Методическая разработка плана проведения недели биологии
Методическая разработка плана проведения недели биологии
Пояснительная записка
Предметные недели - одна из форм активизации учебной деятельности учащихся. Через игровые формы внеклассных и внеурочных мероприятий обучаемые привлекаются к углубленному изучению предмета. Такой вид внеклассной работы нацелен на формирование познавательных интересов, повышение общеобразовательного уровня, развития творческой активности обучающихся. Достоинством проведения предметных недель является создание благоприятной творческой атмосферы и привлечение внимания детского коллектива к учебному предмету.
Воспитание познавательной активности, мотивации учеников, развитие гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок требуют своего раскрытия в коллективных делах, а неделя учебного предмета помогает решать эти вопросы. Важная роль познавательных творческих дел - формирование сознательного увлечённого действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира: книги, учению, различным средствам самообразования и предметная неделя помогает проявиться личностным качествам каждого. Мероприятия, проводимые в течение недели, развивают у школьников такие качества как целеустремлённость, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищескую заботливость, душевную щедрость. Поэтому неслучайно проведение предметной недели стало традиционным.
Если ученику интересно мероприятие, то не нужно делать мероприятие обязательным, поэтому многие конкурсы и игры прошли только для тех, кто по-настоящему интересуется предметом.
Предметные неделя является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе, она способствуют углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по биологии имеет большое воспитательное значение, так как цель ее не только в том, чтобы осветить ее какой-то узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную творческую, самостоятельную работу. Проведение таких мероприятий воспитывает ответственность перед друзьями за выполнение задания, чувство переживания, сочувствие
Цель проведения недели биологии – активизация познавательной деятельности как необходимое условие развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирование ключевых компетенций.
Задачи
-Углубить и расширить знания учащихся:
о фундаментальных понятиях биологии и экологии;
о сущности биологических процессов;
о разнообразии живых организмов;
об основных областях применения биологических знаний.
– Формировать ключевые компетенции учащихся:
• поиск и обработка информации;
• работа с биологическими объектами;
• пропаганда здорового образа жизни;
• поддержка познавательного интереса обучающихся;
•развитие потребности в новых знаниях.
• пропаганда здорового образа жизни;
• формирование навыков публичного выступления, диалога, группового обсуждения.
• использование ИКТ-технологий и оборудования;
Девиз: «Сделать внеклассную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач обучения»
К.Ушинский
Принцип проведения недели: каждый учащийся является активным участником всех событий Недели. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности.
Прогнозируемый результат: приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях; развитие коммуникативных качеств личности, взаимоуважения, доверия, инициативности, терпимости; развитие осознанных мотивов учения, побуждающих к активной познавательной деятельности.
Большинство мероприятий недели направлены на развитие познавательного интереса интеллекта учащихся, способствуют овладению наиболее эффективными приемами умственной деятельности, формированию таких качеств как гибкость, критичность, самостоятельность мышления.
В целях развития практических умений и навыков в области применения биологических знаний в рамках недели используются задания прикладного характера. Часть мероприятий предусматривает развитие экологического мышления, формирование экологической культуры.
Неоспоримо значение недели биологии для выявления индивидуальных способностей и склонностей учащихся. Дальнейшая работа с группой учащихся, продемонстрировавших интерес к занятиям биологией, позволяет осуществить подготовку к осознанному выбору образовательной траектории и будущей профессии.
Для визуального восприятия и поддержания ситуации успешного соревнования ежедневно выпускаются информационные бюллетени. В конце недели после окончательного подведения результатов объявляются общие итоги. Отмечаются победители по классам, победители в отдельных конкурсах, а также наиболее активные и позитивные учащиеся.
План проведения недели биологии
Дата |
Событие |
Время пр. |
Участники |
Место пр. |
10 марта |
Час занимательной биологии |
15.00 |
5-7 класс |
Кабинет биологии |
11 марта |
Конкурс газет, кроссвордов, сказок, стихов о биологии. Демонстрация фильма “Живая природа”. |
В течение дня. Фильм в 15.00 |
5-11 класс |
Кабинет биологии Кабинет начальных классов
|
12 марта |
Игра “Путешествие по станциям” |
15.00 |
5-11 класс |
Кабинет начальных классов
|
13 марта |
Открытие галереи “Великие ученые, великие открытия”. |
15.00 |
8-11 класс |
Кабинет начальных классов |
14 марта |
В гостях у телевидения (Показ заранее подготовленной телепередачи) |
15.00 |
5-11 класс |
Спортивный зал |
15 марта |
Игра файнворд «Лесные птицы» |
15.00 |
5-11 класс |
Кабинет биологии |
Приложение. Презентация «Лесные птицы. Игра файнворд», состоящая из 3-х частей: игра файнворд, познавательный материал о птицах, тест.
Слайды 2 и 3 объясняют правила игры:
Слайд 4 – текст-загадка с заданием.
Как работать?
Когда вы найдёте слово – название птицы, подведите курсор и кликните. Буквы изменят цвет и появится картинка этой птицы. Кликните по картинке и узнаете много нового и интересного из жизни птиц.
Действия по слайдам определяют управляющие кнопки:
-вперёд,
- на слайд с текстом-загадкой,
- выход из презентации.
Из презентации можно выйти после текста-загадки и после теста.
Слайды 22-34 - вопросы теста, на которые легко ответить, если внимательно читали сведения о птицах.
Л. В. Жуликова, МБОУ - СОШ с.Кистендей, Аркадакский район, Саратовская область
Метки: Биология