Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Транспорт
  • БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ СПЕЦАВТОТРАНСПОРТА ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ АЭРОДРОМОВ

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ СПЕЦАВТОТРАНСПОРТА ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ АЭРОДРОМОВ

В современных аэропортах наземная техника применяется для технического и коммерческого обслуживания воздушных судов, эксплуатационного содержания аэродромов. Применение наземной техники непосредственно связано с обеспечением безопасности и регулярности полетов воздушных судов (ВС). Для обеспечения безопасности при выполнении задач по обслуживанию ВС и инфраструктуры аэропорта разработаны руководства и инструкции, регламентирующие порядок передвижения специального транспорта по территории аэропорта. Однако, как показали недавние происшествия в аэропортах РФ с участием наземных технических средств, вопросы обеспечения безо пасности движения спецавтотранспорта при обслуживании аэродромов остаются актуальными.

Вопросы эксплуатация специального автотранспорта при проведении работ по обслуживанию сооружений аэродромов и наземному обеспечению полетов ВС в РФ регламентируются Руководством по организации работы и обслуживания спецавтотранспорта аэропортов Российской Федерации [1], а также Приказом Министерства транспорта РФ от 13.07.2006 г. № 82 «Об утверждении инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации» [2]. На базе данных документов в каждом аэропорту разрабатываются инструкции или руководства, уточняющие порядок перемещения спецавтотранс порта по территории аэродромов в зависимости от конкретных условий аэропорта.

Обеспечение безопасности движения технических средств специального автомобильного транспорта, согласно требований, должно обеспечиваться следующими основными мероприятиями:

  • разработкой и внедрением схемы расстановки и организации движения ВС, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме;
  • обязательностью производ ства руления ВС, перемещения спецавтотранспорта на аэродроме по утвержденным маршрутам, которые маркированы согласно требованиям руководящих документов;
  • запретом совмещения путей движения специального автотранспорта с путями руления ВС;
  • обеспечением ширины магистральных путей движения спецмашин не менее 7 м и наличия прерывистой разделительной полосы;
  • «закольцованностью» путей перемещения спецавтотранспорта;
  • запретом движения спецмашин по маршрутам руления ВС, за исключением случаев лидирования и буксировки ВС, при проведении работ по эксплуатационному содержанию аэродрома [3].

    Для обеспечения безопасности маневрирования спецавтотранспорта при обслуживании ВС разрабатываются схемы подъезда, отъезда и маневрирования спецмашин при обслуживании самолетов разных марок.

    Порядок и очередность подачи спецмашин для обслуживания ВС должны осуществляться по утвержденному технологическому графику.

    При организации работ по обслуживанию ВС для каждой единицы спецавтотранспорта предус мат ривается расстояние остановки спец машин при подъезде к ВС во из бе жание его повреждения, а также разрабатывается алгоритм действий при подъезде, проведении операций обслуживания и отъезде транспортного средства от самолета.

    Ответственность за нарушение правил подъезда (отъезда) и маневрирования в зоне обслуживания ВС возлагается на водителя в случае нарушения им установленных правил, а также за самовольные маневры, и на руководителя подъезда – в случае неправильного управления водителем спецмашины.

    Безопасность движения специальных автотранспортных средств на аэродроме должна обеспечиваться также проведением специального обучения, стажировки и аттестации водителей и руководителей подъезда (отъезда) спецмашин к воздушному судну.

    Однако проведенные исследования показали, что, невзирая на достаточно полную регламентацию движения спецмашин по аэродромам, наземное обеспечение полетов в российских аэропортах находится на низком уровне. В «Анализе проб лем наземного обеспечения полетов в аэропортах РФ» [4, 5] рассмотрены и изучены случаи столкновения и угрозы столкновения ВС с наземной техникой на летном поле. За период с 2010 г. по настоящее время с самолетами в аэропортах РФ произошло не менее 16 «авиационных событий», причиной которых стало нарушение правил эксплуатации спецавтотранспорта (табл. 1).

    Проведенный анализ показал, что, несмотря на разрабатываемые и внедряемые документы по организации движения спецавтотранспорта на аэродромах, авиационные происшествия, причиной которых является нарушение правил эксплуатации наземных средств, остаются серьезной проблемой в обеспечении авиационной безопасности.

    Во всех рассмотренных ситуа циях основной причиной стал человеческий фактор – невыполнение требований руководств и инструкций, несоблюдение правил передвижения и маневрирования при обслуживании ВС, неправильные действия руководителя подъезда спецавтотранспорта в зоне обслуживания воздушного судна. Исходя из этого необходимо рассмотреть и предложить пути повышения безопасности движения специальных транспортных средств при выполнении задач по обслуживанию ВС и проведении работ по содержанию объектов инфраструктуры аэропорта.

