Зависимость от виртуального мира
Зависимость от виртуального мира
В начале 21 века все чаще стали говорить о компьютерной зависимости наших детей. Зависимость развивается постепенно. Как правило, все начинается с компьютерных игр. Современные дети играют в компьютер чаще, чем в сюжетно-ролевые игры или в обычные игрушки, привычные нам, их родителям. Причиной тому часто становимся мы сами, усаживая ребенка за компьютер, чтобы он нас «не доставал», ведь ребенок за компьютером может провести много времени, забывая обо всем вокруг и давая возможность родителям спокойно отдыхать и заниматься своими делами. Постепенно компьютерная игра занимает все больше места в жизни ребенка, без нее ему и грустно, и скучно, и повседнесные дела не идут на ум. Следующая стадия – это уже полная зависимость. Бледный, с горящими глазами, подросток просиживает у монитора ночи напролет, забывая о еде, сне, школьных делах, своих родных и близких.
Но не только компьютерные игры могут поработить юного человека. В последнее время реальную опасность стало представлять виртуальное общение в Интернете. Разнообразные социальные сети, как настоящая паутина, опутывают людей, общение в интернете становится предпочтительнее реальных контактов с окружающими, ведь в сети подросток может представиться любым героем, поменять имя, пол, родителей, придумать себе судьбу. Бороться с зависимостью от виртуального мира очень сложно, но необходимо, ведь недаром во всем мире эта зависимость признана реальной медицинской проблемой.
О компьютерной зависимости могут говорить следующие симптомы: слишком частая проверка почты; сокращение времени на прием пищи, еда перед монитором; вход в Интернет в процессе не связанной с ним работы; потеря ощущения времени, более частая коммуникация с людьми через сеть, чем пр личной встрече; игнорирование семейных и учебных обязанностей; невозможность сократить время пребывания в Интернете;пропуск еды, учебных занятий, встреч, ограничения в сне ради возможности быть в Интернете; появление усталости, раздражительности, снижение настроения при прекращении пребывания в сети, отрицание наличия зависимости.
Что делать и чего не делать, если Вы обнаружили у ребенка предпосылки развития зависимости? НЕ СЛЕДУЕТ ругать ребенка, запрещать ему сидеть за компьютером, ограничивать его общение с друзьями, винить научно-технический прогресс во всех человеческих бедах и объявлять компьютер главным врагом духовности. НЕОБХОДИМО исподволь, ненавязчиво переводить интерес ребенка на другие объекты. Поощрять и поддерживать любые творческие начинания ребенка – от занятий музыкой до увлечения исторической реконструкцией. Обязательно проводите с ребенком свободное время. Вместе гуляйте, посещайте экскурсии, театры, музеи. Особенно сближает и развивает чтение вслух, когда Вы с ребенком читаете друг другу поочереди. Позаботьтесь о физической нагрузке Вашего ребенка: установлено, что люди, активно занимающиеся спортом, гораздо реже попадают в компьютерную зависимость.
Наконец, помните, что главный рычаг воспитания – личный пример. Бесполезно рассказывать ребенку о вреде долгого сидения у монитора, если Вы сами «зависаете» у компьютера часами. Будьте грамотными и независимыми пользователями и прививайте ребенку культуру работы с ИКТ.
И. А. Никитина, МБОУ лицей №6, г. Химки, Московская область