СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЯ, СНИЖАЮЩИЕ ТРАВМАТИЗМ ПЕШЕХОДОВ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ
Безопасность на автомобильных дорогах является актуальной проблемой в наши дни. Она касается абсолютно каждого из нас. С каждым годом увеличивается число автомобилей, тем самым возрастает напряженность на дорогах и, конечно же, число дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Рассмотрим статистику ДТП в Татарстане за период с 2014 по 2016 г. (табл. 1) [1].
Таблица 1 – Статистика ДТП в Республике Татарстан (2014–2016 гг.)
Год |
Количество ДТП |
Количество наездов на пешеходов |
Число погибших |
Число раненых |
2014 |
5391 |
1635 |
614 |
6973 |
2015 |
4969 |
1652 |
492 |
6115 |
2016 |
5000 |
1442 |
451 |
6265 |
Как видно из таблицы 1, ситуа ция не выглядит радужной. Прак тически 1/3 ДТП связана с наездом на пешеходов.
Безопасность автомобиля непосредственно зависит от его конструкции и подразделяется на активную и пассивную.
К системам активной безопасности относятся:
1) антиблокировочная система тормозов;
2) антипробуксовочная система;
3) система курсовой устойчи вости;
4) система распределения тормозных усилий;
5) система экстренного торможения;
6) система обнаружения пешеходов;
7) электронная блокировка дифференциала.
Важнейшими компонентами сис темы пассивной безопасности автомобиля являются:
1) ремни безопасности;
2) натяжители ремней безопасности;
3) активные подголовники;
4) подушки безопасности;
5) безопасная конструкция ку зова;
6) аварийный размыкатель аккумуляторной батареи;
7) ряд других устройств (сис тема защиты при опрокидывании на кабриолете, детские системы безопасности – крепления, кресла, ремни).
Рассмотрим элемент активной безопасности автомобиля, который влияет на безопасность пешехода, – систему обнаружения пешеходов. Это компьютерная технология, позволяющая распознавать людей, которые находятся на проезжей части, и автоматически замедляющая движение автомобиля, уменьшающая силу удара и делающая возможным предотвращение столкновения автомобиля с пешеходами (рис. 1). Использование системы позволяет на 20% уменьшить показатель смертности пешеходов при ДТП и на 30% – возможность получения тяжелых травм.
В данной системе взаимодействуют следующие элементы:
1) обнаружение пешеходов;
2) предупреждение об опасности столкновения;
3) автоматическое торможение.
Для обнаружения пешеходов применяются видеокамера и радар, позволяющие засечь подвижные объекты на пути перемещения автомобиля. Система отслеживает движение пешехода, прогнозирует его дальнейшее перемещение и оценивает вероятность столкновения с автомобилем. Дальность эффективного срабатывания приборов – за 40 м до объекта [2]. На дисплее мультимедийной системы отображаются результаты обнаружения. Система обнаружения пешеходов дает возможность полностью исключить столкновение при движении автомобиля со скоростью до 35 км/ч. Угроза получения травм пешеходами существенно уменьшается в том случае, если данную систему использовать в комплексе с системой защиты пешеходов или подушкой безопасности для пешеходов.
Рассмотрим элементы пассивной безопасности автомобиля, которые оказывают большое влияние на безопасность пешехода.
Система защиты пешеходов предназначена для снижения последствий столкновения пешехода с автомобилем при ДТП (рис. 2) [3]. Система состоит из следующих конструктивных элементов:
1) входных датчиков;
2) блока управления;
3) исполнительных устройст в, в роли которых выступают подъем ники капота, устанавливаемые на двух краях капота параллельно дви жению.
Принцип действия системы защиты пешеходов основан на поднятии капота, который выступает в качестве подушки безопасности, при столкновении автомобиля с пешеходом. Данный результат достигается благодаря увеличению пространства между капотом и элементами двигателя, что, в свою очередь, уменьшает степень травмирования человека.
Подушка безопасности для пешеходов предназначена для уменьшения степени получения тяжких повреждений пешеходом при столкновении с ним автомобиля (рис. 3). В данной системе применяется 7 датчиков столкновения, которые устанавливаются в переднем бампере автомобиля и передают информацию в головной компьютер. Он своевременно оценивает ситуацию и в случае необходимости активизирует подушку безопасности для пешехода, которая находится в подкапотном пространстве между самим капотом и лобовым стеклом.
Подушка безопасности для пешеходов функционирует при движении автомобиля со скоростью от 20 до 50 км/ч. Блок управления не позволяет водителю отключить данную подушку безопасности самостоятельно. По статистике, большинство (75%) ДТП с участием пешеходов совершаются на скорости до 40 км/ч [4].
Подушка безопасности для пешеходов состоит из следующих конструктивных элементов:
1) датчиков столкновения;
2) блока управления (модуль защиты пешехода);
3) механизмов освобождения шарнира капота;
4) подушки безопасности.
Принцип действия данной системы базируется на том, что при столкновении автомобиля с пешеходом компьютеризованный блок управления подает сигнал на специа лизированные пиропатроны с целью раскрытия подушки безопасности. Пиропатроны заполняют подушку безопасности газами, после чего подушка вылетает из подкапотного пространства автомобиля через прорезь между капотом и лобовым стеклом и заполняет собой пространство перед лобовым стеклом автомобиля таким образом, чтобы прикрыть само стекло, стойки лобового стекла и зад нюю часть капота автомобиля [5]. Кроме того, данная система способна включать две подушки безопасности – большую, которая охватывает бампер, фары, радиаторную решетку автомобиля, и маленькую, что располагается у лобового стекла и защищает голову пешехода. В совокупности подушка безопасности и поднятый капот гарантируют значительное сокращение травматизма при столкновении пешехода с автомобилем.
Другим направлением в сокращении травматизма пешеходов считается защитный механизм с выдвижной сеткой, которая удерживает пешехода после удара и защищает его от падения на дорогу. При столкновении автомобиля с пешеходом данный защитный механизм позволяет закидывать пешехода на капот автомобиля. После начала торможения автомобиля пешеход, продолжая двигаться с полученной скоростью, сползает вперед по капоту и спускается вниз. Защитная сетка начинает автоматически выдвигаться спустя примерно 0,2 с после удара. Через 1 с выдвижение ее полностью завершается, и сетка берет на себя падающего человека [6].
ЛИТЕРАТУРА
- Правовая защита автолюбителя. Статистика ДТП [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vashamashina.ru/statistics_traffic_accident.
- Сервис для решения автомобильных вопросов. Система обнаружения пешеходов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://blamper.ru/auto/wiki/bezopasnost/sistema-obnaruzheniya-peshehodov-2791.
- Системы современного автомобиля. Система защиты пешеходов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://systemsauto.ru/passive/pedestrian_protection_system.html.
- Системы современного автомобиля. Подушка безопасности для пешеходов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://systemsauto.ru/passive/pedestrian_airbag_system.html.
- Синцов Г. Б. Защита пешехода при наезде на него транспортного средства [Электронный ресурс] // Современная техника и технологии. – 2014. – № 6. – Режим доступа: http://technology.snauka.ru/2014/06/3671.
- Афанасьев Л. Л., Дьяков А. Б., Иларионов В. А. Конструктивная безопасность автомобиля : учеб. пособие. – М. : Машиностроение, 1983. – 212 с.
Метки: Транспорт