Система комплексного подхода при работе с детьми с ОВЗ и их родителями
Система комплексного подхода при работе с детьми с ОВЗ и их родителями Функции семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, могут быть нарушены под влиянием ряда факторов, в том числе особенности личности ее членов и взаимоотношений между ними, условия жизни семьи, нарушение ее структуры и др. функции семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. [13,стр. 102].
Основные периоды жизненного цикла семьи, имеющей ребенка с ОВЗ:
– рождение ребенка: получение информации о наличии патологии, эмоциональное принятие и привыкание к данной проблеме;
– дошкольный возраст ребенка: организация лечения, реабилитации, обучения и воспитания ребенка;
– школьный возраст ребенка: принятие решений о форме школьного обучения, решение проблем взрослых и сверстников по поводу общения с ребенком;
– подростковый возраст ребенка: привыкание к хронической природе заболевания ребенка, решение проблем изоляции от сверстников;
– период «выпуска»: принятие решения о подходящем месте проживания ребенка.
Таким образом, семья, в которой есть ребенок с ОВЗ, – это особый объект для внимания всех специалистов, которые оказывают помощь семье.
Семьи, имеющие ребенка с ОВЗ, условно можно разделить на две группы:
1. Семьи, в которых отношение к проблеме ребенка носит конструктивный характер, не углубляются в длительные переживания, а пытаются более эффективно приспособиться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме;
2. Семьи, в которых отношение к проблеме ребенка носит деструктивный характер, который может выражаться в форме:
– игнорирования проблемы;
– жестокого обращения и эмоционального отвержения ребенка;
Система комплексной помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, включает следующие направления работы: психологическое изучение, консультирование и психокоррекцию.
Основная цель диагностической и консультативной работа – выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.
Во время диагностики и консультативной работы с семьями решаются следующие задачи:
– определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;
– выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье;
– определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;
– определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;
– определение путей гармонизации внутрисемейного климата;
– определение направлений социализации как детей, с особыми образовательными потребностями, так и их семей.
Изучение семьи – дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
Диагностика семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, проводится по трем направлениям:
1. Изучение ребенка
При проведении изучения ребенка необходимо обратить внимание на множество факторов, влияющих на развитие ребенка с психофизическими недостатками, и изучить:
1. Особенности личности различных категорий детей с отклонениями в развитии;
2. Факторы, определяющие личностное развитие на разных возрастных этапах;
3. Оособенности взаимодействия со сверстниками, с друзьями, братьями, сестрами и их влияние на его развитие;
4. Эмоционально-волевую сферу;
5. Причины, препятствующие формированию адекватной самооценки;
6. Оособенности формирования «системы Я»;
7. Межличностные отношения в малых социальных группах, состоящих из лиц с отклонениями в развитии;
8. Формирование мотивации к труду в условиях семьи;
9. Формирование мотивации к профессиональной деятельности в трудовом коллективе.
2. Изучение родителей (лиц их заменяющих) и членов семьи ребенка;
Знания особенностей родителей и членов семьи позволяет оптимизировать условия жизни ребенка и привлечь знакомых для него взрослых к активному и плодотворному участию в коррекционно-развивающем процессе. Поэтому рекомендуется изучать:
– личностные особенности;
– внутрисемейный климат и межличностные контакты в семье;
– факторы, влияющие на родительские позиции по отношению к ребенку;
– уровень воспитательской и родительской компетентности родителей;
– воспитательские качества и способности родителей;
– профессиональные умения родителей, выступающих в качестве педагогов для своих детей;
– социально-культурные условия жизни семьи на разных возрасных этапах развития ребенка;
– ценностные ориентации родителей различных социально-культурных групп в отношении ребенка;
– основные типы взаимодействия в семье с ребенком;
модели воспитания;
– формы родительского участия в формировании навыков социальной и трудовой адаптации;
– влияние родительской позиции на формирование личности;
– влияние «особого» ребенка на развитие и контакты его здоровых братьев и сестер;
– особенности отношений со здоровыми братьями и сестрами;
– родительские позиции отцов и матерей;
– родительское отношение к ребенку в зависимости от религиозных, культурных и национальных традиций семьи.
3. Изучение социального окружения семьи и факторов, влияющих на его социальную адаптацию
Знания о социальном окружении позволяют определить факторы, позитивно влияющие на социальную адаптацию ребенка. Поэтому необходимо изучить:
– отношение различных социальных групп населения к детям, подросткам и взрослым с психофизическими нарушениями;
– влияние здоровых сверстников на характер и динамику развития ребенка с психофизическими недостатками;
– макросоциальные условия, определяющие развитие и социально-трудовую адаптацию;
– макросоциальные условия, определяющие максимально возможную реабилитацию семей.
Комплексное обследование семьи каждого ребенка осуществляется разными методами. Основными методами являются наблюдение и эксперимент. В качестве дополнительных методов традиционно используют беседу-интервью, собеседование с родителями, воспитателями и ребенком, изучение документов об обследуемом, анализ продуктов деятельности и др. ) [12,стр. 138].
Проведение экспериментального исследования требует привлечения достаточного числа методик в рамках того или иного метода. Могут применяться как стандартизированные, так и неформализованные методики.
Для детей.
– Методика «Фильм-тест» (Р. Жиль) – исследование социальной приспособленности ребенка, особенности его межличностных отношений
– Методика «Два дома» – изучение особенностей общения ребенка с членами своей семьи
– Рисуночные тесты
– Методика «Лесенка для детей» (В. В. Ткачева) – изучение детской самооценки
Для родителей.
