АКТИВНЫЕ И ПАССИВНЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Безопасность дорожного движения – это комплекс мероприятий, которые обеспечивают безопасность участников дорожного движения. Все мы без исключения имеем прямое отношение к категории «участник дорожного движения» – как водители и пассажиры транспортных средств, так и пешеходы.
Существуют активные меры, которые должны предотвращать аварии, и пассивные меры, которые направлены на уменьшение последствий аварий (рис. 1).
К активным мерам относят разум ное проектирование и расположение объектов дорожной сети, влияние конструкции дороги на возможность автоаварии, совершенствование организации дорожного движения, правила дорожного движения, контроль исполнения правил дорожного движения, обязательное прохождение государственного техосмотра.
К пассивным мерам относят совершенствование технических средств ТС и средств индивидуальной защиты.
На участке дороги с одной полосой движения в каждую сторону возможны самые тяжелые аварии из-за лобовых столкновений при обгоне или выезде на встречную полосу в связи с неисправностью автомобиля или потерей контроля водителем вследствие плохого самочувствия или недосыпа. К плюсам относится то, что при наличии разделительной полосы или разделительного ограждения лобовое столкновение исключается. В случае с разделительным ограждением появляется вероятность столкновения автомобиля с этим ограждением, что может привести к не менее тяжелым последствиям.
Обустройство участка дороги, ограничивающее появление людей или животных на проезжей части, значительно снижает вероятность ДТП.
Оборудование дополнительных полос для стоянок и остановок автотранспорта, а также для подготовки к повороту направо или налево снижает вероятность наезда на непо движные или движущиеся с малой скоростью автомобили.
Оборудование перекрестков светофорами снижает вероятность столкновения автомобилей на пересекающихся направлениях.
Ремень безопасности – средство пассивной безопасности, предназначенное для удержания пассажира автомобиля на месте в случае аварии или внезапной остановки и предотвращения перемещения пассажира и вызванного этим перемещением столкновений с деталями интерьера транспортного средства или другими пассажирами.
Подушка безопасности – это сис тема пассивной безопасности (SRS, Supplementary Restraint System) в автотранспортных средствах, представляющая собой эластичную оболочку, которая наполняется воздухом либо другим газом. Подушки безопасности широко используются для смягчения удара в случае столкновения.
В отличие от ремней безопасности, которые приходится постоянно пристегивать, отстегивать или регулировать под себя, подушка безо пасности не создает неудобств при движении автомобиля и незаметна для окружающих. Подушка безопасности прекрасно защищает голову и грудь человека от получения травм при аварии.
Антиблокировочная система (АБС) – это система, которая предотвращает блокировку колес транспортного средства при торможении. В основном система предназначена для того, чтобы уменьшить тормозной путь, обеспечить управляемость транспортного средства в процессе резкого торможения и исключить вероятность его неконтролируемого скольжения.
В настоящее время АБС является частью более сложной электронной системы торможения, которая может включать в себя систему электронного контроля устойчивости, анти-пробуксовочную систему, а также систему помощи при экстренном торможении.
Таким образом, можно сказать, что обеспечения наибольшой безопасности дорожного движения можно достичь благодаря комплексному использованию активных и пассивных средств безопасности.
Метки: Транспорт