Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Роль сотрудничества семьи и школы в социализации подрастающего поколения

Роль сотрудничества семьи и школы в социализации подрастающего поколения На современном этапе развития общества основная цель, поставленная перед российским образованием – достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» среди сформулированных требований к выпускнику «Новой школы» важнейшими являются владение достаточными знаниями, компетенциями и компетентностями, необходимыми для успешной социализации, готовность к сотрудничеству и коммуникациям. [3].

Проблема формирования личности такого уровня выходит за пределы одного учебно-воспитательного учреждения.

Социализация – это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются ею). Причем адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, а активный, при котором индивид добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая и совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической памяти. С другой, общество формирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в семье, школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде. [6]

Педагогический коллектив нашей школы использует широкие возможности социальной среды, социума как дополнительного средства воздействия на личность, на процесс его социализации. В социализации подрастающего поколения школа тесно сотрудничает с музыкальной, спортивной, художественной школами, учреждениями дополнительного образования, библиотекой, настоятелем храма «Всех Скорбящих Радость», досуговым центром «Спутник».

Каждый социальный институт представляет собой достаточно устойчивую социокультурную среду. У каждого из них свои специфические социально-воспитательные цели, задачи, формы и методы их достижения. И только в условиях согласованного взаимодействия социальных институтов можно успешно решить задачи социального становления личности.

И если учесть, что каждый социально-образовательный институт выполняет свою доминирующую роль в решении задач одного из направлений социального воспитания, тем интереснее и эффективнее могут быть результаты их взаимодействия в решении проблемы по достижению необходимого уровня социализации личности и повышения инновационного потенциала России.

Семья – важный социальный институт, это первая в жизни человека социальная общность, где он осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. Семья является неотъемлемым фактором развития, воспитания и социализации ребенка.

С поступлением ребенка в школу именно общеобразовательное учреждение становится для него одним из важнейших социальных институтов после семьи. Семья начинает разделять свою социализирующую функцию со школой.

Взаимодействие семьи и школы как важных субъектов социума является главным условием успешного развития личности.

Закон Российской Федерации «Об образовании» обусловил появление предпосылок для сотрудничества семьи и школы на основе равноправия, общего интереса субъектов взаимодействия.

Это направление продолжено и закреплено в национальной образовательной стратегии «Наша новая школа»: «Современная школа должна тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества». [3].

При рассмотрении вопросов обучения и воспитания неоднократно подчеркивалось положение о необходимости совместных усилий школы и семьи по воспитанию учащихся. В частности, при раскрытии сущности и закономерностей воспитания речь шла о том, что его успех во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы.

Не меньшее значение имеет данное положение, если рассматривать его с более широких социальных позиций. Воспитание детей – конституционная обязанность родителей. Они призваны укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать к учению и осознанному выбору профессии. Естественно, что школа должна использовать эту помощь со стороны семьи.

Школа не может не считаться также с тем, что влияние семьи на развитие и формирование детей во многом связано с эффектом раннего воспитания. Многие педагоги и психологи отмечали, что основы личностного развития человека закладываются в раннем детстве, до пятилетнего возраста. Вместе с тем влияние родителей и семьи продолжается и в годы последующего формирования человека.

Значение воспитательной деятельности семьи оказывает большое влияние на ее собственное укрепление. Дети цементируют семью, вносят в нее дух согласия и здорового сплочения. Чем лучше семья воспитывает детей, тем более успешно происходит их личностное развитие, тем больше радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоровых отношений между ними, что укрепляет их воспитательный потенциал.

При организации взаимодействия семьи и школы необходимо определить цель и педагогические условия этого взаимодействия, соблюдение которых поможет повысить его эффективность.

Цель взаимодействия состоит в привлечении семьи к совместной со школой социально-значимой деятельности, в обеспечении взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, его ценностных социальных ориентаций и творческого потенциала.

Педагогические условия совместно обсуждаются и определяются школой и семьей в процессе деятельности и являются главным структурным элементом в организации взаимодействия. А средством достижения поставленных целей является выбор форм и методов взаимодействия.

Выбор содержания, форм и методов для осуществления взаимодействия принадлежит школе. Они зависят от общественных установок и устремления родителей, а также от конкретных задач, стоящих перед школой и семьей на данном этапе.

К коллективным формам взаимодействия школы и семьи относятся:

– общие и классные родительские собрания;

– родительский лекторий, который способствует психологической и социально-педагогической компетентности родителей;

– привлечение родителей к участию в оформлении предметных газет, выставок творческих работ учащихся, проектов;

– привлечение родителей к руководству школьными кружками;

– участие родителей в подготовке и проведении внеклассной и внешкольной работы с учащимися (экскурсии, праздники, встречи с интересными людьми и т. д. );

– участие родителей совместно с детьми в спортивных соревнованиях, походах, мероприятиях.

Из индивидуальных форм взаимодействия школы с родителями используются:

– индивидуальные консультации родителей и детей;

– посещение семьи для знакомства с условиями проживания ребенка;

– диагностика внутрисемейных отношений.

Данные формы взаимодействия школы и семьи наиболее эффективны для осуществления процесса социализации.

В совместной работе школы и семьи по социализации подрастающего поколения нами используются методы социально-педагогического подхода: метод посредничества, метод партнерства, метод консультирования, метод доверительного взаимодействия, метод совета, метод рекомендации, метод толерантности, метод коррекции, метод социальной поддержки, метод взаимного информирования.

Рассмотренные формы и методы педагогического взаимодействия школы и семьи содействуют активному включению родителей в процесс воспитания, способствуют эффективности процесса социализации школьников.

Литература:

1. Бочарова В. Г. Социальный педагог: должность, профессия, призвание. – М. , 2007.

2. «Об образовании» – Закон Российской Федерации от 29. 12. 2012г №273-ФЗ (ред. от 23. 07. 2013). –М. , 2013.

3. Кондаков А. М. Новые стандарты общего образования. /Психолого-педагогическое обеспечение образовательной инициативы «Наша новая школа». Материалы научной сессии ПИ РАО от 08. 04. 2011 г. – М. , 2011.

4. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей. //Вестник образования. – 2001. – №8. – с. 24-33.

5. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. А-О, П-Я. – М. , 2011.

6. Мудрик А. В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М. , 1990г.