Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Особенности работы классного руководителя сельской школы

Особенности работы классного руководителя сельской школы

«Педагогика должна стать наукой для всех – и

для учителей, и для родителей»

В. А. Сухомлинский.

В последнее время наша система образования очень сильно изменилась, перемены затронули различные сферы образовательной деятельности. С введением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения учителям приходится перестраиваться и переучиваться для того, чтобы идти в ногу со временем. Учащиеся все больше времени проводят в школе, поэтому воспитание и развитие детей сегодня стоит на одном из первых мест, т. е. является одним из приоритетных направлений работы школы. Современные условия выдвигают новые более сложные педагогические задачи.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Эта проблема не перестает быть актуальной. Перед классным руководителем стоит важная задача – сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Действующий закон «Об образовании» обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Новый ФГОС тоже акцентирует внимание на работу с родителями, говоря о них, как о третьей составляющей образовательного процесса.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи для всех очевидна, поэтому необходимо, чтобы это взаимодействие педагогов и родителей не противоречили, а дополняли друг друга, только в этом случае усилия взрослых будут положительно и активно восприниматься детьми.

Учителя сельских школ несут дополнительную ответственность, они порой являются для учащихся единственным положительным примером для подражания (родители малообразованны, загружены домашним хозяйством, порой имеют вредные привычки). В этом случае сельский учитель не только хранилище знаний и культуры, но и символ веры, надежды, любви и мудрости. Школа в сельской местности – это второй дом для детей и учителей. Мы, педагоги сельских школ, стремимся для школьников стать не только воспитателями и наставниками, а еще и близкими людьми, готовыми разделить с ними все их радости и невзгоды.

Я согласна cЕ. В. Тетенькиной, которая считает, что классный руководитель в сельской местности имеет свои преимущества: все друг друга знают; установлена связь с учителем начальных классов, тем самым во многом решен вопрос преемственности воспитательной работы; работа с родителями строится, учитывая воспитательные возможности семьи, семейные традиции; малая наполняемость классов. Но в нашей работе существует немало сложностей: низкая заинтересованность родителей в образовании детей; невысокое материальное благосостояние семей.

В сельской местности большое влияние на детей оказывает социум, каждый ребенок находится на виду односельчан и общественности. Это положительный и в то же время давящий над ребенком фактор, т. к. люди часто оценивают действия и поступки детей через призму своего отношения к их родителям. Например, от детей пьющих родителей односельчане не ждут хороших поступков и дел. А если это происходит, то воспринимают с недоверием, этим самым отталкивая и так обделенных родительской лаской и любовью детей от близкого контакта с жителями села. И напротив, если родители – уважаемые в селе люди, то это переносится на их детей. Но, как показывает жизнь, не всегда эти общественные штампы срабатывают. К счастью, бывают случаи, когда дети из неблагополучных семей вырастают успешными людьми, если в детстве общались с достойными сверстниками, посещали секции и кружки (здесь роль школы очень важна). А ведь есть и негативные случаи, когда в благополучной семье дети совершают негативные поступки. Современная действительность такова, что классный руководитель должен внимательнее относиться буквально к каждому ребенку, знать его интересы и предвидеть намерения.

Нам, сельским учителям, необходимо установление контактов с семьей, с родителями учащихся. «Вхождение» в семью является не только необходимым, но и главным условием, отвечающим всем родительским чаяниям, – видеть в наставнике своего ребенка, прежде всего Человека, которому можно доверить самое дорогое – своих детей. Необходим поиск новых подходов в организации сотрудничества с родителями, изменение содержания и форм взаимодействия с семьей.

Родительские собрания, на которых классные руководители говорят лишь об успеваемости и поведении учащихся класса, ушли в прошлое. Современные родительские лектории призваны развивать родителей в сферах педагогики и психологии. Тематика докладов наших учителей различна: «Берем пример с родителей», Гиперактивный ребенок», «Дети и родители глазами друг друга», «Поговори со мной на моем языке».

Учителя нашей школы считают необходимостью, чтобы каждый родитель обязательно услышал на классном собрании о своем ребенке что-то хорошее. Педагоги придерживаются определенных правил, например, начать с чего-то хорошего и хорошим закончить; о плохом говорить в общем, не называя фамилий; о хорошем – при всех, о недостатках – индивидуально.

В одном из журналов «Классное воспитание» в статье «Только хорошее» я нашла интересную для себя информацию о том, что учителю и родителям иногда очень трудно говорить о ребенке только хорошее, часто всплывают всевозможные «но…». Попробовав на одном из собраний провести такой эксперимент, я в этом убедилась. Готовясь к собранию, сознательно решила, что буду говорить родителям об их детях только хорошее. Это действительно оказалось не так просто. Не обо всех детях удалось вспомнить, как они себя проявляли с хорошей стороны. На собрании первым делом я сообщила родителям, что у них совершенно потрясающие, замечательные ребята (в глазах родителей я увидела удивление и изумление). Предложила родителям самим рассказать, какие у них хорошие дети (это вызвало большие затруднения). Тогда я предложила взрослым дома понаблюдать за своими детьми и отметить положительные качества, которыми они обладают. На следующем собрании мы вернулись к предыдущей теме. И оказалось, что даже у самых отъявленных двоечников и забияк много хороших черт и качеств, о которых мы даже и не подозревали. Я узнала новое и интересное для себя об учениках своего класса. Одним из моих девизов при работе с классным коллективом является: «Всегда в любом человеке необходимо искать хорошие черты».

