциях, которые обладают яркой мигающей индикацией и служат для привлечения внимания водителей авто транспортных средств на опасных участках. Автономное питание от собственной солнечной электростанции позволяет использовать их без подключения к электрическим сетям;

    в) светодиодные светильники на солнечных электростанциях, основное назначение которых – создание освещения на участках, где затруднен или невозможен подвод электрической энергии, а также замена традиционных уличных светильников с питанием от сети. Светодиодные светильники незаменимы для освещения дорог, остановок общественного транспорта и пешеходных переходов вне населенных пунктов, а также отдаленных объектов, где отсутствует централизованная электрическая сеть.

    г) светофоры на солнечных электростанциях. Для обеспечения безопасности нерегулируемые пешеходные переходы рекомендуется оборудовать мигающими светодиодными светофорами Т. 7 желтого цвета. Однако установка светофора с подключением к сети требует больших затрат, а вдали от населенных пунктов подведение сети практически невозможно. Лучшим решением является светофор на солнечной электростанции, специально разработанный для устойчивой работы в условиях темной и холодной российской зимы. Установка такого светофора не требует прокладки траншей, рекультивации и подведения электросети.

    д) автономная система освещения пешеходного перехода с датчиком движения, которая обеспечивает безо пасность пешеходов в темное время суток. У водителей появляется возможность за несколько десятков метров обнаружить пешеходный переход и заблаговременно обеспечить безопасный режим движения, а светодиодный фонарь хорошо освещает проезжую часть как для водителей, так и для пешеходов, что особенно актуально на участках дорог с недостаточным освещением. Применение датчика движения позволяет включать освещение и режим индикации светофора только при появлении пешехода в зоне пешеходного перехода. Благодаря такому подходу исключается привыкание водителя к постоянно мигающему светофору и существенно повышается его бдительность при активации системы [4];

    е) система автоматической ин дикации пешеходного перехода, предназначенная для освещения и усиления визуального восприятия водителями нерегулируемых пешеходных переходов в темное время суток. Пешеход, готовящийся к переходу, самостоятельно использует кнопку вызова для активации системы либо детекторы обнаружения делают это автоматически. При этом включаются мигающая подсветка знака «пешеходный переход» и светодиодные светильники, освещающие зону пешеходного перехода на проезжей части.

    8) пешеходные ограждения. Последние статистические данные свидетельствуют о том, что количество ДТП с пострадавшими пешеходами на 24% ниже на тех дорогах, где установлены современные ограждающие конструкции. В обязательном порядке такие пешеходные ограждения размещаются в местах активного движения транспортных средств и пешеходов и в местах автомобильных парковок у супермаркетов, производственных предприятий и др. Грамотная установка пешеходных ограждений отделяет движение пешеходов от движения тяжелых транспортных средств. Установленное ограждение направляет движение пешеходов к ближайшим перекресткам с достаточной видимостью дороги и вероятных помех на ней. Кроме того, пешеходные ограждения исключают возможность парковки автомобилей на тротуарах [3].

    9) «умный» светофор, который зарекомендовал себя как за рубежом, так и Москве, позволяющий экономично и эффективно регулировать дорожное движение. Благодаря установке такого технического оборудования на перекрестках пропускная способность была увеличена на 35%. На перекрестке устанавливают камеру, светофор и компьютер, который сканирует ситуацию на развязке каждые 3 секунды. Данные о транспортном потоке анализируются детектором транспорта. Эта информация обрабатывается мастер-контроллером, установленным в конкретной зоне движения. Устройство составляет прогноз развития ситуации и на основании этих сведений формирует план координации для управления светофорными объектами. К примеру, если система фиксирует загруженность на одном из направлений движения, то ему продлевают зеленый свет. В случае непредвиденных сбоев система переключается в автономный режим и продолжает работать по ранее записанным планам координации. Также возможно применение специальных метеостанций, которые будут собирать информацию о погодных условиях и состоянии асфальта. Эти данные помогут скорректировать скоростные ограничения и предупредить водителей о неблагоприятных условиях на дороге [9].

    10) система видеофиксации нарушений ПДД и ДТП на перекрестках – одно из наиболее эффективных технических средств. Водители мотивированы на сохранение безопасной скорости дорожного движения прежде всего из-за страха получить штраф. Система видеофиксации выполняет функции автоматического отслеживания параметров дорожного движения, автоматической регистрации аварийных и внештатных ситуаций, таких как проезд на запрещающий сигнал светофора, въезд в запрещенные зоны и направления, внезапные остановки транспортных средств, выезд на полосу встречного движения с занесением в базу данных регистрационного номера автомобиля(ей), соответствующего видеокадра (видеозаписи) и оповещение дежурных операторов, подразделений дорожно-патрульных служб о данном событии, детектирование скорости потока транспорта, средней скорости потока автомобилей за определенное время, фактов падения скорости движения, превышение максимально разрешенной скорости, подсчет интенсивности движения, расстояние между автомо билями, время между прохождением автомобилей, распознавание регистрационных номеров всех автомобилей транспортного потока и сопоставление распознанного номера с информацией базы данных (собственной или внешней), формирование базы данных с сохранением информации о времени, дате, направлении проезда, распознанном номере автомобиля, его видеоизображения [2].

