Воспитание толерантности у младших школьников: формы взаимодействия семьи и школы
Воспитание толерантности у младших школьников: формы взаимодействия семьи и школы
Толерантность
(от латинского «толеран») – терпение, переносимость, снисходительность. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в другом именно «другого». Принятие – это положительное отношение к таким отличиям. Понимание – умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей, собственной и его. Воспитание толерантности – одна из важнейших задач современной семьи и школы. Однако в семье эта задача редко является ведущей.
Что же такое «толерантная личность»? Толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания, искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения – важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. Как воспитать «толерантную личность»?
Воспитание культуры толерантности должно начинаться в семье. Цель: показать родителям важность и необходимость применения принципа толерантности в семейном воспитании, во взаимоотношениях родителей и детей.
Задачи учителя:
– сформировать у родителей представление о толерантности;
– воспитывать культуру и уважение к взаимоотношениям в семье;
– показать, к чему могут привести ошибки воспитания;
– наметить пути возможного выхода из конфликтных ситуаций.
Как родителям в семье воспитать толерантного человека? Семья должна дать ребенку первый опыт взаимодействия с людьми: здесь ребенок должен учиться общаться, учиться слушать и уважать взрослых, бережно относиться к своим близким, уважать мнение других. На формирование толерантности у ребенка в семье должен сыграть личный пример родителей, родственников: атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми.
Формальная поддержка толерантного поведения может сопровождаться и нетолерантными суждениями родителей. Существует проблема межнациональной толерантности. Именно родители сеют гнезда межнациональной вражды, неприязни, даже не замечая этого. Дети впитывают националистические оценки родителей о «плохом» русском, еврее, узбеке и воспринимают их негативное отношение к людям другой национальности. Это может привести детей или к двойному стандарту поведения, или к тому, что, дети заражаются националистическими настроениями, как их родители. Среди типов нетолерантного поведения младших школьников можно выделить: интолерантное поведение в отношении представителей других национальностей, в отношении представителей межнациональных браков, а также в отношении детей с отклонениями в развитии.
Работа с данными типами нетолерантного поведения требует разных форм организации взаимодействия семьи и школы. Можно назвать некоторые из них:
– знакомство с семьей школьника;
– совместное обсуждение проблем межнационального общения с учащимися и родителями (личный пример взрослых воспитывает межнациональное сознание);
– обучение родителей навыкам толерантного общения (выявление проблем в воспитании детей, семейных отношениях, поведении родителей);
– занятия и беседы с родителями («Роль общения в жизни ребенка», «Причины возникновения конфликтов у детей», «Как научить ребенка понимать других людей»);
– проведение на классных часах дискуссий с детьми («Что значит быть терпимым в отношении с людьми?», «Нужно ли быть самим собой?», «Возможно ли жить без конфликтов?», «Умею ли я понимать других людей?»);
– обсуждение ситуаций;
– работа по организации совместной деятельности родителей и детей;
– проведение совместных праздников;
– проведение совместных занятий по проблемам общения, взаимотношений родителей и детей.
Только совместными усилиями современной семьи и школы, возможно воспитывать у детей культуру толерантного поведения в обществе.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Барциц В. В. Межэтнические проблемы в молодежной среде : работа школы в воспитании патриотизма и профилактике этнонационализма // География и экология в школе XXI века. – 2007.
2. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления // Воспитание школьников. – 2008. – N 3.
3. Староверова О. П. Формирование толерантного поведения у современной молодежи : метод. пособие / Староверова О. П. – Екатеринбург : , 2004.