Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Тема урока: Покрытосеменные, или цветковые растения, 6 класс

Тема урока: Покрытосеменные, или цветковые растения, 6 класс

Цель урока: Сформировать представление учащихся о покрытосеменных растениях, их многообразии и значении.

Задачи:

Образовательные: Дать характеристику покрытосеменных растений. Рассмотреть их многообразие. Раскрыть понятия плод, деревья, кустарники, травы как формы цветковых растений, а также понятия однолетние, двулетние и многолетние растения.

Развивающие:

Развитие внимания и памяти в процессе изучения нового материала урока.

Продолжить развитие общеучебных навыков.

Развитие культуры речи.

Продолжить формирование умения анализировать и делать выводы, работать с различными источниками информации, в том числе с Интернетом.

Воспитательные:

Воспитание культуры поведения, умения слушать и слышать других.

Воспитание патриотизма и бережного отношения к природе.

Воспитание самостоятельности через организацию самостоятельной работы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый и исследовательский.

Оборудование: учебник биологии 6 класс (В.В. Пасечник ), компьютеры с выходом в Интернет, проектор, комнатные растения.

Приложение: презентация к уроку «Покрытосеменные, или цветковые растения», презентация «Охраняемые растения Архангельской области»

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент 1 мин.

Здравствуйте, ребята!

Присаживаемся на места. Мы начинаем наш урок. Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы узнаете много нового, полезного, и ваша душа еще больше расцветет.

Приветствие учащихся

Приветствие учителя

2. Опрос д/з

7 мин

На прошлом уроке мы изучали тему «Голосеменные», давайте вспомним этот материал и ответим на вопросы представленные на экране

• 1. Почему голосеменные получили такое название?

• 2. Назовите основные признаки голосеменных растений

• 3. Назовите примеры голосеменных растений

• 4. Каково значение голосеменных?

Заслушивание и корректировка ответов учащихся

Отвечают на вопросы домашнего задания устно

3. Изучение нового материала

3.1. Сообщение темы и цели урока

2-3 мин

В начале урока я неслучайно сказала, что на сегодняшнем уроке ваша душа еще больше расцветет. Темой нашего урока является «Покрытосеменные, или цветковые растения»

Эпиграф к нашему уроку могут быть следующие слова:

Безмолвные цветы -

Властители пространства,

И жаждой красоты

Живет цветов убранство.

Какие цели мы сегодня должны поставить перед собой при изучении новой темы?

Итак, сегодня мы должны узнать:

• 1. Какие растения называются покрытосеменными

• 2. Разнообразие покрытосеменных

• 3. Места обитания покрытосеменных

• 4. Значение цветковых.

А еще мы окунемся немного в мир поэзии.

Сообщение темы

Заслушивает ответы о целеполагании учащихся и делает обобщающий вывод

Записывают тему урока в тетрадь

Высказывают свои варианты целеполагания

3.2. Актуализация знаний

1 мин

А теперь давайте вспомним:

• Какие растения называют цветковыми?

• Признаки низших растений

• Что такое споровые растения?

Заслушивание ответов учащихся, их корректировка

Отвечают на вопросы учителя

3.3. Новый материал

27 мин

Покрытосеменные растения, по мнению ученых, произошли от голосеменных растений. Это самая молодая и многочисленная группа царства Растения, насчитывающая более 250 тыс видов.

Рассмотрим признаки покрытосеменных растений. Открыть параграф 17 в учебнике, прочитайте первый пункт и назовите какие можно выделить признаки цветковых?

В тетради запишите признаки цветковых:

• 1. Есть орган семенного размножения – цветок

Знакомые с детства родные ромашки

Мы рвем на лужайке у тихой реки,

Как белые звезды, средь розовой кашки

Они развернули свои лепестки.

В. Рождественский

2. Образуется плод после цветения

Слива в саду отцветает,

Завязи много на ней,

Скоро плоды замерцают,

Неба ночного темней!

Темно-лиловые сливы,

Мякоти вкус неземной…

Сделает сливу счастливой

Год урожайный такой!

• 3. Внутри плода развиваются семена (т.е. они защищены (покрыты)

Одуванчик придорожный

Был, как солнце золотым,

Но отцвёл и стал похожим

На пушистый белый дым.

Ты лети над тёплым лугом

И над тихою рекой.

Буду я тебе, как другу,

Долго вслед махать рукой.

Ты неси на крыльях ветра

Золотые семена,

Чтобы солнечным рассветом

Возвратилась к нам весна.

И еще несколько строк о цветковых растениях:

Почему цветут цветы,

Это знаем я и ты:

Ведь у каждого растения

Семя есть для продолжения.

Плод созреет, упадет –

Семя в землю попадет.

Потому растут цветы,

Каждый год растут деревья

И приносят нам плоды.

Сообщение нового материала

Заслушивание ответов учащихся, их корректировка

Фронтальная работа с классом

Работа с учебником

Работа с тетрадью

Отвечают на вопросы учителя

Цветковых растений великое множество. Посмотрите на наши комнатные растения в нашем классе, чем они все отличаются?

