Тема: А.П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.
Тема: А.П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.
Обучающая цель: познакомиться с новым рассказом А. Платонова, проанализировать характер главного героя.
Воспитательная цель: поднять проблему сострадания и уважения к человеку.
Оборудование: портрет А.П. Платонова, толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля, листы с текстами, карточки с заданиями.
Ход урока.
Надо относиться к людям по-отцовски.
Каждый человек неповторим, а потому бесценен.
А. Платонов
I. Орг. момент.
II. Комментирование сочинений-рассуждений ребят на тему «В каком случае счастье было бы возможно?» (По рассказу Л. Андреева «Кусака»).
III. 1) Вопросы учащимся:
-Ребята, какие произведения А. Платонова вы читали в 6 классе? («Маленький солдат», «В прекрасном и яростном мире», «Корова»).
-Что вы знаете о жизни писателя А. Платонова?
2) Чтение учителем статьи в учебнике о Платонове.
- Как вы понимаете слова А. Платонова, взятые в качестве эпиграфа?
3) Слово учителя. Все творчество А. Платонова нацелено на то, чтобы пробудить интерес и уважение, бережное отношение к любому, даже самому пропащему человеку. Но писатель не требует «слепой любви». Он учит своих читателей всегда видеть в человеке хорошее. И, наконец, Платонов активно защищает человека от посягательств других людей. Юшка, один из самых униженных его героев, говорит своему обидчику: «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя».
Один из своих рассказов Платонов назвал «Сокровенный человек».
-Как вы понимаете слово «сокровенный»?
а) Нечто скрытое до поры, дорогое, что открывается лишь самым близким.
б) Сокровище - большая ценность.
А. Платонов был уверен: найди ключ к человеку, пробуди его доверие - и перед тобой откроется сокровище.
- Ребята, прежде, чем изучать произведение,- ответьте на вопрос: что по-вашему, означают слова «любовь», «сострадание»? Можно ли прожить жизнь без любви к ближнему?
IV. Самостоятельная исследовательская работа по группам.
I группа. Задание: прочитать отрывки из предложенных текстов, прокомментировать. (Могут быть предложены тексты из повести Л.Н. Толстого «Детство» про юродивого Гришу; из «Российского энциклопедического словаря» толкование слов «юродивый», «аскет»; из «Нагорной проповеди» (Евангелие от Матфея)).
- Какие христианские традиции юродства заложены в рассказе А. Платонова?
II группа. Задание: ответить на предложенные вопросы, подтвердить, если понадобится, тестом произведения.
1. Где работал и жил Юшка? Найдите описание его внешности. Какие автор использует изобразительные средства? Почему?
2. Прочитайте, в чем отказывал себе Юшка?
3. Почему дети издеваются над юродивым? Почему он безропотно переносит издевательства односельчан?
4. Почему Юшка верит, что дети его любят? Как об этом говорит автор?
5. Как автор объясняет, почему взрослые обижали его?
6. Что помогло Юшке жить и сохранять доброжелательность к людям? Куда уходит Юшка каждое лето? Каким он видит мир?
7. Зачитайте эпизод смерти Юшки. Кто виноват в этом? Можем ли мы сделать вывод, что иногда душевная черствость может стоить людям жизни?
8. «Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставалось среди людей и тратилось меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство».
- Как вы прокомментируете эти слова?
9. Расскажите о гостье Ефима Дмитриевича. Каковы плоды Юшкиной любви?
10. Работа со словарем В.И. Даля.
Задание: запишите значения слов, передающих различные состояния, чувства человека (слова встречались в тексте).
Радость
Обида
Ярость
Блаженный
Слепое сердце
Глумление
III группа. Художественная.
Задание: нарисовать иллюстрации, где должно быть изображено:
1) каким видит мир Юшка;
2) каким видят мир остальные люди.
- Чем отличаются рисунки?
V. После выступлений ребят учитель и ученики выводят формулу любви к людям:
Любовь = сострадание + доброта + милосердие + U
Рефлексия: Что же, по-вашему, означают слова «любовь» и «сострадание»? Можно ли прожить без любви к ближнему?
VI. Результат работы: мини-сочинение на тему «Как моя любовь (или чья-то) помогла другому человеку?»
Н. В. Обысова,
учитель русского языка и литературы,
МОУ «Милославская школа»,
р. п. Милославское, Рязанская обл.
Метки: Биология