Тема: Паукообразные
Тема: Паукообразные
Цели и задачи:
– познакомить со строением паукообразных, их многообразием, практическим значением.
– формировать умение сравнивать объекты
– формировать навыки анализа и синтеза информации
– развивать коммуникативные умения
– формировать способность выделять смысловые единицы информации
Используемые технологии:
– ИКТ
– РКМ
– схемные и знаковые модели
– игра
План — конспект
1. Орг.момент, целеполагание.
2. Актуализация знаний.
- Сегодня я хочу начать наш урок с неполного синквейна
сегментированные, многоногие
плавают, бегают, летают,
имеют хитиновый наружный скелет
самые многочисленные
- Какого слова не хватает? (членистоногие)
- Попробуйте прокомментировать каждую строчку синквейна, доказать, что речь именно о членистоногих. (1,5 млн видов)
- Какой класс этого типа мы изучали на прошлом уроке? (ракообразные)
проверим, насколько хорошо вы усвоили строение животных этого класса.
Демонстрируется частично заполненный опорный конспект по ракообразным
Вн.стр. Головогрудь, …....;
Конечности: 3 пары челюстей, 3 пары ногочелюстей, ….пар ходильных
ног,4 пары у самца или 5 пар у самки …........ножек,
сильноуплощенные ноги, видоизмененные в хвостовой............ .
ОДС - хитиновый покров (наружный скелет), мышцы.
П.- рот---желудок с жерновками---кишечник----анальное отверстие
…............../
В. - ….........железы
К — незамкнутая, заполнена ….........;сердце----.............-------полости между
органами----жабры/
Д.-............... на грудных конечностях.
Н - окологлоточное ….........кольцо.-----брюшная нервная ......-------нервы
О.ч.- органы осязания- …....усики, органы..........-короткие усики,органы зрения - ......глаза, органы равновесия.
Р.- половое, оплодотворение внутреннее, яйца развиваются на...........ножках самки.
Учащиеся дополняют опорный конспект, дают с его помощью характеристику ракообразрым.
3. Изучение нового материала
- Сегодня мы должны познакомиться с еще одним классом из типа Членистоногие.
- тему нашего урока вы сможете назвать, отгадав простую загадку:
он сети, как рыбак, готовит, а рыбы никогда не ловит (паук)
- Что вам известно об этих животных? (учащиеся вспоминают известную им информацию)
- Вы многое знаете о пауках, но наверное не все. Сегодня вы узнаете о том, как древняя легенда объясняет появление первого паука на Земле.
(Кто-то из детей рассказывает легенду)
В далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани.Ткала она из тончайших нитей, подобных туману, и люди любовались ее работой. И возомнила Арахна себя равной богам, равной Солнцу. Она заявила, что не сравнится с её мастерством даже мастерство богини Афины. Вызвала Арахна богиню на состязание и выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за её дерзость и неуважение к богам превратила Арахну в паука, который вечно плетет паутину.
Будь же ты проклята, век ты плети паутину,
Будь безобразной Арахной, которую люди
Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки
Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.
А мастерство твое, коим ты столько гордилась,
Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.
- Наука о пауках – арахнология.
- тема нашего урока Паукообразные.( в тетрадь)
Как вы думаете, почему в легенде говорится о прекрасной ткачихе, а не, например, о поварихе?
Рассказ учителя + презентация.
«Паук строит ловчие паутинные сети для ловли добычи. Сначала тянет многоугольную раму, затем к центру проводит радиальные лучи. А потом выпуская липкую паутину плетет спираль от центра, к ней-то и прилипают насекомые.
Построив сеть, крестовик усаживается либо в самом центре, либо где-то в укромном уголке. В этом случае он соединяет себя с сетью при помощи сигнальной нити. Когда в сеть попадает какое-нибудь насекомое, и прилипнув к ней начинает барахтаться, нити паутины колеблются и паук, соединенный сигнальной нитью узнает об этом при помощи органа осязания - ногощупалец. Кроме того и видит при помощи простых глазков, направленных во все стороны. При полной неподвижности глаз и головогруди это имеет большое значение. Паук набрасывается на добычу и вонзает хелицеры Выпускает яд и пищеварительные соки в тело жертвы. Если крестовик неголодный, то он обволакивает добычу паутиной и оставляет ее «про запас», если голодный пускает в дело свои ногощупальца, ими он разминает свою добычу, чтобы внутренности быстрее превратились в кашицу. Происходит внекишечное переваривание. Затем паук всасывает полужидкую кашицу мощной глоткой. От жертвы остается лишь хитиновый покров. Многие пауки строят себе из паутины различные укрытия, «домики»; живущие в норках — выстилают норки паутинными «ковриками» и делают паутинные «двери». Живущий под водой паук-серебрянка строит из паутины «водолазный колокол», в который натаскивает себе запас воздуха и в котором живёт. Многие пауки «упаковывают» пойманную добычу в паутинные «пакеты». Хороша паутинка и для страховки: видели, наверно, как вспугнутый паук падает, выпуская за собой паутинную нить. Потом по этой ниточке он поднимется наверх; смотать паутинку обратно он не может, но не пропадать же добру — паучок её съедает. Некоторые пауки спят, повиснув на такой паутинке. Любое неосторожное движение крадущегося в ночи врага — и паучок исчезает. И те, кто спит в более комфортных условиях, натягивают сигнальные нити. А ещё на паутинке можно летать. Как на параплане. Так пауки расселяются на новые места.»
Рассматриваем и характеризуем внешнее строение паука, затем внутреннее строение. При характеристике особо подчеркиваем черты сходства и различия с ракообразными.
4. Закрепление.
На партах конверты с элементами опорного конспекта по паукообразным. Дети получают задание собрать из этих деталей опорный конспект. На работу 2 минуты, затем демонстрируем то, что должно было получиться. Дается задание дома наклеить оп конспект в тетрадь.
5. Самостоятельная работа с учебником.
- Пауки не единственные представители класса. Он довольно разнообразен и включает несколько отрядов. Сейчас вам предстоит самостоятельно поработать с учебником и составить кластер о классификации паукообразных. Даю 2 минуты на эту работу.
Комментируем кластер.
6. Итог.
Познакомились с классом паукообразные давайте еще раз назовем основные черты строения этих животных. Даем общую характеристику класса.
7. Разгадываем мини-кроссворд то теме урока.
8. - Закончить урок хочу синквейном, который придумала одна ученица после изучения пауков:
Паук-крестовик,
восьминогий и восьмиглазый,
поймал, отравил, съел (муху),
тем самым принес мне пользу, ведь муха — разносчик заразы.
Спасибо ему!
Кроссворд.
1. Латинское название паукообразных
2. Паук, яд которого опасен для человека
3. Орган дыхания пауков.
4. Паукообразное животное с членистым брюшком
5. устройство из паутины для выведения потомства
И. А. Никитина, МБОУ лицей №6, г. Химки, Московская область
Метки: Биология