Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста и подготовке их к школьному обучению

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста и подготовке их к школьному обучению Есть такое крылатое выражение «Все начинается с детства». И это действительно так. Ведь все, что закладывается ребенку с самого раннего возраста, он проносит через всю жизнь. На семью, родителей приходится самое ответственное и трудное время – первые годы жизни ребенка. В этот период родители больше обеспокоены развитием и удовлетворением его материальных потребностей и иногда забывают о развитии и правильном удовлетворении его духовных потребностей. А для успешного обучения ребенка в школе, дальнейшего продолжения образования и самообразования необходимы развитые еще в дошкольном возрасте духовные потребности.

Условия, в которых ребенок растет и воспитывается, играют огромную роль. Роль семьи, родителей в воспитании и обучении ребенка дошкольного возраста огромна. Достоверно известно о нескольких десятках детишек, потерянных в лесу или похищенных и воспитанных животными, потом спасенных людьми. Основная черта: все они оказались сильно недоразвитыми, и последующее их воспитание и образование были неэффективными. Если дети возвращались в человеческое общество после 5-6 лет плена, то их с трудом удавалось выучить ходить вертикально и говорить несколько десятков слов. Низок интеллект и у детей, воспитанных с рождения в круглосуточных яслях. Основы интеллекта закладываются в первые годы жизни. К четырем годам есть уже половина интеллекта семнадцатилетнего, к шести годам – две трети. Темпы дальнейшего нарастания интеллекта определяются его исходным уровнем перед школой. Если он низок – усилия учителей будут недостаточно эффективны. Учителя говорят: если первый год плохо успевал, то таким и останется до конца школы. Конечно, это несколько преувеличено, но считается, что виноваты условия до школы. Здоровые не бывают глупыми от рождения. Но могут быть и нормальные условия в семье. Есть любовь, внимание, игрушки, телевизор, но нет специальных занятий. Сначала ясли, потом детский сад. Растет – как все. Результат разный. Для способных и сильных информации достаточно, слабым – мало. Вырастают троечниками. Следовательно, нет доказательств, что умные дети получаются только при специальных домашних занятиях. Могут вырасти и сами, если среда информативна. Но не все. И не того уровня, который для них возможен, даже если способный и сильный от природы. Поэтому специальные занятия с дошкольниками нужны. Возникает вопрос: «Когда начинать?» Ответ простой – с рождения. По такому поводу Макаренко сказал: «Вы уже опоздали… на полгода». Возраст ребенка был шесть месяцев. Считается, что первые четыре года особенно важны. Но это не занятия в буквальном смысле слова, по крайней мере до пяти лет. Игры, рассказы, расспросы. «Учить шутя». Нужно учить играть – сначала просто оперировать игрушками, подражать реальным действиям, потом разыгрывать целые сюжеты, в которых главное – отражение отношений между людьми. Но с пяти лет уже можно включать уроки, начиная хотя бы с 10 минут. Занятие должно длиться 20-25 минут, не дольше.

Чему же готовить ребенка до школы? Что значит готовить его к школе? Некоторые родители плохо представляют себе, что же именно они должны делать. И дети – под давлением родителей – пишут палочки, выучивают числовой ряд бог знает до каких величин, заучивают наизусть непонятные, длинные стихотворения и многое другое. Но все это ничего не дает для психического развития ребенка – развития восприятия, мышления, самостоятельной речи.

Исходя из современных задач обучения и воспитания, готовность ребенка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой.

Общая готовность к школе в первую очередь включает понятие нормального физического развития ребенка. К школе дети должны быть достаточно физически развиты и закалены, чтобы переход от дошкольного детства к более напряженной школьной жизни прошел безболезненно. Ведь даже при хорошем физическом развитии в первом классе, особенно в первой четверти, ребенок чувствует себя к концу дня утомленным, не слишком хорошо выглядит, родители пугаются, считают, что нагрузка слишком велика. Но дело не в нагрузке, а в перемене режима, который еще не стал привычным. И надо постараться дать ребенку возможность отдохнуть днем, поиграть, погулять.

Слабы у многих первоклассников руки. Как только пошли палочки и кружочки, так начинается сплошное расстройство и для учеников, и для родителей. Самые настоящие горючие слезы проливаются над строчками, где выведены скрюченные палочки. Вырываются страницы тетрадей, начинается переписка заново, появляются усталость, раздражение. А причина простая: не развиты мелкие мышцы рук, вернее, развиты недостаточно. Нужно учить ребенка рисовать, раскрашивать картинки, перерисовывать, рисовать с натуры. Очень полезно лепить из пластилина и вырезать из бумаги, ткани, картона различные фигурки. Полезно мастерить различные поделки. Если есть конструктор с мелкими деталями, собирайте его вместе с ребенком. Учите детей пришивать пуговицы, а девочек вязать крючком, вышивать, но только под вашим наблюдением. Все это будет стимулировать развитие мышц кисти. Ведь развитие двигательных навыков, особенно тонких движений пальцев рук, оказывает существенное влияние на развитие и мозга, и речи. Но обязательно надо следить за тем, чтобы любая работа доводилась до конца. Не разрешайте бросить ее на середине, потому что надоело или не получается.

