Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Социальный педагог в работе с неблагополучными семьями

Социальный педагог в работе с неблагополучными семьями Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Проблемы семейного неблагополучия для нашей страны очень актуальны. Актуальность этой темы состоим в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами.

Из-за неблагополучного психологического климата в семье увеличивается число разводов, снижается рождаемость, повышается рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений и повышается риск подверженности детей неврозам.

Я работаю с разными неблагополучными семьями. Это семьи, где ребёнок живёт в постоянных ссорах между родителями, где родители склонны к употреблению спиртного или наркотиков. Постоянные ссоры между родителями, ложь, конфликты, драки – все это способствует срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состояниям. Именно в таких семьях дети чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.

Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическое и эмоциональное отвержение со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия). Одним из мощных неблагоприятных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкоголизм родителей. В конечном итоге семьи с алкогольной зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.

Неблагополучные семьи можно подразделить на проблемные, конфликтные, кризисные.

В неблагополучных семьях, как правило, возникают психологические проблемы из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т. д.

Часто дети живут в семьях с целым комплексом проявлений неблагополучия, что де­лает их жизнь чрезвычайно тяжелой или даже невыносимой.

Я провожу социальную диагностику семей, составляю программу помощи семье, просвещаю родителей в вопросах воспитания детей. По возможности я пытаюсь предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее. Я никогда не жду, когда ко мне обратятся за помощью, в этической форме выхожу на контакт с семьей. Всегда оказываю помощь в обучении и воспитании детям из неблагополучных семей.

Помощь в воспитании проводится в первую очередь с родителями путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала. Нередки случаи, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Я направляю информацию в различные ведомства и службы по разрешению проблем в семье, а именно в орган опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних, инспекцию по делам несовершеннолетних. Нередко оформляю документацию на заседание ИДН (инспекция по делам несовершеннолетних) на родителей, не выполняющих свои родительские обязанности (полная информация о семье, акт обследования семьи, ходатайство о рассмотрении семьи на заседании ИДН, с указанием причины), где решением комиссии может быть выговор, предупреждение. В отдельных случаях, когда нет положительного результата в семье, документы могут быть направлены в комиссию по делам несовершеннолетних.

Я постоянно провожу консультации по вопросам семейного законодательства, межличностного взаимодействия в семье. Разъясняю родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

При беседах с родителями считаю необходимым объяснить, что существует много методов, с помощью которых можно воспитать в детях послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям. Например, хвалить детей за хорошие поступки, поощрять за любое изменение к лучшему, стараться научить ребенка исправить неправильный поступок, разговаривать с детьми в тоне уважения и сотрудничества, избегать пустых угроз.

Одна из форм работы с семьей – социальный патронаж. В ходе патронажа можно осуществить разные виды помощи – материальную, психологическую, образовательную. Перед посещением семьи я стараюсь найти возможность сообщить о своем визите.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Проводится он для следующих целей:

– диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

– контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика;

– адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и, прежде всего, асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Использую следующий алгоритм работы с неблагополучной семьей:

1) изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью;

2) первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи;

3) знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни;

4) знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод;

5) изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций;

6) изучение личностных особенностей членов семьи;

7) составление карты семьи;

8) координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д. );

9) составление программы работы с неблагополучной семьей;

10) текущие и контрольные посещения семьи;

11) выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

Всегда начинаю работу с неблагополучной семьёй с изучения причин неблагополучия в семье, то есть с её особенностей, целей, ценностных ориентиров, а так же обследование жилищных условий неблагополучной семьи. После изучения составляю карту семьи, в которую входит Ф. И. О. родителей и родственников, проживающих вместе, место работы родителей и должность, уровень материального обеспечения.

Привлекаю для помощи в работе других специалистов и, если проведённая работа дала положительный результат, сообщаю об этом в комиссию по делам несовершеннолетних, и семью снимают с социально-педагогического учёта.

Семья – важнейший социальный институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Она является объектом изучения очень многих общественных наук.

Взаимоотношения в семье – один из главных факторов воспитания детей. Моя задача – изучить семью, её проблемы и помочь своевременнопреодолеть их не только своими силами, но и привлечением квалифицированных специалистов: социальных работников, психологов, педагогов. Лишь только в таком случае семья останется единой, полной и благополучной.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Ананьев Г. Сиротство. // Социальная защита. –

2000г. – № 2. С. 24

2. Антонов А. И. Социология семьи / Под. ред. А. И.

Антонова, В. М. Медкова, – М. : «Nota Bene» 1998г. С. 360

3. Бурдина Г. С. Новая модель работы с семьей //

Социальная работа. -2007. №4. С. 44-45

4. Буянов М, И. Ребенок из неблагополучной семьи:

Записки дет. психиатра. –М. : «Просвещение»1988г. С. 234

5. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними //

Народное образование . – 1991. – №4

6. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными

семьями и подростками. Конспект лекций. – Ростов на

Дону, 2005.