Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Эти загадочные насекомые. Обобщающий урок по теме «Насекомые», 7 класс

Эти загадочные насекомые. Обобщающий урок по теме «Насекомые», 7 класс

Форма проведения: игра «Экологический бизнес банк»

Задачи:

Ø повысить экологическую направленность содержания биологических знаний о насекомых;

Ø способствовать воспитанию бережного отношения к природе, пониманию ее эстетического значения;

Ø подчеркнуть необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения насекомых.

Оформление: выставка рисунков, кроссвордов, стихов учащихся о насекомых.

Условия игры: В игре принимают участие 5 команд по 4-5 человек.

1 этап. Команды совершают путешествие по станциям. В кабинете расставлено 5 столов с табличками названий станций и материалом для выполнения заданий.

За каждым столом сидят «банкиры» - учащиеся старших классов, которые оценивают работу команды и выдают «валюту»- бабочек. На выполнение задания каждой станции отводится 6 минут, затем подается сигнал, и команды переходят на другую станцию согласно маршрутному листу.

Игра проводится на фоне тихой, спокойной музыки о природе.

2 этап. Занимательная викторина.

Станция Темная лошадка.

Оборудование: описания насекомых.

Задание: по описанию определить название насекомого.

1. Очень назойливые и распространенные насекомые. Древние люди так объясняли их происхождение. Жила красивая, но болтливая женщина. Она и богиня Луны – Селена очень любили прекрасного юношу Эндитиона. Женщина так и приставала к нему, так была несносно болтлива, что богиня Селена, рассердилась и превратила ее в насекомое. Это насекомое везде оставляет свои следы. Если оно отложит яйца, то через 4-5 дней из них появятся безголовые, безногие личинки, которые через 4-5 дней уходят в землю для окукливания. Куколки имеют вид коричневатого бочонка, вскоре из них вылетают насекомые. (Комнатная муха)

2. С этим насекомым знаком каждый. Тучами они носятся в воздухе, заполняя его зловещим жужжанием. И не всегда можно заметить, как они садятся на кожу. Объясняется это тем, что самка одновременно с укусом выделяет в ранку слюну. Она оказывает обезболивающее действие и усиливает приток крови к месту прокола. Развитие у этих насекомых происходит в воде, зимуют они во взрослой стадии в подвалах, дуплах деревьев. (Комар – пискун)

3. На березах летом можно увидеть листья, свернутые в фунтики. Это работа маленького (2,5 мм) насекомого. Передний конец его головы вытянут, им оно прорезает лист двумя несимметричными, сильноизогнутыми линиями до середины жилки листа. Правую половину заворачивает в виде трубочки с расширенным концом, а левой оборачивает образовавшуюся трубочку. В результате получается фунтик. Отложив яйцо в трубочку – фунтик, насекомое переходит на другой лист. Насекомое делает особые надрезы, поэтому фунтик не может развернуться. Математики считают, что эти насекомые решают сложную математическую задачу: построить эволюту по данной эвольвенте. Сами же математики до сего времени решить эту задачу не могут. Однако вопрос: зачем такая сложность, к чему лишняя трата сил? На этот вопрос ответа пока нет. (Березовый трубковерт)

4. Насекомые – опылители бобовых культур, богатых белком, их нужно знать и оберегать, так как их численность сокращается. Главные причины – уничтожение гнездовых участков скотом, гибель от инсектицидов и сжигание старой травы. В жизни этих насекомых много загадочного. Их работа начинается с первыми лучами солнца. Матка после зимовки начинает искать место для гнезда, которое строят в самых разнообразных местах: в покинутых норах мышей. В скворечниках, в залежалой соломе. В выбранном месте самка устраивает «пещерку», в ней она сооружает кувшинкообразные ячейки. Дно ячейки выстилает пыльцой и медом, а стенки делает из воска. Откладывает в ячейку 6-15 яиц и закрывает ее восковой крышечкой. Молодое поколение появляется через 20 -22 дня. К концу лета в семье уже насчитывается до 500 особей. (Земляной шмель)

5.В одном из небольших городков штата Алабама (США), благодарные жители поставили памятник насекомому. Нет, не муравью, не шмелю, и даже не пчеле, поднявшей семенную продуктивность люцерны в штатах. А кому бы вы думали? И за что? За то, что это насекомое надоумило их перестать сажать «хлопок по хлопку» и перейти на систему севооборота. Не надо было это насекомому делать, ведь оно не только себя, но и других насекомых подвело. Ведь монокультура, то есть одна культура на одном месте – просто рай для вредителей. (Хлопковый долгоносик).

