Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Поощрение

Поощрение

Каждый воспитательный прием, как лекарство, может приносить пользу, а может – и вред.

Рассмотрим "за" и "против" педагогического приема поощрения.

Поощрение много значит в жизни ребенка, но оно должно быть заслуженным, отмечающим какое-либо серьезное достижение, требующее значительных усилий.

Поощрение может принимать форму одобрения, поддержания ребенка, показа его правильных действий. Это может быть кивок головы, улыбка, добрые слова по поводу сделанного. Для ребенка очень важно знать, что его действия воспринимаются взрослыми положительно, что он на верном пути.

Поощрение поможет расширению прав ребенка, изменению его обязанностей, использованию различных моральных санкций. Все это, если применять разумно, помогает становлению личности.

Поощрение может выступать в форме похвалы. Похвалить человека очень полезно, это поднимает его уважение к себе.

По уровню своей культуры мы очень скупы на похвалу. Она необходима любому человеку, а ребенку – особенно.

Кому не нравится, если его хвалят? Похвала поощряет старания ребенка, облегчает работу, она становится средством, стимулирующим самосознание. Чем меньше ребенок, тем он непосредственнее радуется похвале.

Похвала должна возникать (если хотите, дароваться) спонтанно, ее не стоит планировать, ее нельзя ждать, как по расписанию.

Она должна быть конкретной, за конкретное дело. Хвалить следует так, чтобы в похвалу верилось.

Подарки детям – одно из важных средств поощрения детей, проявление любви, заботы. Своим подарком взрослые стремятся доставить радость. Для детей начальной школы подарки лучше выбирать такие, из которых им придется что-нибудь сделать, приложить фантазию: разобрать, собрать. Продумайте процедуру дарения, чтобы это было запоминающимся моментом. Предпочтительнее покупных подарков – подарки, сделанные своими руками.

Независимо от того, как учится ребенок, ведет себя, подарки он должен получать всегда в соответствии с традицией семьи: к Новому году, ко дню рождения и другим праздникам. Эти подарки не являются поощрением, они приносят радость ребенку, доказывают любовь родителей к нему.

Следует заметить, что наиболее существенные педагогические ошибки допускают родители именно при поощрении детей: награда за хорошую учебу, овладение каким-либо умением. Вся деятельность ребенка в этом случае направлена на то, чтобы получить награду, неважно каким способом это будет сделано.

Поощрять за успешную деятельность – значит постепенно приучать ребенка к тому, что все его действия будут вознаграждаться извне.

Постоянное подчеркивание успехов или качеств ребенка, восхищение его способностями приводит к тому, что дети верят в свою исключительность.

Похвала может дезориентировать ребенка. Если в семье малыша постоянно хвалят, то у него создается завышенный уровень притязаний и самооценки. В результате формируется эгоцентричная личность. Нельзя, чтобы ребенок делал все ради поощрения, получая его за каждую мелочь.

Похвала приводит к зазнайству, к завышенной самооценке, что может не совпадать с реальной деятельностью ребенка. Тогда все успехи ребенок будет связывать с собой, а во всех неудачах винить других.

Частые похвалы и награды обесцениваются в глазах ребенка, он теряет к ним интерес.

Похвала дурно сделанного становится оскорблением и того, кто это сотворил, и того, кто это нахваливает.

Очень занятые и обеспеченные родители часто дают детям деньги просто так. Они понимают, что слишком мало уделяют внимания детям, и компенсируют это денежной щедростью. Дав детям деньги, они полагают, что выполнили родительский долг. "Легкие" деньги очень вредны, они развращают детей. Так же вредно и много подарков. Это развивает неуважительное отношение не только к подаренным вещам, но и к тем, кто такие подарки дарит. Дорогие подарки детям очень быстро надоедают.

Избалованный дорогими подарками ребенок начинает требовать новых и новых доказательств любви родителей. И если они не делают таких подарков, то возникают конфликты.

Отсутствие похвалы или подарков, к которым привыкли дети, очень часто приводит их к нервным срывам, вызывает капризы, которые со временем очень трудно исправить.

Подумайте, все ли вы делаете для того, чтобы не создавать такие ситуации?

Наказание

Как и любое явление, наказание имеет свои положительные и отрицательные стороны. Рассмотрим "за" и "против" этой воспитательной меры воздействия на ребенка.

Наказание – это очень сильное средство воздействия на ребенка. Оно заставляет его испытывать чувство стыда, раскаяния за свой поступок. А стыд вызывает недовольство собой, желание исправиться.

Сущность наказания – переживание.

Наказание не несет вреда, если ребенок чувствует, что оно относится не к его личности, а только к его проступку.

С ребенком надо обращаться как с равным, даже если он совершает проступок, требующий наказания. Ребенок имеет право на собственную точку зрения, пусть он и не прав. В общении с ним нужно пытаться смотреть на себя его глазами, даже если считаешь себя абсолютно правым. Обсуждая с ребенком его проступок, не надо переносить оценку проступка на всю личность. Можно предложить самому оценить свой проступок и определить наказание для себя.