    Одним из наиболее рациональных направлений обеспечения безопасности перемещения по территории аэродромов транспортных средств (ТС) является внедрение комплексной системы мониторинга положения ВС и специальной техники на перроне, внедрение которой проведено в условиях аэропорта Внуково [6]. Проект реализован совместно с партнером – российской компанией «SpaceTeam Холдинг» и является системой, полностью отвечающей требованиям целого ряда нормативных документов в этой области.

    Функциональные возможности системы ST AeroCom [7]:

  • мониторинг в режиме реального времени: отображение на электронной карте местоположения ВС, обслуживающей техники и ТС, перемещение ВС по данным вторичных ответчиков, оперативные данные о статусе рейсов;
  • планирование: нанесение на электронную карту аэропорта геонабора данных (запретные зоны для въезда ТС, коридоры/маршруты движения, слои, номера стоянок и т. д.), привязка данных о положении ВС к конкретному рейсу в суточном плане полетов, назначение параметров контроля скорости ТС;
  • оперативное управление: информирование в реальном времени об опасном сближении техники на перроне, превышении установленного скоростного режима, отклонении от заданных маршрутов следования; отображение оперативной информации о выполняемом обслуживании ВС (назначенные задачи по обслуживанию, состояние выполнения задачи и т. д.), задержке рейсов;
  • контроль: передвижение ВС и ТС на перроне, скоростной режим обслуживающей техники и ТС на перроне, выполнение заданий на обслуживание ВС, маршрутов;
  • учет и анализ: хранение истории передвижения ВС и скоростного режима обслуживающей техники и ТС по перрону; подготовка специа лизированных отраслевых отчетов;
  • проверка выполнения требований по безопасности движения, протоколирование нарушений и т. д.

    Внедрение данной системы поз волит обеспечить постоянный конт роль движения ВС и специального автотранспорта по территории аэродрома в режиме реального времени и снижение вероятности пересечения маршрутов маневрирования авиационной наземной техники с маршрутами руления ВС. При этом практически исключается влияние человеческого фактора.

    Кроме того, немаловажным преимуществом внедрения данной системы является возможность контроля не только положения и перемещения транспортных средств, но и их технического состояния при оборудовании комплектом датчиков, позволяющим получать информацию о состоянии основных систем и агрегатов спецмашины.

    Другим направлением повышения безопасности движения транспортных средств на территории аэродрома является внедрение комплекса средств автоматизации мультисенсорной системы наблюдения (КСА МССН) [8].

    Комплекс предназначен для автоматизации удаленного независимого наблюдения (контроля), в том числе в условиях ограниченной видимости, за движением воздушных судов, транспорта и любых других объектов на площади маневрирования аэродрома, а также воздушных судов, выполняющих взлет и посадку.

    Основным преимуществом данного решения является предоставление информации о любых объектах движения и препятствиях, а не только об оборудованных ВС или ТС. Внедрение данной системы позволяет осуществлять также контроль попыток несанкционированного проникновения на территорию аэродрома или вмешательства в процессы обеспечения авиационной безопасности.

    Таким образом, можно утверждать, что основной причиной авиационных происшествий, связанных с наземным транспортом, является человеческий фактор. Для повышения уровня безопасности движения спецавтотранспорта на территории аэродромов предлагается внедрить системы мониторинга, основанные либо на технологиях спутникового мониторинга, либо на получении информации о наземном движении на основе интеграции данных от разнотипных источников. Оба этих решения позволят снизить влияние человеческого фактора и повысить уровень безопасности при организации движения спецавтотранспорта при обслуживании аэродромов.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Руководство по организации работы и обслуживания спецавтотранспорта аэропортов Российской Фе дерации (РОРОС-95) : введ. в действие инструкцией ФАС России от 07.04.1997 г. № 30/и.
    2. Об утверждении инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации : приказ Министерства транспорта РФ от 13.07.2006 г. № 82.
    3. Эксплуатационные требования к спецмашинам, предназначенным для технического обслуживания воздушных судов (указание МГА от 29.06.83 №463/у). – М. : Воздушный транспорт, 1985. – 47 с.
    4. Елисеев В. А. Анализ проблем наземного обеспечения полетов в аэро портах РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.aviaport.ru/digest/2014/10/22/311737.html.
    5. Козырева Е. А., Антакова К. Ю. Контурная светоотражающая маркировка грузовых транспортных средств как средство повышения безопасности движения // Научная мысль. – 2015. – № 2. – С. 177–180.
    6. Комплексная система мониторинга положения воздушных судов и специальной техники на перроне [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://corp.vnukovo.ru/general-information/development-strategy/kompleksnaya-sistema-monitoringa-polozheniya-vozdushnykh-sudov-i-spetsialnoy-tekhniki-na-perrone.
    7. Компания «СпейсТим» [Элек тронный ресурс]. – Режим доступа: http://space-team.com.
    8. Комплекс средств автоматизации мультисенсорной системы наблюдения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ians.aero/proekty/uvd-i-videonablyudenie/udalennyj-kdp.

Метки: Транспорт