Ребенка нужно учить всем навыкам и умениям, которые необходимы в быту. Ребенок должен уметь сам одеться, раздеться, расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, умыться, почистить зубы. Многие дети беспомощны в самообслуживании. А это отрицательно сказывается на самочувствии ребенка в коллективе сверстников.

Второй важной стороной готовности ребенка к школе является его интеллектуальная готовность. Ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения в простейших жизненных ситуациях; уметь наблюдать заданное, выделять главное в картинке, рассказе, проводить простые сравнения чисел, геометрических фигур и т. д. У ребенка нужно развивать умение различать и изображать линии, круги, вырабатывать точность, координацию движений руки и глаз. Огромное значение имеет подготовленность речи ребенка. Он должен уметь правильно и последовательно излагать свои мысли, задавать вопросы, выразительно говорить, правильно и грамотно строить предложения. Ребенок должен уметь рассказать об увиденном, пересказать содержание книжки, составить рассказ по картинке. В домашней обстановке, во время прогулок, игр, разговоров нужно как можно больше разговаривать с детьми, следить за своей речью, которая служит для ребят образцом для подражания. Надо расспрашивать детей о том, что они видели, что делали, как играли, терпеливо выслушивать их. Надо слушать, как ребенок читает стихи, разученные в детском саду, учить детей фантазировать. Больше читайте и рассказывайте ребенку, рассматривайте с ним картинки, пусть составляет по ним коротенькие рассказы. Интересные прогулки, посещение зоопарка, кукольного театра, выставок цветов, птиц, обмен впечатлениями об увиденном – все это развивает воображение ребенка. К шести годам ребенок должен правильно выговаривать все звуки. Если у него есть дефекты в произношении, следует заблаговременно обратиться к логопеду.

Надо научить ребенка смотреть и видеть, слушать и слышать, ощущать и осязать. Именно впечатления от окружающего мира, от наблюдений за неживой природой, ее объектами и их изменениями, за явлениями природы очень важны для ребенка. И мы должны научить его быть внимательным к тому, что нас окружает. Природа дает нам множество возможностей для развития мышления, для того, чтобы научить его видеть главные свойства предметов и явлений и опираться на них в своих действиях.

Чтобы ребенок успешно изучал математику в школе, он должен знать понятия: «больше», «меньше», «одинаково», «столько же», «поровну», «короче и длиннее», «глубже и мельче». Ребенок должен уметь сравнивать простейшие множества предметов (кубиков, фруктов и т. д. ).

Большое место в дошкольном воспитании должен занимать деловой настрой ребенка на школу, на серьезный учебный труд, то есть формирование его психологической готовности к школе. Следует постепенно внушать ребенку, что учеба в школе – серьезный труд, в результате которого он будет каждый день узнавать что-то новое, нужное и интересное. Не надо запугивать предстоящими трудностями школьной учебы. Надо готовить ребенка так, чтобы с самого начала обучения в школе он шел на занятия с большой охотой, проявляя интерес к учению. Но в то же время ребенка надо готовить к тому, что в школе ему подчас придется выполнять неинтересную, но очень нужную работу. Поэтому следует приучить ребенка подчиняться слову «надо».

У ребенка должны быть постоянные трудовые обязанности.

В постоянных домашних делах формируются качества, необходимые для учебной работы: умение доводить любое начатое дело до конца, преодолевать встречающиеся трудности, оценивать качество работы и ее результат, переживать удовольствие от сделанного важного дела, огорчаться неудачей. С приходом в школу ребенок попадает в новый коллектив своих сверстников. Готовить ребенка жить и работать в школьном коллективе надо еще до школы. Прислушайтесь, как ребенок говорит о делах в детсаду, что при этом употребляет чаще – «я» или «мы», как через «мы» ребенок учится уважать мнение коллектива, болеть за его успехи, уважать товарищей. Ребенок, который утром отправляется в свою школу, в свой класс охотно, с радостью, потому что он любит его, – счастливый человек.

Для успешного учения в школе большое значение имеет привычка к дисциплинированному поведению, чувство ответственности при выполнении любого порученного дела, прилежание ребенка. Надо развивать внимание детей, воспитывать собранность. Ведь учителя тратят много сил и энергии для того, чтобы приучить ребенка быть внимательным, сосредоточенным. Очень многие дети не приучены слушать взрослого. Ведь не так важны знания дошкольника, как умение слушать старших, полностью и творчески выполнять их указания, общая культура, желание и стремление учиться.

Умение работать, играть в коллективе, общаться со сверстниками, уверенность или неуверенность в себе, сдержанность или двигательная расторможенность, индивидуальные особенности ребенка – вот от чего зависит результат любой деятельности и, конечно, учебной.

Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста и подготовке его к школе очень и очень велика. И если родители будут со всей серьезностью относиться к подготовке ребенка к школьному обучению, то никаких неприятностей и огорчений у них не появится тогда, когда ребенок станет первоклассником.

Л. В. Алексеева,

учитель начальных классов,

МОУ «СОШ № 43»,

г. Саратов