– Анкета «Психологический тип родителя»
– Социограмма «Моя семья»
– Тест-опросник родительского отношения – изучение родительских позиций матери и отца
– Методика «История жизни с проблемным ребенком» – форма изложения проблем в письменном виде
В психолого – педагогическом заключении по результатам диагностики должны быть отражены следующие аспекты: характер взаимоотношений между членами семьи, особенности внутрисемейного климата и модели воспитания ребенка, причины, дестабилизирующие адекватное психофизическим возможностям развитие ребенка. Кроме того, заключение должно включать рекомендации специалиста по преодолению имеющихся в семье проблем для ребенка и для родителей отдельно.
Консультирование семей с проблемными детьми может осуществляться в следующих направлениях:
– Психолого-педагогическое консультирование, которому может предшествовать медико-генетическая консультация
– Семейное консультирование.
Психолого-педагогическое консультирование и семейное консультирование осуществляются в рамках единой консультативной процедуры. Их объединение связано с основной причиной обращения за консультацией семей – это проблемы в обучении и воспитании ребенка с особыми потребностями.
– Профориентированное консультирование.
Консультирование семьи имеет определенную организационную форму:
1 этап – знакомство, установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания.
2 этап – определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их заменяющих.
3 этап – психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка.
4 этап – определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик.
5 этап – оценка результатов диагностики и формулирование реальных проблем, существующих в семье.
6 этап – определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены.
7 этап – подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем и способов их решения.
Работа с семьей связана с решением социально-психологических и личностных проблем семьи. Содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой поддержки человеку или сообществу в трудных ситуациях. [9,стр. 42].
Социально-психологическая поддержка семье ребенка с ОВЗ представляет собой комплекс мер по ее социальному обеспечению и обслуживанию.
Эта помощь включает следующие виды:
1. Образовательная (обучение, воспитание, информирование) помощь направлена на повышение адаптивных возможностей «особого» ребенка через обучение и воспитание. Методы оказания помощи:
– формирования сознания;
– – социального научения;
– включения личности в коллективную деятельность;
– закрепления положительного опыта совместной игровой, трудовой и учебной деятельности, т. е. методы педагогической коррекции.
2. Посредническая помощь включает несколько направлений:
– активизация поддерживающих систем (группы взаимопомощи);
– координация всех специалистов в решении проблем воспитания и обучения;
– социальное адвокатирование, т. е. защита прав семьи и ребенка в широкой социальной среде.
3. Психологическая помощь (эмоциональная поддержка и психологическая коррекция) направлена на регуляцию эмоционального состояния, профилактику возможных психологических затруднений, коррекцию неблагоприятных состояний. Методы оказания психологической помощи подразделяются на групповые и индивидуальные.
4. Среди них:
– методы психодиагностики;
– психологическая консультация;
– социально-психологический тренинг и аутотренинг;
– методы коррекции поведения, мотивации, общения и самооценки;
– методы психотерапии.
При решении вопросов семьи ребенка с ОВЗ здоровья педагог использует следующие организационно-содержательные формы работы:
– Психолого-педагогическое просвещение родителей;
– Организация конкретной помощи: материальной, педагогической, юридической и др. ;
– Организация отдыха детей, проведение семейных праздников, привлечение к деятельности учреждения социального обслуживания;
– Диагностика семейных дисфункций;
– Психодиагностика супружеских взаимоотношений;
– Семейная психотерапия;
– Социальный патронат семьи;
– Тренинги и др.
При организации социально-психологической поддержки необходимо учесть не только объективные факторы (отсутствие материальных ресурсов, недоступность необходимых услуг и др. ), но и субъективные (деструктивное отношение к ребенку, низкая реабилитационная культура семьи и др. ). Кроме того, нужно помнить, что разрешение семейных проблем – это, прежде всего выбор ответственного поведения самих членов семьи. [14,стр. 79].
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Аксенова, Л. И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии / Л. И. Аксенова // Дефектология. 1997. № 1.
2. Боровая, Л. П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей / Л. П. Боровая // Социально-педагогическая работа. 1998. № 6.
3. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии: [сб. тр. / сост. , авт. вступ. ст. и библиограф. Т. М. Степанова] / Л. С. Выготский. – М. , 1995.
4. Власова Т. А. , Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М. , 1967.
5. Дементьева Н. Ф. Роль семьи в воспитании и обучении детей с особыми нуждами. М. , 1996.
6. Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка. М. , 1939.
7. Иванов Е. С. , Исаев Д. Н. Что такое умственная отсталость. Руководство для родителей. СПб. , 2000.
8. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб. , 2003.
9. Крупина И. В. Основы семейного воспитания// Педагогика/ Под ред. П. И. Пидкасистого. М. , 1996.
10. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М. , 1988.
11. Левченко И. Ю. , Ткачева В. В. Психологическая помощь семье
12. Олиференко Л. Я. , Шульга Т. И. , Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М. , 2002.
13. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. М. , 2004.
14. Солодянкина О. В. Педагогические основы взаимодействия образовательного учреждения с семьей: теория и практика: Монография. – Екатеринбург-Ижевск: Институт экономики УрО РАН, 2004. По материалам пособия «Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье» Солодянкиной О. В. )
15. Ткачева В. В. К вопросу о создании психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. 1999. № 3.
16. Шеффер Ч. , Кери Л. Игровая семейная психотерапия. СПб. , 2000.
17. Эйдемиллер Э. Г. , Юстицкий В. В. Психологии и психотерапия семьи. СПб. , 1999
18. © Ссылка на источник: http://ds284. mskobr. ru/obwenie/osobyy-rebenok/