Тема урока: Покрытосеменные, или цветковые растения, 6 класс
Тема урока: Покрытосеменные, или цветковые растения, 6 класс
Цель урока: Сформировать представление учащихся о покрытосеменных растениях, их многообразии и значении.
Задачи:
Образовательные: Дать характеристику покрытосеменных растений. Рассмотреть их многообразие. Раскрыть понятия плод, деревья, кустарники, травы как формы цветковых растений, а также понятия однолетние, двулетние и многолетние растения.
Развивающие:
Развитие внимания и памяти в процессе изучения нового материала урока.
Продолжить развитие общеучебных навыков.
Развитие культуры речи.
Продолжить формирование умения анализировать и делать выводы, работать с различными источниками информации, в том числе с Интернетом.
Воспитательные:
Воспитание культуры поведения, умения слушать и слышать других.
Воспитание патриотизма и бережного отношения к природе.
Воспитание самостоятельности через организацию самостоятельной работы.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый и исследовательский.
Оборудование: учебник биологии 6 класс (В.В. Пасечник ), компьютеры с выходом в Интернет, проектор, комнатные растения.
Приложение: презентация к уроку «Покрытосеменные, или цветковые растения», презентация «Охраняемые растения Архангельской области»
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент 1 мин. | Здравствуйте, ребята! Присаживаемся на места. Мы начинаем наш урок. Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы узнаете много нового, полезного, и ваша душа еще больше расцветет. |
Приветствие учащихся | Приветствие учителя |
2. Опрос д/з
7 мин |
На прошлом уроке мы изучали тему «Голосеменные», давайте вспомним этот материал и ответим на вопросы представленные на экране • 1. Почему голосеменные получили такое название? • 2. Назовите основные признаки голосеменных растений • 3. Назовите примеры голосеменных растений • 4. Каково значение голосеменных?
|
Заслушивание и корректировка ответов учащихся | Отвечают на вопросы домашнего задания устно |
3. Изучение нового материала 3.1. Сообщение темы и цели урока 2-3 мин
|
В начале урока я неслучайно сказала, что на сегодняшнем уроке ваша душа еще больше расцветет. Темой нашего урока является «Покрытосеменные, или цветковые растения» Эпиграф к нашему уроку могут быть следующие слова: Безмолвные цветы - Властители пространства, И жаждой красоты Живет цветов убранство.
Какие цели мы сегодня должны поставить перед собой при изучении новой темы?
Итак, сегодня мы должны узнать:
• 1. Какие растения называются покрытосеменными • 2. Разнообразие покрытосеменных • 3. Места обитания покрытосеменных • 4. Значение цветковых. А еще мы окунемся немного в мир поэзии. |
Сообщение темы
Заслушивает ответы о целеполагании учащихся и делает обобщающий вывод |
Записывают тему урока в тетрадь
Высказывают свои варианты целеполагания |
3.2. Актуализация знаний 1 мин |
А теперь давайте вспомним: • Какие растения называют цветковыми? • Признаки низших растений • Что такое споровые растения?
|
Заслушивание ответов учащихся, их корректировка | Отвечают на вопросы учителя |
3.3. Новый материал 27 мин |
Покрытосеменные растения, по мнению ученых, произошли от голосеменных растений. Это самая молодая и многочисленная группа царства Растения, насчитывающая более 250 тыс видов. Рассмотрим признаки покрытосеменных растений. Открыть параграф 17 в учебнике, прочитайте первый пункт и назовите какие можно выделить признаки цветковых? В тетради запишите признаки цветковых:
• 1. Есть орган семенного размножения – цветок Знакомые с детства родные ромашки Мы рвем на лужайке у тихой реки, Как белые звезды, средь розовой кашки Они развернули свои лепестки. В. Рождественский
• 2. Образуется плод после цветения Слива в саду отцветает, Завязи много на ней, Скоро плоды замерцают, Неба ночного темней! Темно-лиловые сливы, Мякоти вкус неземной… Сделает сливу счастливой Год урожайный такой! • • 3. Внутри плода развиваются семена (т.е. они защищены (покрыты) Одуванчик придорожный Был, как солнце золотым, Но отцвёл и стал похожим На пушистый белый дым. Ты лети над тёплым лугом И над тихою рекой. Буду я тебе, как другу, Долго вслед махать рукой. Ты неси на крыльях ветра Золотые семена, Чтобы солнечным рассветом Возвратилась к нам весна. И еще несколько строк о цветковых растениях: Почему цветут цветы, Это знаем я и ты: Ведь у каждого растения Семя есть для продолжения. Плод созреет, упадет – Семя в землю попадет. Потому растут цветы, Каждый год растут деревья И приносят нам плоды.
