Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Проблема развития внимания детей младшего школьного возраста

Проблема развития внимания детей младшего школьного возраста

Проблема развития внимания детей младшего школьного возраста является традиционной и обусловлена психическими особенностями данного возрастного периода. Всем известно: хорошо развитые свойства внимания являются факторами, непосредственно влияющими на успешность обучения в школе. Из этого напрашивается вывод: развивая определенные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

Мы предлагаем Вам информационную помощь по развитию свойств внимания у младших школьников. Ниже представлены различные упражнения, игры, интересные задания и полезные советы, как психологов, так и опытных педагогов.

Организм ребенка обладает наибольшей трудоспособностью в утренние часы. Поэтому в это время следует проводить наиболее трудоемкие занятия, например, корректурные пробы. Во второй половине дня время занятий следует сократить до 20-30 минут.

В ходе занятий не забудьте провести оздоровительные и психогимнастические упражнения.

Корректурные пробы

Ребенок получает бланк, на котором сплошными строками идут в случайном порядке буквы.

Я Ы Ж Е С Е К Л А Ь С У М С Т К В Ы П Р Н О Г П И Т Р Ш О Р

П А Е И Т Л Д Щ З Х Ж Д Л О В К У Ы М И Н Р П А С Ч Я Ф Ц

Й Т Ь Л Ш Д Н К М С Ч К Й Ц У К ЕН Г Ш Щ З Х Ъ Э Ж Д Л О

Р П А В Ы Ф Я Ч С М И Т Ь В Ю Л О Р П Н Г Ш Г Н Е К В С И

Т Ь Р П Г Л Д Ы Ф У А П Р Н И М А У В У Ы Я Ч В Е К А С М

П Н Г Р И Т О Ш Щ Л Ь Б Д З Х Ж Й Ч Ю Д Ш Г Л Ю Б О Н Е Р

Ь Т П К У А М С В Ц Ф Я Ы У К В Ч С В Ы Ц Е П М Н Р И Г Р Ь

Ш О Б Щ Л Ю Б Д Ш Ь Л Г Т О Н И Р Е М П К С А У Ч В Ц Я Ы

Й В А П Р Н Е И Т Ь О Р Г Н П А М И С В А К Ы С В А Ж Р В

Э Х О Г Р П Н Е А В М И П А С В Ч Ы Я Ф Й Ы У В К П Н О Ш

З Э Ъ Р У П Л Н И Е Л З Ы К У Р М Ч Н К Р О И М Н К Й У Ц И

Задание ребенку:

Приготовь синий и зеленый карандаши. Перед тобой лист, на котором подряд записаны буквы. По команде «Зеленый!» ты возьмешь зеленый карандаш и будешь первую букву зачеркивать, а вторую – подчеркивать до тех пор, пока не прозвучит команда «Синий!». После этого ты положишь зеленый карандаш, возьмешь синий и им, наоборот, будешь первую букву подчеркивать, а вторую – зачеркивать. Когда прозвучит команда «Стоп!», положи карандаш и закончи выполнение задания.

Рекомендуем

Перед выполнением задания провести небольшую тренировку.

Затем проверяющий говорит: «Зеленый!» и засекает время. По истечению одной минуты он говорит слово «Синий!» и вновь засекает время. Через минуту говорит «Стоп!».

Варианты

Для корректурных проб подойдет любой печатный текст (газеты, журналы, рекламные проспекты), в которых ребенку нужно будет отметить определенные буквы или значки. Размер шрифта должен соответствовать возрасту ребенка.

1. Зачеркни букву А и обведите кружком букву С.

2. Цифры обвести в кружок, букву а – подчеркнуть.

3. Зачеркните все буквы в и цифры 5.

4. Подчеркни так: А одной чертой, Б – двумя чертами.

Важно

Ежедневное выполнение этого упражнения в течение одного месяца без перерывов развивает концентрированность внимания, его устойчивость в монотонной работе, умение распределять внимание сразу на два вида деятельности, способность переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

По окончании месяца делается перерыв продолжительностью 2 месяца. Затем тренировку повторяют снова без перерыва в течение месяца.

Упражнение на развитие переключения и распределения внимания

Ребенок должен последовательно соединить пронумерованные точки и угадать, что получилось. Для этого можно использовать любые картинки: готовые задания есть в сети Интернет или можно перевести картинки на лист бумаги в виде точек только по контуру. Точки затем следует пронумеровать и предложить ребенку в виде задания.

«Распределение внимания»

Упражнение направлено на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно.

Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания – 1 минута.

