Подготовка педагогов к работе с родителями
Подготовка педагогов к работе с родителями Родительское собрание – это одна из форм педагогического просвещения родителей и взаимодействия школы и семьи. Подготовка и проведение родительских собраний – трудный и творческий процесс, основанный на продуманности всех этапов, признании прав родителей на участие в диалоге, на психологической комфортности участников.
Наверное, каждый педагог, выполняющий обязанности классного руководителя и проводящий родительские собрания, задавался вопросом о том, какими они должны быть в идеале. Каковы их возможности в выстраивании партнерских отношений с родителями? Как подготовиться к работе с родителями?
Родительское собрание – это одна из форм педагогического просвещения родителей и взаимодействия школы и семьи. Родители все реже приходят в школу «просто так», а на собрании находят ответы на волнующие их вопросы воспитания детей; имеют возможность понять, в чем состоят причины возникающих проблем, упредить возможные и предсказуемые трудности, заявить о своем мнении.
Нередко родительские собрания в школах сводятся к наскучившему перечислению фамилий «хороших» и «плохих» учеников и полученных ими отметок. Идя на родительское собрание, их участники искренне надеются получить от педагогов квалифицированную помощь в воспитании своих детей, а слышат иногда общие рассуждения и упреки: «не хотят учиться», «не выполняют домашние задания» и т. д.
Как педагог и классный руководитель с 18-летним педагогическим стажем работы я считаю, что подготовка и проведение родительских собраний – процесс достаточно трудный, но одновременно и творческий. Необходимо продумать все его этапы.
1) Выбор темы родительского собрания. Она должна быть сформулирована кратко, но емко, должна быть актуальной и понятной для родителей. Очень важно выявлять востребованные родителями темы методом опросов, анкетирования, личных бесед. Всегда вызывают интерес темы неоднозначные, по которым позиции родителей обычно расходятся, например: «Наказание ребенка: необходимость или. . . ?», «Почему родители и дети не всегда понимают друг друга?», «Что значит, любить ребенка?», «Легко ли быть учеником?»
2) Выбор формы проведения родительского собрания: традиционные и нетрадиционные или диалогические.
К первой группе можно отнести лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, встречи со специалистами различных профилей.
Ко второй группе – семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, диспуты, дискуссии, презентации родительского опыта, творческие конкурсы, семейные клубы и гостиные, педагогические студии, дни семьи в школе, читательские конференции, различные праздники.
3) Поиск информации по теме. Важно, чтобы информация была адаптирована к уровню понимания участников, насыщена фактами, цифрами, примерами из практики семейного воспитания и позициями ученых, сопроводить наглядной иллюстрацией: графиками, диаграммами, видеофрагментами, аудиозаписями.
4) Определение круга участников: родители, классный руководитель, учителя-предметники и представители администрации, специалисты различных профилей, представители общественных организаций и учреждений дополнительного образования, учредителей, специалистов центров культуры и общественных фондов.
5) Подготовка текстов приглашений и диагностических методик.
Тексты приглашений не должны быть формальными, представленными сухими строками официальности. В них следует указать тему и перечислить обсуждаемые позиции, над которыми следует подумать.
6) Выработка правил, которым будет следовать организатор. Например, коротко сформулированные, они могут звучать так: «Уважайте. Доверяйте. Помогайте. Учитесь. Благодарите. Объясняйте. Спрашивайте ».
7) Организационное обеспечение родительского собрания. Это оформление аудитории наглядностью (тема; обсуждаемые вопросы; аналитическая информация, представленная в виде графиков, схем, диаграмм); раздаточный материал участникам (извлечения из теории вопроса, фактическая информация, опросники, памятки, предписания, алгоритмы).
8) Проведение родительского собрания. Следить за регламентом и укладываться в 1-1,5 часа.
9) Обсуждение результатов. Педагог оценивает эффективность проведенного родительского собрания, опираясь на свои ощущения и мнения родителей как в устной форме («цепочка» мнений), так и в письменной, используя, например, метод неоконченных предложений («на собрании мне удалось осознать. . . , меня удивило. . . », «оказывается. . . », «теперь я исключу из арсенала своих воспитательных методов. . . »).
Я думаю, что процесс подготовки к родительскому собранию и его проведение – это творческий поиск, основанный на признании прав родителей на участие в диалоге, на психологической комфортности участников.
Литература и ссылки
Саляхова Л. И. Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы, Москва, Глобус, 2006.
М. В. Никифорова,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ «СОШ № 1»,
г. Нурлат,
Республика Татарстан