|
Сообщение нового материала
Заслушивание ответов учащихся, их корректировка
Фронтальная работа с классом |
Работа с учебником
Работа с тетрадью
Отвечают на вопросы учителя |
Цветковых растений великое множество. Посмотрите на наши комнатные растения в нашем классе, чем они все отличаются? Итак, растения отличаются друг от друга по многим признакам. Запишите в тетрадь заголовок: «Многообразие покрытосеменных» Рассмотрим самые основные отличия:
Рассмотрите рисунок 56 в учебнике и сделайте вывод о том, какие растения называют однолетние, двулетние и многолетние. Сделайте соответствующие выводы в тетради. Проверим ваши выводы: Однолетнее растение — растение, жизненный цикл которого, включая созревание, цветение и смерть, занимает один вегетационный период. Двулетнее растение — травянистое растение, полный жизненный цикл которого составляет от 12 до 24 месяцев Многолетнее растение — растение, живущее более двух лет
|
Сообщение нового материала
Заслушивание ответа одного из учащихся, по необходимости корректировка ответа учителем или учащимися |
Запись схем в тетрадь, представленных в презентации
Самостоятельная работа с учебником |
|
Значение покрытосеменных растений: Скажите, ребята, какую роль играют в природе и жизни человека цветковые растения? - Действительно роль этих растений огромна, обобщив ваши ответы можно выделить следующее: 1. Пища для человека (овощные, хлебные, масличные, плодово-ягодные) 2. Сырье для промышленности (лен, хлопчатник, сахарная свекла) 3. Корм для сельскохозяйственных животных 4. Декоративное значение 5. Лекарственное значение
Дома вам нужно было провести исследование о том, какие лекарственные растения есть вашей аптечке или какие растения наиболее часто используются в вашей семье и для каких целей, какое лекарственное действие они оказывают. А сейчас мы поработаем с Интернетом и заполним таблицу, которая у вас есть после параграфа 17 с 83 и таблица эта же перед вами на экране. Начертите форму таблицы в тетрадь и заполните её (можно брать в качестве объекта своего исследования лекарственные растения о которых вы знаете. 4-5 примеров растений) Примечание: если нет возможности работы с Интернетом, то работу можно выполнить дома
У нас еще была назначена на прошлом уроке группа исследователей, которая выясняла какие растения Архангельской области подлежат охране. Они приготовили нам презентацию по этой теме. |
Заслушивание ответа одного из учащихся, по необходимости корректировка ответа учителем или учащимися
Заслушивание ответов учащихся о примерах лекарственных растений (фронтальная работа с классом)
Инструктаж по работе с ИКТ |
Ответы учащихся на заданный вопрос
Приводят примеры лекарственных растений
Работа в тетради с помощью Интернет-ресурсов (
Просмотр презентации |
|
3.4 Закрепление материала и рефлексия 5 мин |
Итак, сегодня мы с вами изучили общие признаки, многообразие и значение покрытосеменных растений. Всех целей, которые мы ставили в начале урока мы достигли, ну, а на сколько успешна наша работа сейчас мы проверим, выполнив небольшой тест. Вопросы на экране. Отвечать нужно «ДА» или «НЕТ» Вопросы:
Я думаю, что каждый из вас сегодня получит хорошую оценку за урок. Закончить урок я хочу следующими поэтическими строками:
ЦВЕТЫ Есть, есть душа у каждого цветка, Свой взгляд и стать у каждой есть травинки, Цвет и рисунок венчика, листка, И лепестка, и пестика с тычинкой. У каждого цветка есть жизни срок, Есть время детства, юности, цветенья, Плодоношенья, старости порог, Есть время сна и время пробужденья. К примеру, мак проснулся в пять, а лен - В шесть-семь, а бархатцы - лишь в восемь. Календула - та в девять. Ну, а сон: Картофеля - часа в 3 дня уносит, Тюльпан в 4 дня уж крепко спит, Мак и кислица в пять во всю зевают. А лилия садовая твердит: Они с шиповником лишь в восемь засыпают. Таинственен, красив цветочный мир. Войди в него - услышишь утром рано, Как светлой музыкой наполнился эфир: Поют луга, овраги и поляны… Звучит Симфония Цветов! Вдали, окрест - Глядят "антенны" в Космос повсеместно Земля - концертный зал, цветы - оркестр, Цветок - волшебный инструмент оркестра.
|
Зачитывает вопросы теста
Зачитывает поэтические строки |
Работа с тестовым заданием
Слушают стих, который зачитывает учитель |
4. Инструктаж д/з 1 мин |
Мы на уроке сегодня хорошо потрудились. Запишем д/з
|
Инструктирует учащихся о домашнем задании | Запись д/з |
Литература:
- Интернет- ресурсы http://mamaschool.ru/stixi/stixi-pro-slivu
- Яндекс- картинки
- учебник биологии 6 класс (В.В. Пасечник )
- Стихи Альбина Александровна Сенькова
А. В. Сентемова, школа № 62, г. Архангельск
Метки: Биология