Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: Образование почв и их разнообразие. 8 класс

Тема урока: Образование почв и их разнообразие. 8 класс

Практическая работа: Определение механического состава и структуры почв. Цели и задачи урока:

Обучающие: обеспечить усвоение знаний о

  • почве;
  • факторах почвообразования;
  • свойствах почвы;
  • строении почвенного профиля.

Развивающие:

  • развивать внимание, речь, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
  • формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать других, оценивать свою работу.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к труду.

Средства обучения:

  • системный блок, проектор, электронная презентация;
  • инструкции по проведению практической работы, листы самооценивания;
  • оборудование для практической работы;

Используемые технологии: элементы здоровьесберегающих (физкультминутка, лист самооценивания), проблемного обучения, информационных (показ презентации) технологий.

Методы: эмоционального стимулирования, аудиовизуальные, практические, аналогий, репродуктивные, проблемно-поисковые, самостоятельной работы; самоконтроля.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Предварительная подготовка:

Для проведения практической работы перед уроком переставляется мебель в кабинете, учащиеся делятся на 4 группы, в каждой группе заранее распределяются обязанности.

Структура урока:

  • Организация начала урока (2 мин.)
  • Актуализация знаний (5 мин.)
  • Изучение нового материала (15 мин.)
  • Практическая работа (15 мин.)
  • Подведение итогов урока. Выставление оценок. (2 мин.)
  • Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока:

  1. Организация начала урока
  2. Актуализация знаний (5 мин.)

Здравствуйте!С начала учебного года, мы изучили особенности рельефа и геологического строения России. Изучили климат и внутренние воды нашей страны. Сегодня мы приступаем к изучению ещё одного компонента природы, название которого вы сформулируете, взглянув на следующий слайд. (Слайд №2) В чем заключается значимость почв для человека?

Записываем название темы «Почвы России» в тетрадь.

На уроке мы должны найти ответы на вопросы:

  • Что такое почва? Каково её значение в природе и жизни человека?
    • Почему почву нередко рассматривают как самостоятельный природный комплекс?
    • Почему Докучаев В.В. назвал почву «зеркалом ландшафта»?
    • Чем отличаются почвы друг от друга?
    • Докучаев В.В. использовал выражение «земля живая». Можно ли «убить» почву?
    • После ознакомления с теоретическим материалом, будем выполнять практическую работу на определение механического состава почв. (Слайд №3)

У каждого из вас есть лист самооценивания работы на уроке. Подпишите его и не забывайте делать отметки после каждого ответа.

Итак, приступим.

  1. Изучение нового материала

С понятием почва вы уже встречались, поэтому, надеюсь, вам не составит труда ответить на вопрос: Что такое почва? Ваше определение должно содержать указание на расположение почвы и выделять отличительную особенность почв. (Слайд №4)

Записываем определение в тетрадь: «Почва - верхний тонкий слой суши, обладающий плодородием».

Научное изучение почв невозможно без упоминания имени Василия Васильевича Докучаева. (Слайд №5)

Для ответа на вопрос: Почему почву нередко рассматривают как самостоятельный природный комплекс? - необходимо сравнить строение ПК с компонентами почвы.

Итак, присутствуют ли в почве горные породы, вода, воздух, живые организмы? Какой компонент почвы, обеспечивающий плодородие, отличает её от других ПК? (Слайд №6)

Даже беглый взгляд на почвенную карту позволяет сделать вывод о многообразии почв. (Слайд №7) Попробуем разобраться, чем обусловлено такое разнообразие.

На почвообразование влияют климат, живые организмы, рельеф и горные породы, подземные воды. Почвообразование - длительный процесс, поэтому необходимо учитывать временной фактор. (Слайд №8)

Найдите взаимосвязи между почвообразующими факторами и особенностями почвы. (Слайд №9)

Почвообразование является результатом выветривания, образования гумуса, передвижения веществ в пределах профиля. (Слайд №10)

Существует несколько классификаций почв: построению профиля, по механическому составу, по структуре. (Слайд №11)

Почвенным профилем называется вертикальный разрез почвы. Он состоит из почвенных горизонтов. Под лесной подстилкой или степным войлоком располагаются горизонты вымывания, вмывания. Формируется почва на горных породах, названных материнскими.

По каким признакам различаются почвенные горизонты? (Слайд №12)

Классификация почв по механическому составу основана на соотношении частиц разного размера. (Слайд №13)

На плодородие почв также влияет её структура.

Наиболее благоприятной для растениеводства является зернистая и комковатая структура. (Слайд №14)

Физкультминутка

«да» - наклон головы направо, «нет» - налево

  1. Почва - горная порода, неизменяемая во времени;
  2. Почва - поверхностный слой суши, обладающий плодородием.

«да» - наклон головы вперед, «нет» - назад

  1. Плодородие почв определяется только количеством гумуса;
  2. На плодородие почв влияют количество гумуса, механический состав, структура почв.

«да» - сидеть, «нет» - встать

  1. Почва, как и природный комплекс состоит из горных пород, живых организмов, воды, воздуха;
  2. Почвенные млекопитающие - основные производители перегноя.
  3. Практическая работа «Определение структуры почвы». (Слайд №15)

Цель: научиться определять структуру почв.

Оборудование: образец почвы; лупа.

Ход работы:

  1. Рассмотреть под лупой образец почвы.
  2. Выявить размеры её агрегатных структур.
  • Глыбистая структура - комочки больше 10 мм
  • Зернистая структура - комочки от 1 до 10 мм
  • Пылеватая структура - комочки не выявляются.

Вывод:

Практическая работа: «Определение механического состава почв» (Слайд №16)

Цель: научиться определять механический состав почв.

Оборудование: образец почвы, Н2О.

Ход работы:

  1. Смоченный кусочек почвы замешать до состояния крутого теста, а затем скатывать между ладонями.
  2. По степени и характеру скатывания влажной почвенной массы определить механический состав почвы.

- песчаная почва - не скатывается между ладонями;

- супесчаная почва - скатывается в непрочный, легко разрушающийся при малейшем надавливании шарик;

- суглинистая почва - скатывается в шарик, а затем в шнурок или колбаску. Концы шнурка (колбаски) могут быть крошащимися (легкий суглинок), закругленными (средний суглинок) или острыми (тяжелый суглинок);

- глинистая почва - быстро и легко скатывается в шарик, затем в колбаску и при тщательном скатывании - в эластичный шнур, легко сворачивающийся вокруг пальца или карандаша.

Вывод:

VI. Подведение итогов урока - работа с листами самооценивания. (3 мин.)

Теперь, пожалуйста, прочитайте внимательно лист самооценивания и подведите итоги своей работы.

VI. Домашнее задание

Для всех: §26

Для желающих:

  • Чем перегной отличается от гумуса?
  • Каким живым организмам принадлежит главная роль в образовании перегноя и гумуса?
  • Докучаев В.В. использовал выражение «земля живая». Можно ли «убить» почву?

И. А. Зверева, ГБОУ СОШ №998, г. Москва

Метки: Биология