«Зачеркни буквы, расскажи сказку»

Упражнение направлено на тренировку распределения внимания. Ребенку предлагают следующее задание: вычеркивать в тексте одну или две буквы ,и в это же время включают аудиозапись с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв он пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки.

Важно

Данные упражнения формируют у ребенка такое качество, как помехоустойчивость.

Следующие игры и упражнения можно выполнять что-либо ожидая вместе с ребенком или находясь в пути, делая ожидание и поездки более продуктивными.

Игра «Не пропусти растение»

Правила игры

Играющие слушают слова, которые произносит ведущий. Например: пенал, дуб, рыба, телевизор, тюльпан Если встречается название растения, то дети должны встать и сесть. Кто допустил ошибку, выходит из игры. Продолжительность игры 1-2 минуты (около 50 слов).

Варианты

Дается задание «не пропусти профессию», «не пропусти птиц» и т. д.

Изменяется движение в зависимости от ситуации: подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, покачать головой и т. д.

«Чтение с помехой»

Упражнение направлено на тренировку распределения внимания. Ребенок читает текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. Для первых занятий необходимо подготовить очень легкий текст и задать несложный ритм, в дальнейшем текст и ритм можно усложнить.

«Счет с помехой»

Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно за¬писывая их на листе бумаги в обратном поряд¬ке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т. д. Отслеживается время выполнения задания и число ошибок.

«Не собьюсь»

Считать вслух от 1 до 31, но ребенок не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь »

Упражнения на развитие произвольного внимания (наблюдательности)

Эти задания вырабатывают способность в течение продолжительного времени оставаться сосредоточенным на одном деле или предмете; расширяют количество предметов, охватываемых вниманием ребенка одновременно; развивают умение одновременно быть занятым разными видами деятельности; учат осмысленно перемещать внимание с одного предмета на другой.

Вместе с тем эти упражнения содействуют уточнению зрительных и слуховых восприятий, укрепляют память, развивают волю, способствуют воспитанию наблюдательности.

Некоторые упражнения требуют быстрого восприятия и запоминания увиденного. Другие, наоборот, предоставляют возможность для более длительного наблюдения и приучают к полному использованию отведенного для этого времени.

Упражнение «Внимание!»

Подберите несколько схематичных рисунков (7 – 9 схем), на которых изображены фигуры, буквы, числа, предметы. Данное упражнение можно выполнять с помощью персонального компьютера.

Задание ребенку:

Постарайся запомнить как можно точнее картинку, которую сейчас тебе покажут. Когда картинку уберут, сначала нарисуй ее в воздухе, а затем – на бумаге карандашом.

Рекомендуем

Сначала в течение 3 секунд (счет 1, 2, 3 про себя) показывайте первую фигуру. Затем проследите за тем, чтобы ребенок воспроизвел ее в воздухе ведущей (правой или левой) рукой и только потом перенес изображение на бумагу.

Важно

При проверке подчеркивайте то, как важно быть внимательным и запоминать все детали, особенно, если ребенок их не запомнил. Выразите свою уверенность в том, что следующий раз у него получиться лучше.

Постарайтесь, чтобы ребенок обошелся без вашей помощи, спокойно ждите его ответ, не высказывайте признаков нетерпения.

Игры индейцев

Положите в ряд 7 -10 различных предметов и прикройте их газетой (салфеткой). Приоткройте их секунд на 10, снова закройте и предложите ребенку предметы перечислить.

Варианты

1. Поменяйте местами 2 каких-нибудь предмета, покажите снова на 10 секунд, закройте. Ребенок должен сказать, какие предметы лежат не на своем месте.

2. В знакомом ребенку помещении переставьте 2-3 предмета. Попросите ребенка найти изменения.

3. Предложите ребенку, не глядя на предметы, сказать какого они цвета.

Сравнение предметов (картинок)

Картинки типа «Найди отличие», «Что изменилось» и т. д. часто печатают в газетах и журналах. Методика выполнения проста. Ребенок сравнивает между собой картинки, предметы (попарно) находит недостающие детали, предметы.

«Сосчитай удары»

Ребенок читает небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать число ударов. В процессе занятия количество предложений увеличивается.

Психогимнастические упражнения

1. Для улучшения мозговой деятельности выполните вместе с ребенком упражнение «Шапка для размышлений». Упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь. Удобно сядьте, расслабьтесь. «Наденьте шапку»: мягко заверните уши от верхней точки до мочки. Повторите упражнение 3 раза.

2. Для повышения устойчивости внимания выполните вместе с ребенком упражнение «Ленивые восьмерки». Нужно нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

Е. Д. Степанова, МБОУ прогимназия "Кристина", г. Томск