Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

МЕТОДИКА ПОДБОРА АВТОМЕХАНИКОВ В УСЛОВИЯХ АВТОСЕРВИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Состояние системы автосервиса связано с количеством автомобилей, эксплуатируемых в стране и в конкретных регионах. За период эксплуатации автомобиля затраты на техническое обслуживание и ремонт, как правило, превышают его начальную стоимость. На поддержание работоспособности автомобиля и восстановление деталей требуется больше затрат ресурсов и объема работ, чем на его производство. Поэтому с ростом количества автомобилей возрастает спрос на услуги станций технического обслуживания автомобилей (СТО).

На примере работ по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительного механизма и его элементов современных автомобилей отечественного и зарубежного производства разрабатывается методика подбора кадрового состава автомехаников автосервисов.

Газораспределительный механизм (ГРМ) автомобиля – один из самых сложных механизмов в конструкции двигателя. Управление впускными и выпускными клапанами ДВС полностью лежит на ГРМ. Механизм контролирует процесс наполнения цилиндров топливно-воздушной смесью посредством свое временного открытия впускного клапана на такте впуска. Также ГРМ контролирует удаление уже отработанных газов из внутренней камеры сгорания – для этого открывается выпускной клапан на такте выпуска [1].

Согласно статистическим данным, на этот механизм приходится порядка 20% всех отказов двигателя, а на устранение обнаруженных неполадок – около половины трудоемкости ремонтных работ и технического обслуживания. Игнорирование обязательной диагностики порой приводит к тому, что большое число двигателей поступает на преждевременный ремонт, имея недоиспользованный ресурс либо с неполадками аварийного характера. Весьма распространены такие общие причины неполадок в работе ГРМ, как несоблюдение правил эксплуатации ДВС, включая заправку топливом с повышенным содержанием смол, применение некачественных, загрязненных масел, и др. [2].

Для безотказной работы современных автомобилей необходимо регулярно проводить техническое обслуживание (ТО) в соответствии с регламентом на условиях, указанных заводом-изготовителем. Периодичность обслуживания легковых отечествен ных автомобилей составляет 10 тыс. км, а для зарубежных автомобилей – 15 тыс. км.

Распределение трудоемкости работ, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом элементов газораспределительного механизма автомобилей ВАЗ, представлено на рис. 1. В качестве основных видов работ следует выделить: регулировочные работы, работы по замене гидрокомпенсаторов, маслосъемных колпачков, натяжителя, приводных звездочек и др. Суммарные затраты автовладельца на техническое обслуживание и ремонт элементов ГРМ автомобилей ВАЗ в соответствии с суммарной трудоемкостью работ показаны на рис. 2.

Входящий поток неисправных автомобилей в зону технического обслуживания и ремонта автосервисного предприятия описывается законом Пуассона, а время выполнения операций – экспоненциальным законом. Это дает возможность при определении показателей эффективности работы подразделения использовать математический аппарат теории массового обслуживания.

Система массового обслуживания (СМО) – система, предназначенная для обработки и обслуживания какого-либо потока заявок. В СМО возможны три математические модели, которые отображают особенности основных вариантов организации труда в подразделениях комплекса ТО и ремонта.

1. Модель без взаимопомощи предполагает, что каждый рабочий (группа рабочих) производит ремонт только тех автомобилей, которые поступили на закрепленный за ними пост независимо от степени загрузки остальных постов.

2. Модель с полной взаимопомощью – это когда каждый рабочий производит ремонт автомобилей, поступающих на закрепленный пост; если пост свободен, рабочие переходят к другим занятым постам, распределяясь между ними равномерно, т. е. при наличии одного автомобиля в подразделении все рабочие ремонтируют данный автомобиль.

3. Модель с частичной взаимопомощью – когда каждый рабочий производит ремонт автомобилей, поступающих на закрепленный пост.

Если пост свободен, рабочие переходят к другим занятым постам, объединяясь в группы не более L человек; остальные простаивают. При использовании модели массового обслуживания без взаимопомощи на свободных постах рабочие будут простаивать. При использовании модели массового обслуживания с полной взаимопомощью будет необходимо, чтобы все рабочие обладали высокой квалификацией, вследствие чего вырастут расходы на заработную плату персонала. Поэтому предлагается использовать модель деятельности зоны ТО и ремонта с частичной взаимопомощью автомехаников. При таком подходе необходимо особое внимание уделять кадровому подбору автомехаников, которые будут работать в формирующихся для выполнения работ группах [3].

При формировании бригады автомехаников в разрабатываемой методике учитываются такие факторы, как деловая направленность каждого рабочего и их квалификация, состояние коммуникативных связей между рабочими постами и уровень механизации и автоматизации работ.

Определив деловую направленность каждого автомеханика с помощью разработанных и опробованных методик, можно прогнозировать психосоциальную эффективность работы при выполнении задания сформировавшейся группой рабочих, используя метод Монте-Карло.

Предварительная оценка психосоциальной эффективности основана на учете трех векторов направленности, каждый из которых включает два компонента: вектор направленности группы и выполняемого задания. Компоненты вектора направленности конкретного индивидуума выражают степень его направленности на себя, на группу или на задание [4].

Эффективность межпостовых коммуникаций зоны ТО и ремонта можно рассматривать как меру отклонения коммуникаций от идеального состояния.

Первый из компонентов, определяющих эффективность коммуникаций, – масштабный (Эк1). Он вводится для оценки ухудшения эффективности коммуникаций с увеличением масштаба задействованной в задании подсистемы, т. е. числа рабочих постов. Назначение второго компонента – отразить равномерность нагрузки между однотипными постами зоны ТО и ремонта [5].

Квалификация работников обу словлена уровнем знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующим подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. При этом компетенция определяется как способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности.

С помощью данной методики руководство автосервисного предприятия сможет добиться оптимальной производительности труда работников зоны технического обслуживания и ремонта.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Автослесарь. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей : учеб. пособие / А. И. Герасимен ко, Б. Б. Рас санов, Ю. Т. Чумачен ко / под ред. А. С. Тро фименко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2001. – 576 с.
  2. Савельев В. В. Анализ надежности привода газораспределительного механизма двигателей ВАЗ-21126 // Вестник СГТУ. – 2013. – № 2(71), вып. 2. – С. 33–37.
  3. Тахтамышев Х. М. Основы технологического проектирования автотранспортных предприятий. – М. : Academia, 2011. – 352 с.
  4. Зигель А., Вольф Дж. Модели группового поведения в системе «человек – машина» с учетом психосоциальных и производственных факторов. – М. : Мир, 1973. – 262 с.
  5. Шибанов Г. П. Количественная оценка деятельности человека в системах «человек – техника». – М. : Машиностроение, 1983. – 263 с.

Метки: Транспорт