Станция Веселая лужайка.

Оборудование: Растения и насекомые, обитатели луга, нарисованные на бумаге и вырезанные из нее (клевер луговой, чистотел, подорожник, ромашка лекарственная, гвоздика травяная, пастушья сумка, дикая капуста, бабочки, шмели, муравьи, белянковый наездник, гусеница капустной белянки, кузнечики, тля, божья коровка).

Задание: Построить модель луга и показать взаимосвязи, обитающих там организмов.

Ответ: питание, опыление, симбиоз, хищничество, распространение семян.

Станция Общество «Знание».

Оборудование: Коллекции насекомых без подписей (гладыш, вредная черепашка, жук – навозник, медведка, крушинница и другие).

Задание: По внешнему виду определить название каждого насекомого, что о нем знаете (место и среда обитания взрослого насекомого и личинок, стадии развития, чем питаются, роль в природе и другое).

Станция Экологический ералаш.

Оборудование: Картинки с изображением насекомых: свекловичный долгоносик, яблоневый цветоед, человеческая вошь, комнатная муха, обыкновенный комар, колорадский жук, майский жук, капустная белянка, непарный шелкопряд.

Задание: Распределить насекомых по группам, объяснить по какому принципу (вредители сада и леса, вредители огорода, переносчики возбудителей болезней). Объяснить, какие существуют методы борьбы с этими насекомыми.

Станция Пчелиная аптека.

Оборудование: баночки медом, воском, мазью, содержащей пчелиный яд.

Задание: Объяснить для лечения, каких заболеваний можно использовать эти вещества. Каких насекомых и продукты их жизнедеятельности еще используют в медицине?

Занимательная викторина

Мир запахов и движений

1.Что такое феромоны? (Пахучие вещества, вызывающие определённое поведение насекомых: защиту, тревогу и др.)

2.У каких пчел есть пахучая железа, каково ее значение? ( У рабочих пчёл, они оставляют запах на цветах)

3.Назовите насекомое, имеющее защитную «бомбу»? (Жук бомбардир)

4.Как общаются между собой муравьи? (С помощью запахов и жестов)

5.Какими танцами сообщают пчелы о нахождении взятка? (Круговым)

6.Что является ориентиром в полете пчел? (Солнце)

Архитекторы, строители

1..Какая бабочка носит на себе домик? (Психея-мешочница)

2.Назовите подводных насекомых строителей? (Личинки ручейников, личинки комаров-звонцов)

3.У каких насекомых в желудке есть «асфальт»? (Казахских муравьедов)

Что? Где? Как? Сколько?

1.Каковы размеры насекомых? (От микроскопических до 22 см)

2.Сколько поколений дают за год бабочки, мухи, тля? (1-3; 7; до 20)

3.Какое насекомое образует самые большие стаи? (Саранча)

4.Какие личинки бывают у насекомых? (Имаго образные и не имаго образные)

5.Какова продолжительность стадии куколки? (От двух дней до полугода)

В мире чудес

1.Какое значение имеет окраска насекомых? (Маскировка)

2.Кто имеет прототип сверла? (Наездники)

3.Какие животные видят в ультрафиолетовой части спектра? (Пчёлы, муравьи)

4.Где у насекомых расположены органы вкуса? (На усиках, у бабочек на лапках)

5.Зачем самка светлячка светится? (Подаёт сигналы)

6.Правда ли, что клопы самые заботливые родители? (Правда )

Подведение итогов:

Набранную «валюту» члены команды распределяют между собой по доле участия при выполнении заданий, или равномерно на всех членов команды (по желанию).

Выступление членов экспертной группы «банкиров». Оценивание работы учащихся учителем.

Приложение

Маршрутные листы (5 маршрутов).

Маршрут №1 Маршрут №2

1.Темная лошадка 1.Экологический ералаш

2.Экологический ералаш 2.Пчелиная аптека

3.Пчелиная аптека 3.Веселая лужайка

4.Веселая лужайка 4.Общество «Знание»

5.Общество «Знание» 5.Темная лошадка.

Маршрут №3 Маршрут №4

1.Пчелиная аптека 1Веселая лужайка

2.Веселая лужайка 2.Общество «Знание»

3.Общество «Знание» 3.Темная лошадка

4.Темная лошадка 4.Экологический ералаш

5.Экологический ералаш 5.Пчелиная аптека

Маршрут №5

1.Общество «Знание»

2.Темная лошадка

3.Экологический ералаш

4.Пчелиная аптека

5.Веселая лужайка

Л. А. Гусева, Михайловская СОШ №1, г. Михайлов, Рязанская область

Метки: Биология