    11) автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД).

    Основные достоинства и преимущества АСУ «ГОРОД-ДД»:

  • значительное повышение эффективности управления дорожным движением и контроля общей ситуации на дорогах, что позволяет ежегодно экономить около 5–8 млн долл. в масштабах областного центра (экономия складывается из снижения расхода горючего, сокращения времени проезда автотранспорта, времени пребывания пассажиров в пути и т. д.);
  • более эффективное использование организационно-профилактических мероприятий по нормализации движения на дорогах;
  • комплексный подход к организации дорожного движения;
  • использование отечественных технических и программных средств, ориентированных на современные технологии и актуальные методы управления дорожным движением в соответствии с требованиями ISO 9001;
  • новые возможности контроля дорожной ситуации – визуальный контроль городских перекрестков, видеорегистрация дорожно-транспортных происшествий, видеорегистрация нарушений скоростного режима и правил проезда перекрестков, оперативный анализ экологической обстановки и др. [6].

    Сложившаяся ситуация с техническим оснащением пешеходных переходов в Саратове и Саратовской области оставляет желать лучшего. Самой значимой проблемой в Саратовской области является некачественное дорожное покрытие, однако не стоит приуменьшать и значение технического оснащения пешеходных переходов. На данный момент все еще остаются нерегулируемые перекрестки и пешеходные переходы, на которых нередко происходят ДТП с участием пешеходов. Поэтому следует провести следующие мероприятия:

    1) ввести светофорные объекты на нерегулируемых пешеходных переходах и перекрестках, на перекрестках с высокой интенсивностью движения установить «умные» светофоры, позволяющие значительно повысить пропускную способность дороги и обеспечить безопасное дорожное движение для всех участников. Оптимизировать и совершенствовать процесс работы ранее установленной светофорной сигна лизации;

    2) Установить знаки «Пеше ходный переход» и осуществлять конт роль наличия специальных дорожных знаков. Обеспечить достаточную видимость этих знаков;

    3) обновить дорожную разметку как для пешеходов, так и для во дителей;

    4) дооборудовать нерегулируе мые пешеходные переходы искусственной неровностью («лежачим полицейским»), возвысить дорожную горизонтальную разметку 1.14.1 или 1.14.2. «Пешеходный переход (зеб ра)» над проезжей частью дороги.

    5) обеспечить достаточное освещение пешеходных зон новейшими уличными фонарями, светонакопительными элементами знаков и разметки и катафотами, предложенными в данной статье;

    6) установить средства видео фиксации на особо сложных перекрестках для принудительного снижения скорости;

    7) произвести ремонтные работы дорожного покрытия в соответствии с установленными технологическими правилами.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Басков В. Н., Борисов Б. И., Кокушкин А. Б. Современные методы по ликвидации мест концентрации ДТП и увеличению пропускной способности дорог // Вестник СГТУ. – 2013. – Вып. 2. – № 2(71). – C. 337–341.
    2. Горшенина Е. Ю., Царёв Д. Д., Тугушев Б. Ф. Повышение безо пасности дорожного движения в г. Саратове // Научная мысль. – 2015. – № 2. – С. 139–143.
    3. Красникова Д. А., Фролов Д. В., Денекова Е. О., Макаров И. Е. Анализ дорожно-транспортной ситуации в городе Саратове // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13.
    4. Филатова А. В., Казакова Г. Р., Муравьёва Н. А. Безопасность и организация движения на пешеходных переходах г. Саратова // Научная мысль. – 2015. – № 2. – С. 114–117.
    5. Попова И. М. Оценка уровня безо пасности дорожного движения в регионах // Научное обозрение. – 2015. – № 4. – С. 109–112.
    6. Taixiong Zheng, Fulei Ma, Kaibi Zhang. Estimation of Reference Vehicle Speed based on T-S Fuzzy Model // International Conference on Advanced in Control Engineering and Information Science (CEIS) Location : Dali. – Book Series: Procedia Engineering, 2011. – Vol. 15. – Pp. 188–193.
    7. Рейтинг регионов по безопасности на дорогах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://prostocifry.ru/blog/rejting-regionov-po-bezopasnosti-na-dorogah.
    8. ГИБДД [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gibdd.ru/stat.
    9. «Умные» светофоры. Интеллек туальная система контроля дорожного движения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mer-voronezha.ru/articles/71.
    10. Обустройство пешеходных переходов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kb-spectech.ru/projects8.html.

Метки: Транспорт