Итак, растения отличаются друг от друга по многим признакам. Запишите в тетрадь заголовок: «Многообразие покрытосеменных»

Рассмотрим самые основные отличия:

  1. По форме – деревья, кустарники и травы
  2. Место обитания (вода, пустыня, лес, степи, арктическая пустыня)
  3. По размерам (эвкалипты более100 метроввысотой, а ряска очень маленькое растение)
  4. По форме стеблей (прямостоячие, стелящиеся, лазающие и вьющиеся)
  5. По строению корневой системы и форме листьев
  6. По продолжительности жизни (однолетние, двулетние и многолетние растения)
Задание:

Рассмотрите рисунок 56 в учебнике и сделайте вывод о том, какие растения называют однолетние, двулетние и многолетние.

Сделайте соответствующие выводы в тетради.

Проверим ваши выводы:

Однолетнее растение — растение, жизненный цикл которого, включая созревание, цветение и смерть, занимает один вегетационный период.

Двулетнее растение — травянистое растение, полный жизненный цикл которого составляет от 12 до 24 месяцев

Многолетнее растение — растение, живущее более двух лет

Сообщение нового материала

Заслушивание ответа одного из учащихся, по необходимости корректировка ответа учителем или учащимися

Запись схем в тетрадь, представленных в презентации

Самостоятельная работа с учебником

Значение покрытосеменных растений:

Скажите, ребята, какую роль играют в природе и жизни человека цветковые растения?

- Действительно роль этих растений огромна, обобщив ваши ответы можно выделить следующее:

1. Пища для человека (овощные, хлебные, масличные, плодово-ягодные)

2. Сырье для промышленности (лен, хлопчатник, сахарная свекла)

3. Корм для сельскохозяйственных животных

4. Декоративное значение

5. Лекарственное значение

Дома вам нужно было провести исследование о том, какие лекарственные растения есть вашей аптечке или какие растения наиболее часто используются в вашей семье и для каких целей, какое лекарственное действие они оказывают.

А сейчас мы поработаем с Интернетом и заполним таблицу, которая у вас есть после параграфа 17 с 83 и таблица эта же перед вами на экране.

Начертите форму таблицы в тетрадь и заполните её (можно брать в качестве объекта своего исследования лекарственные растения о которых вы знаете.

4-5 примеров растений)

Примечание: если нет возможности работы с Интернетом, то работу можно выполнить дома

У нас еще была назначена на прошлом уроке группа исследователей, которая выясняла какие растения Архангельской области подлежат охране. Они приготовили нам презентацию по этой теме.

Заслушивание ответа одного из учащихся, по необходимости корректировка ответа учителем или учащимися

Заслушивание ответов учащихся о примерах лекарственных растений (фронтальная работа с классом)

Инструктаж по работе с ИКТ

Ответы учащихся на заданный вопрос

Приводят примеры лекарственных растений

Работа в тетради с помощью Интернет-ресурсов (

Просмотр презентации

3.4 Закрепление материала и рефлексия

5 мин

Итак, сегодня мы с вами изучили общие признаки, многообразие и значение покрытосеменных растений. Всех целей, которые мы ставили в начале урока мы достигли, ну, а на сколько успешна наша работа сейчас мы проверим, выполнив небольшой тест. Вопросы на экране. Отвечать нужно «ДА» или «НЕТ»

Вопросы:

  • 1. Отличительный признак покрытосеменных – это наличие цветка и плода (да или нет)
  • 2. Покрытосеменные растения являются автотрофами по способу питания (да или нет)
  • 3. Покрытосеменные растения размножаются семенами (да или нет)
  • 4. Двулетние растения – это растения которые дают плоды и семена только на второй год (да или нет)
  • 5.Какое у вас настроение в конце урока:
(хорошее, плохое, чувство тревоги)

Я думаю, что каждый из вас сегодня получит хорошую оценку за урок. Закончить урок я хочу следующими поэтическими строками:

ЦВЕТЫ

Есть, есть душа у каждого цветка,

Свой взгляд и стать у каждой есть травинки,

Цвет и рисунок венчика, листка,

И лепестка, и пестика с тычинкой.

У каждого цветка есть жизни срок,

Есть время детства, юности, цветенья,

Плодоношенья, старости порог,

Есть время сна и время пробужденья.

К примеру, мак проснулся в пять, а лен -

В шесть-семь, а бархатцы - лишь в восемь.

Календула - та в девять. Ну, а сон:

Картофеля - часа в 3 дня уносит,

Тюльпан в 4 дня уж крепко спит,

Мак и кислица в пять во всю зевают.

А лилия садовая твердит:

Они с шиповником лишь в восемь засыпают.

Таинственен, красив цветочный мир.

Войди в него - услышишь утром рано,

Как светлой музыкой наполнился эфир:

Поют луга, овраги и поляны…

Звучит Симфония Цветов! Вдали, окрест -

Глядят "антенны" в Космос повсеместно

Земля - концертный зал, цветы - оркестр,

Цветок - волшебный инструмент оркестра.

Зачитывает вопросы теста

Зачитывает поэтические строки

Работа с тестовым заданием

Слушают стих, который зачитывает учитель

4. Инструктаж д/з

1 мин

Мы на уроке сегодня хорошо потрудились.

Запишем д/з

  • §17 читать и уметь отвечать на вопросы после параграфа
  • Подобрать стихи о лекарственных растениях
Урок окончен!

Инструктирует учащихся о домашнем задании

Запись д/з

Литература:

  1. Интернет- ресурсы http://mamaschool.ru/stixi/stixi-pro-slivu
  2. Яндекс- картинки
  3. учебник биологии 6 класс (В.В. Пасечник )
  4. Стихи Альбина Александровна Сенькова

А. В. Сентемова, школа № 62, г. Архангельск

 

Метки: Биология