ВЛИЯНИЕ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ НА ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ШУМА ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ И ПУТИ ЕГО СНИЖЕНИЯ
Улично-дорожная сеть (УДС) города создается десятилетиями и для ее изменения необходимы время и значительные инвестиции. Структура и протяженность УДС города создаются на основе генеральных планов развития, ориентированных на определенный уровень автомобилизации. В течение длительного времени в нашей стране приоритет в развитии транспортного обслуживания отдавался общественному пассажирскому транспорту и в качестве расчетного уровень автомобилизации принимался 60 авт./1000 чел. [1].
Именно для этого уровня автомобилизации была разработана вся транспортная инфраструктура и система ее управления. Но она имеет очень большой и серьезный недостаток – отсутствие специализированных дорог и маршрутов в УДС для движения грузовых автомобилей. Эта проблема влечет за собой еще одну, не менее важную для экологии и транспортного развития в целом. Наличие грузовых автомобилей в общем транспортном потоке значительно увеличивает общий уровень шума УДС. Все это может привести к следующим проблемам:
- в условиях мощного городского шума возникает постоянная напряженность слухового анализатора;
- шум усложняет разборчивость речи, в особенности при его уровне 70 дБ;
- шум является одним из факторов отрицательного воздействия на центральную нервную систему, что приводит к ее перенапряжению;
- вибрация при движении большегрузных автомобилей отрицательно сказывается на целостности инженерных сооружений;
В наши дни влияние транспорта на уровень шума – наиболее острая проблема современности. Результат этого влияния отражается не только на нашем поколении, но и, возможно, скажется на предстоящем поколении, если не принять серьезных решений по уменьшению и даже ликвидации его последствий и самого влияния [4].
Уровень транспортного шума в городах недопустимо велик, с каждым годом увеличивается на 5–7 дБ и часто в жилых помещениях, больницах, местах отдыха, расположенных вблизи городских магистралей, достигает 70–75 дБА (при норме для жилых помещений 40–50 дБА днем и 30–40 дБА ночью).
Особенно высокий уровень шу ма, составляющий порядка 90–95 дБ, отмечается на улицах магистрального типа со средней интенсивностью движения порядка 2,5 тыс. и более транспортных единиц в час [3].
Акустическая характеристика транспортного потока определяется показателями шумности автомобилей. Уровень шума, производимого отдельным транспортным средством, зависит от различных факторов, к которым можно отнести мощность и режим работы ДВС, скорость движения, техническое состояние транспортного средства, качество дорожного покрытия. Помимо этого, шумность зависит от квалификации водителя, как и экономичность эксплуатации автомобиля. Шум двигателя резко возрастает в момент его запуска и прогревания (до 10 дБ). Движение автомобиля на первой передаче (до 40 км/ч) вызывает излишний расход топлива, при этом шум ДВС в 2 раза выше, чем шум двигателя при движении на второй передаче. Значительный шум вызывает резкое торможение на большой скорости. И наоборот, уровень шума ощутимо снижается, если скорость движения сбавлять за счет торможения двигателем до момента применения педали тормоза.
В последнее время средний уровень шума, производимого транспортными средствами, увеличился в среднем на 14 дБ. Именно поэтому проблема борьбы с повышенным шумом транспортных средств в городе приобретает все большую важность [2].
Решением данной проблемы может стать создание изолированной сети дорог для грузовых автомобилей (грузоподъемностью более 3,5 т.), которые выполняют транзитные и международные перевозки. Воплощение этого проекта приведет к комплексному сетевому эффекту, связанному со снижением уровня шума и загрузки общего транспортного потока грузовым движением.
ЛИТЕРАТУРА
- СНиП 2.07.01–89. Градострои тельство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (редакция 2000 г.). – М. : Изд-во стандартов, 2000. – 59 с.
- http://magref.ru/shum-avtomobilya/.
- ГОСТ 20444-2014 Шум. Транс портные потоки. Методы определения шумовой характеристики.
- Режим доступа: http://ekologyprom.ru/uchebnik-po-promyshlennoj-ekologii/145-shumovoe-vozdejstvie-transporta.html.
Метки: Транспорт