Взаимодействие школы, семьи и социума в работе с одаренными детьми
Взаимодействие школы, семьи и социума в работе с одаренными детьми Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, их направленность на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменила отношение к учащимся. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.
Педагоги школы поставили задачу создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Образовательное учреждение взяло курс на развитие способностей всех детей. Работа педагогического коллектива школы в контексте с ведущей методической проблемой школы «Индивидуализация образовательного процесса в условиях сельской малокомплектной школы» позволяет более отчетливо увидеть особенности и предпосылки развития каждого ребенка. Целенаправленная и систематическая работа с одаренными детьми позволяет более эффективно управлять формированием комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т. д. ), активизировать работоспособность и познавательную деятельность учащихся.
Именно поэтому в образовательном учреждении создана подпрограмма развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии способностей. В МКОУ «Стемасская СОШ» накопился богатый опыт работы со способными учащимися. Опыт весьма интересный и самое главное успешный, о чем свидетельствует положительная динамика в показателях качества знаний учащихся, результатах Единого государственного экзамена, участия в региональных конкурсах и проектах, 100%-ное поступление наших выпускников на бюджетные места в вузы.
В 2011 году МКОУ «Стемасская СОШ» стало победителем областного конкурса среди образовательных учреждений, внедряющих инновационные проекты в номинации «Одаренные дети».
Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Вся совместная деятельность осуществляется в рамках социального партнерства, призванного интегрировать имеющиеся культурно-образовательные, социально-экономические, общественные ресурсы, и становится благоприятной средой для развития личности ребенка. Достичь этого можно только при условии выработки единых требований к процессу формирования личности ученика со стороны всех участников образовательного процесса.
В построении партнерских отношений можно выделить три этапа.
Первый этап – знакомство. На первом этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Это важный фактор для построения партнерства. Общая цель школы, родителей и социума – ориентация на развитие социальных навыков детей, на подготовку конкурентоспособного выпускника, будущего специалиста, способного практически решать встающие перед ним жизненные и профессиональные проблемы. На первом этапе были проведены два мероприятия: мониторинг социальных запросов и ресурсов и собственный «ценностный аудит». Основным итогом стало желание родителей, школы и объектов социума к осуществлению совместной деятельности.
Второй этап – формирование нормативно-правовой базы, разработка программ, планов, проектов партнерского взаимодействия.
На этом этапе мы приступили к проектированию конкретных программ совместной работы. Здесь возникло понятие общего вклада – разделение ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Была сформирована нормативно-правовая база социального партнерства, зафиксированы в договорной форме цели, задачи, принципы (добровольности, кооперативности, взаимного доверия, взаимной ответственности и контроля, открытости и т. д. ); спроектирована совместная деятельность с родителями и социумом.
Третий этап – партнерство и реализация программ, планов, проектов. Одно из главных условий партнерских отношений – добровольность (осознанность выбора в разных формах совместной деятельности). Наши партнеры были подготовлены к такому выбору с помощью информирования, просвещения и реальной оценки своих возможностей.
Взаимодействие с субъектами социума осуществляется по следующим направлениям:
1. Функционирование на базе школы кружков и спортивных секций от центра дополнительного образования и детско-юношеской спортивной школы.
2. Проведение совместно с центром дополнительного образования и детско-юношеской спортивной школой акций, конкурсов, проектов, конференций, соревнований.
3. Обучение в детской школе искусств одаренных учащихся нашей школы на отделениях: «Вокал», «Изобразительное искусство», «Фортепиано», «Баян».
4. Подготовка учеников совместно с детской школой искусств к областным фестивалям, конкурсам («Живи, родник всея Руси», «Вдохновение», «С песней по жизни», «Зажги свою звезду», Дельфийские игры).
5. Проведение совместно с настоятелем храма Петра и Глеба встреч с учениками, родителями, праздников, конкурсов, выездных экскурсий (Пасхальный дар, Рождественский концерт, поездка по Золотому кольцу России).
6. Поощрение лучших учащихся по итогам учебного года, совместно с муниципальным образованием «Стемасское сельское поселение».
7. Совместная внеурочная деятельность с сельским домом культуры и библиотекой.
8. Профориентационная работа совместно с центром занятости населения.
9. Реализация лечебно-оздоровительной работы совместно с центральной районной больницей, Стемасским ФАП.
10. Организация совместно с ЦДО и другими ОУ летнего лагеря «Олимпийская деревня».
11. Публикация в районной газете «Вешкаймские вести» и на ее сайте творческих работ учащихся, заметок об одаренных детях.
12. Работа с отделом опеки и попечительства по развитию творческого потенциала приемных семей (семья Елисеевых –
2-е место в областной выставке художественного творчества, победа в зональном и участие в областном этапах конкурса на лучшую замещающую семью).
13. Участие в акциях, операциях и проектах, проводимых областной станцией юных натуралистов и центром детско-юношеского туризма и спорта.
14. Участие в ассамблее талантливой молодежи области (Жидяева Олеся – губернаторский стипендиат) и района (до 20% учащихся школы ежегодно становятся победителями в различных сферах одаренности).
В школе создаются условия для равноправного взаимодействия школы и семьи в развитии личности учащегося. Дни открытых дверей; тематические лекции для родителей; привлечение родителей к участию в проектно-исследовательской деятельности; анкетирование; мониторинг развития индивидуальных способностей учащихся; работа «Родительского всеобуча» по вопросам поддержки развития талантов у своих детей, сложностей коммуникации, социализации одаренных детей, а также трудностей подросткового возраста, вопросам адаптации учащихся на каждой ступени, снятия стресса учащихся при подготовке к экзаменам – это неполный перечень вопросов, которые школа решает совместно с родителями. Образовательное учреждение организует совместную работу педагогов и родителей на выстраивание ситуации успеха для ребенка в разрезе его определенной одаренности.
Принцип открытости, прозрачности деятельности учреждения реализуется через отчет о реализации программы развития, публичные отчеты директора школы перед родителями и общественностью, творческие отчеты школы и педагогов, публикации в СМИ, материалы сайта образовательного учреждения, выступления директора на активе района.
Таким образом, складывающиеся на современном этапе качественно новые партнерские отношения социума, семьи и школы позволяют обеспечивать осознанное цельное саморазвитие одаренной личности.
Т. Н. Архипова,
директор,
МКОУ «Стемасская СОШ»,
Ульяновская област