Самым большим наказанием, как принято считать в психологии воспитания, должно быть огорчение родителей. В. Г. Белинский писал: "Суровый взгляд, холодное вежливое общение, косвенные упрек, деликатный намек, отказ в прогулке – вот наказания, которые, будучи употреблены соразмерно с виной, произведут и сознание, и раскаяние, и слезы, и исправления".

Наказанием могут выступать изменение прав и обязанностей ребенка, различные моральные санкции, замечания, лишение каких-либо удовольствий.

Наказать – это совсем не обязательно отшлепать или грубо накричать. Для младших школьников отсутствие похвалы – это уже достаточно сильное наказание. Другая подобная возможность наказания – отказ общения. Нужно ребенку напоминать несколько раз об этом. Наказания такого рода должны применятся не долго. После него должно наступать примирение.

Для детей 6-8 лет наказание должно сразу следовать за проступком. Для более старших детей наказание может быть отсрочено на некоторый срок (ребенку надо сказать об этом), но не на другой день.

Наказание помогает ребенку расти, если оно соответствует его реальным потребностям.

"Нужно предъявлять человеку больше требований, – писал А. С. Макаренко. – Если от человека не потребовать многого, то от него не получишь многого"( с. 125)

В то же время Н. Г. Чернышевский подчеркивал, что ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастет человеком, более осознающим свое достоинство.

Одно и то же наказание может оказать на разных детей разное влияние. Характер наказания зависит от многих факторов. Наказание всегда индивидуально.

Януш Корчак утверждал, что не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактика договоренности, вера в опыт, сотрудничество помогут воспитанию.

Только с помощью свободы можно подготовить к свободе, только с помощью сотрудничества можно подготовить к сотрудничеству.

Наказание может нести и отрицательный эффект. Против наказания можно привести ряд доводов.

Любое наказание – это конфликт. Конфликт может быть вызван и ошибками взрослого.

Никто – ни ребенок, ни взрослый – не любят надзора и наказаний, которые всегда воспринимаются как посягательство на их достоинство. Особенно когда это происходит публично. Наказание всегда связано с ошибкой. Оно унизительно для всех и никогда не достигает желанной цели.

Родители иногда считают, что хорошая затрещина – лучший способ образумить своего ребенка, ссылаясь при этом на собственный опыт.

Если родители бьют ребенка, это означает, что их воспитательные усилия не достигают цели. Взрослый пользуется правом сильного, хотя этот вид наказания уничтожает даже надежду на возможность взаимопонимания между ним и ребенком.

Наказывая ребенка, родители прежде всего расписываются в собственном педагогическом бессилии, в предыдущих своих ошибках и неудачах, в своей воспитательной неграмотности и неумелости. В какой же неприглядной роли выступаем мы, взрослые, поднимающие руку или оскорбляющие словом человеческое достоинство незащищенных детей?!

Никакое самое "безболезненное" физическое наказание не является положительным методом воспитания. Нельзя растить страх в ребенке. Подобные меры воздействия развивают в детях чувство унижения, неравенства, зависимости, обиды, озлобленности. Боязнь наказания очень часто не останавливает ребенка перед очередным запретом, лишь заставляет его учиться изворачиваться, обманывать взрослых.

Физическое наказание, по мнению психологов, действенно только по отношению к наказывающему лицу: ребенок начинает бояться только его, старается вести себя прилично только в присутствии этого лица, не соблюдая требований и приличий в отношении других людей. Зло наказания в том, что, устраняя один конфликт, оно создает другой, требующий еще наказания и еще. Постоянные наказания отталкивают ребенка от человека, который его наказывает.

Несправедливое наказание озлобляет. Если ребенку говорить о том, что он плохой, то он и будет считать себя таким.

Если вы полагаете, что с помощью порки и других наказаний можно воспитать граждан, которые будут жить в свободном, демократическом обществе, то такими методами вы воспитаете рабов, которые склоняют голову перед господином, готовясь к реваншу или разбою.

Дети, которых бесчеловечно унижали, завтра сами захотят командовать другими, с помощью той же грубой силы. Дисциплина, которая держится на принуждении как в школе, так и в семье, косвенно, но неизбежно готовит детей к порабощению, к диктатуре, к фашизму. Такие мысли высказал французский педагог-гуманист С. Френе.

Социологические исследования показали, что 31% родителей убеждены, что порка – лучшее средство поддержания дисциплины и нравственности, 59% используют моральные формы воздействия.

47% детей уже сегодня уверены, что они будут бить своих детей, 22% заявляют, что не будут бить и лишь 18% считают, что вообще не будут наказывать своих детей.

Больше всего наказывают детей в возрасте 10-11 лет. В 74% семей детей наказывают физически; 21% родителей находят другие способы наказания; и только 5% – предпочитают не наказывать детей вообще.

Не скрываются ли корни жестокости за тем фактом, что многие дети уже сейчас говорят, что будут бить своих детей?

Н. Г. Куц, МКОУ "СОШ № 17" ИМРСК, п. Солнечнодольск, Изобильненский район, Ставропольский край