Проводя беседы с родителями, дискутируя, иногда споря с ними, мы все-таки приходим к единому мнению, что правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наша вина перед другими людьми, обществом.

Часто приходится доказывать, что личный пример родителей – это основа будущего поведения ребенка. Народная мудрость гласит: «Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься».

Для того чтобы родители были действительно примером для своих детей, приходится проводить с некоторыми из них индивидуальные назидательные беседы, например, на мой звонок маме с сообщением о том, что ее ребенок курит, она отвечает: « 7 класс, уже взрослый, давно пора», или «Ваш ребенок ругается матом», папа: «Мы все ругаемся, так привыкли…», а затем придумывать различные совместные мероприятия, в ходе которых доказывать, что без вредных привычек, матерных слов жизнь вполне возможна, без них она намного интереснее и привлекательнее. Родителям своих детей я часто говорю: «Гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей – его тяжесть на сердце, не дающая ребенку набрать высоту».

Мы стараемся вовлекать всех членов семьи в воспитательный процесс, через проведение всевозможных внеурочных мероприятий. Если на родительском собрании спросить, какую помощь можете предложить классному руководителю, то многие просто разведут руками. Поэтому ставлю вопрос по-другому: «Давайте вместе с детьми нашего класса подготовим и проведем праздник Масленицы для всей школы. Чем каждый из вас может мне помочь?» И оказывается, что посильная помощь классному руководителю доступна каждому из присутствующих: один может покатать детей на лощади во время масленичных гуляний, другой испечь блинов, третий – обеспечить музыкальным сопровождением или сшить одежду для скоморохов, вместе с детьми сделать чучело Масленицы, чтобы впоследствии сжечь его и т. д.

Стараемся вовлекать родителей и в другие виды школьной внеурочной деятельности: проектная («Истоки моей семьи», «Моя малая Родина » и др. ), трудовая (помощь животным и птицам – изготовление кормушек, а затем и скворечников, совместные рейды «Очистим нашу речку от мусора»).

Еще следует отметить, что в последнее время умение детей, общаться значительно ухудшилось. Телевизоры и компьютеры стали помехой живому общению между одноклассниками, членами семьи. Поэтому приходится доказывать и детям, и их родителям, что просмотр телевизионных программ, использование Интернета полезно в разумных пределах. Например, если это необходимо для учебы или общего развития. А в остальных случаях лучше просто погулять с друзьями, поиграть с ними в футбол, жмурки, прятки. Ведь это намного интереснее и полезнее для здоровья, чем смотреть программы, содержащие элементы насилия, грубости, пошлости (в последнее время без них не обходиться практически ни одна из телевизионных передач).

Большую трудность в воспитательном процессе моего класса представляет работа с опекунскими семьями и с семьями, в которых родители уезжают в города на так называемые заработки, т. к. не могут найти достойную работу в селе, чтобы прокормить свои семьи. Опекуны, в основном это бабушки, заменившие детям отсутствующих родителей. Большая пропасть находится между мировосприятием старшего и юного поколения. Сказывается разница в возрасте, взглядах, идеалах членов семьи, особенно сейчас, когда родители воспитывались в социалистическим обществе, а дети – при замене его другим, похожим на западное, капиталистическое. Приходится объяснять пожилым людям, что современная молодёжь немного «другая», чем раньше, и применять старые методы воспитания не всегда приемлемо. А детям объясняем, что к советам старших обязательно нужно прислушиваться, что они никогда плохого не пожелают, своих бабушек надо любить, уважать их, помогать во всем.

Большую роль на селе играет трудовое воспитание учащихся. Родители своим примером показывают детям, что нет ничего постыдного в физическом труде. На территории нашего села находится лесопитомник, где мы вместе с детьми помогаем круглый год, осуществляя посадку, выборку саженцев и многое другое. На базе питомника дети вместе с учителями – предметниками проводят многочисленные исследовательские проектные работы. Часто выступают на районных, областных экологических конференциях. На заработанные деньги устраиваются познавательные, развлекательные поездки в города Волгоград, Воронеж, Москву; в монастырь Серафима Саровского.

Все семьи разные, у каждой свои проблемы, но при совместной деятельности школы, учителей, родителей, детей всегда можно найти пути преодоления семейных трудностей.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Сотрудничество педагогов и семьи: организация системы работы/авт. -сост. Н. А Алымова, Н. А. Белибихина. – Волгоград: Учитель, 2008.

2. Классное руководство и воспитание школьников,/Н. Власова/ Издательский дом «Первое сентября». №6,2010

3. Е. В. Тетенькина «Работа классного руководителя в условиях сельской школы». http://nsportal. ru