Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Транспорт
  • СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЯ, СНИЖАЮЩИЕ ТРАВМАТИЗМ ПЕШЕХОДОВ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЯ, СНИЖАЮЩИЕ ТРАВМАТИЗМ ПЕШЕХОДОВ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

Безопасность на автомобильных дорогах является актуальной проблемой в наши дни. Она касается абсолютно каждого из нас. С каждым годом увеличивается число автомобилей, тем самым возрастает напряженность на дорогах и, конечно же, число дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Рассмотрим статистику ДТП в Татарстане за период с 2014 по 2016 г. (табл. 1) [1].

Таблица 1 – Статистика ДТП в Республике Татарстан (2014–2016 гг.)

Год

Количество ДТП

Количество наездов на пешеходов

Число погибших

Число раненых

2014

5391

1635

614

6973

2015

4969

1652

492

6115

2016

5000

1442

451

6265

Как видно из таблицы 1, ситуа ция не выглядит радужной. Прак тически 1/3 ДТП связана с наездом на пешеходов.

Безопасность автомобиля непосредственно зависит от его конструкции и подразделяется на активную и пассивную.

К системам активной безопасности относятся:

1) антиблокировочная система тормозов;

2) антипробуксовочная система;

3) система курсовой устойчи вости;

4) система распределения тормозных усилий;

5) система экстренного торможения;

6) система обнаружения пешеходов;

7) электронная блокировка дифференциала.

Важнейшими компонентами сис темы пассивной безопасности автомобиля являются:

1) ремни безопасности;

2) натяжители ремней безопасности;

3) активные подголовники;

4) подушки безопасности;

5) безопасная конструкция ку зова;

6) аварийный размыкатель аккумуляторной батареи;

7) ряд других устройств (сис тема защиты при опрокидывании на кабриолете, детские системы безопасности – крепления, кресла, ремни).

Рассмотрим элемент активной безопасности автомобиля, который влияет на безопасность пешехода, – систему обнаружения пешеходов. Это компьютерная технология, позволяющая распознавать людей, которые находятся на проезжей части, и автоматически замедляющая движение автомобиля, уменьшающая силу удара и делающая возможным предотвращение столкновения автомобиля с пешеходами (рис. 1). Использование системы позволяет на 20% уменьшить показатель смертности пешеходов при ДТП и на 30% – возможность получения тяжелых травм.

В данной системе взаимодействуют следующие элементы:

1) обнаружение пешеходов;

2) предупреждение об опасности столкновения;

3) автоматическое торможение.

Для обнаружения пешеходов применяются видеокамера и радар, позволяющие засечь подвижные объекты на пути перемещения автомобиля. Система отслеживает движение пешехода, прогнозирует его дальнейшее перемещение и оценивает вероятность столкновения с автомобилем. Дальность эффективного срабатывания приборов – за 40 м до объекта [2]. На дисплее мультимедийной системы отображаются результаты обнаружения. Система обнаружения пешеходов дает возможность полностью исключить столкновение при движении автомобиля со скоростью до 35 км/ч. Угроза получения травм пешеходами существенно уменьшается в том случае, если данную систему использовать в комплексе с системой защиты пешеходов или подушкой безопасности для пешеходов.

Рассмотрим элементы пассивной безопасности автомобиля, которые оказывают большое влияние на безопасность пешехода.

Система защиты пешеходов предназначена для снижения последствий столкновения пешехода с автомобилем при ДТП (рис. 2) [3]. Система состоит из следующих конструктивных элементов:

1) входных датчиков;

2) блока управления;

3) исполнительных устройст в, в роли которых выступают подъем ники капота, устанавливаемые на двух краях капота параллельно дви жению.

Принцип действия системы защиты пешеходов основан на поднятии капота, который выступает в качестве подушки безопасности, при столкновении автомобиля с пешеходом. Данный результат достигается благодаря увеличению пространства между капотом и элементами двигателя, что, в свою очередь, уменьшает степень травмирования человека.

Подушка безопасности для пешеходов предназначена для уменьшения степени получения тяжких повреждений пешеходом при столкновении с ним автомобиля (рис. 3). В данной системе применяется 7 датчиков столкновения, которые устанавливаются в переднем бампере автомобиля и передают информацию в головной компьютер. Он своевременно оценивает ситуацию и в случае необходимости активизирует подушку безопасности для пешехода, которая находится в подкапотном пространстве между самим капотом и лобовым стеклом.

Подушка безопасности для пешеходов функционирует при движении автомобиля со скоростью от 20 до 50 км/ч. Блок управления не позволяет водителю отключить данную подушку безопасности самостоятельно. По статистике, большинство (75%) ДТП с участием пешеходов совершаются на скорости до 40 км/ч [4].

Подушка безопасности для пешеходов состоит из следующих конструктивных элементов:

1) датчиков столкновения;

2) блока управления (модуль защиты пешехода);

3) механизмов освобождения шарнира капота;

4) подушки безопасности.

Принцип действия данной системы базируется на том, что при столкновении автомобиля с пешеходом компьютеризованный блок управления подает сигнал на специа лизированные пиропатроны с целью раскрытия подушки безопасности. Пиропатроны заполняют подушку безопасности газами, после чего подушка вылетает из подкапотного пространства автомобиля через прорезь между капотом и лобовым стеклом и заполняет собой пространство перед лобовым стеклом автомобиля таким образом, чтобы прикрыть само стекло, стойки лобового стекла и зад нюю часть капота автомобиля [5]. Кроме того, данная система способна включать две подушки безопасности – большую, которая охватывает бампер, фары, радиаторную решетку автомобиля, и маленькую, что располагается у лобового стекла и защищает голову пешехода. В совокупности подушка безопасности и поднятый капот гарантируют значительное сокращение травматизма при столкновении пешехода с автомобилем.

Другим направлением в сокращении травматизма пешеходов считается защитный механизм с выдвижной сеткой, которая удерживает пешехода после удара и защищает его от падения на дорогу. При столкновении автомобиля с пешеходом данный защитный механизм позволяет закидывать пешехода на капот автомобиля. После начала торможения автомобиля пешеход, продолжая двигаться с полученной скоростью, сползает вперед по капоту и спускается вниз. Защитная сетка начинает автоматически выдвигаться спустя примерно 0,2 с после удара. Через 1 с выдвижение ее полностью завершается, и сетка берет на себя падающего человека [6].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Правовая защита автолюбителя. Статистика ДТП [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vashamashina.ru/statistics_traffic_accident.
  2. Сервис для решения автомобильных вопросов. Система обнаружения пешеходов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://blamper.ru/auto/wiki/bezopasnost/sistema-obnaruzheniya-peshehodov-2791.
  3. Системы современного автомобиля. Система защиты пешеходов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://systemsauto.ru/passive/pedestrian_protection_system.html.
  4. Системы современного автомобиля. Подушка безопасности для пешеходов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://systemsauto.ru/passive/pedestrian_airbag_system.html.
  5. Синцов Г. Б. Защита пешехода при наезде на него транспортного средства [Электронный ресурс] // Современная техника и технологии. – 2014. – № 6. – Режим доступа: http://technology.snauka.ru/2014/06/3671.
  6. Афанасьев Л. Л., Дьяков А. Б., Иларионов В. А. Конструктивная безопасность автомобиля : учеб. пособие. – М. : Машиностроение, 1983. – 212 с.

Метки: Транспорт