Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Биология
  • Комплексный урок. Экологическое образование и воспитание с элементами природоохранной деятельности с учащимися начальной школы

Комплексный урок. Экологическое образование и воспитание с элементами природоохранной деятельности с учащимися начальной школы

Комплексный урок экологического образования и воспитания с элементами природоохранной деятельности учащихся начальной школы по теме “Лес - природное сообщество” был разработан и проведен в 4 классе учителем начальных классов Полянской Еленой Николаевной и учителем биологии и экологии Кабановой Людмилой Петровной. В качестве консультантов и экспертов привлекались учащиеся II ступени средней школы, подготовленные учителем Кабановой Л.П.

Цели.

  1. Доказать, что лес – это природное сообщество, расширить знания уч-ся об обитателях леса и установить связи, которые существуют между ними. Влияние человека на сообщество.
  2. Развивать умение самостоятельно работать, делать выводы и обобщения. Научить работать в группах, обсуждая результаты наблюдений, развивать коммуникативные навыки в ролевом взаимодействии. Развивать эмоционально-чувственную сферу личности. Развивать умение работать с дополнительными источниками знаний.

  3. Воспитывать наблюдательность, толерантность, интерес к предмету.

Оборудование.

Аудиокассета. Волшебные голоса природы. Малыш в лесу. Утро. Эдвард Григ, видеокассета. Биология 5 класс. Введение в биологию и экологию. Где живут организмы. “Центрнаучфильм” 1999г. Природные сообщества, таблица “Зональность лесов”, иллюстрации различных лесов, гербарий растений разных ярусов, муляжи грибов, карточки с заданиями для самостоятельной работы, эмблемы организаций, охраняющих природу, тексты статей для самостоятельного изучения, схема “Лес – природное сообщество”, учебник “Природоведение” 3кл.(1-3), 4кл.(1-4) автор Клепинина З.А. , 1998г.

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Введение в тему

 

Учитель-тьютор. Сегодня у нас не обычный урок природоведения, а урок – путешествие, и отправимся мы сегодня в гости к своему другу. К кому, отгадайте загадку.

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший.

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

Д. Лес

Учитель-тьютор. Правильно. Ведущим путешествие сегодня будет Людмила Петровна - учитель-эколог. Я – тьютор, организатор, вы – любознательные путешественники, которые все хотят знать, а ученики 8 класса – консультанты, будут помогать нам. Путешествовать по лесу будем пешком. Как вы думаете, почему?

Д. Чтобы не потревожить животных и птиц, чтобы не пропустить что-нибудь интересное.

Учитель-тьютор

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

(С.Никулин)

Цель нашего путешествия: познакомиться с обитателями леса и прикоснуться к тайнам, которые он хранит для любознательных путешественников.

Учитель-эколог. Нам необходимо понять и почувствовать, что лес – это природное сообщество, в котором все живые организмы живут в гармонии, а нарушение их законов ведет к гибели не только всех обитателей леса, но и человека. В благодарность за интерес и бережное отношение к лесу, он наградит вас здоровьем, подарит вдохновение, поможет раскрыть в каждом творческие возможности.

III. Проверка домашней работы

Учитель-тьютор. А сейчас проверим, как вы готовы к путешествию. Я хочу выяснить, что вы знаете о почвах.

Фронтальный опрос.

У. Что такое почва?

Д. Это верхний плодородный слой, на котором растут растения

У. Какие вам известны почвы?

Д. Чернозёмные, торфяные, подзолистые

У. Из чего состоит почва?

Д. Почва состоит из воды, воздуха, остатков растений и животных, песка и глины.

У. Экспресс опрос по вариантам по теме “Почва”

Учитель раздает задания для самостоятельной работы.

Дети выполняют работу на заранее подготовленных карточках с заданиями и сдают на проверку консультантам

Самостоятельная работа №1

Вариант I

1. Соедини стрелками названия видов почв с их особенностями.

 

Торфяные
почвы
 

Подзолистые
почвы

Черноземные
почвы

Они серого цвета. В них перегноя не очень много. Но люди научились получать высокие урожаи за счет хорошей обработки почвы и внесения необходимого количества удобрений

Они содержат самое большое количество перегноя. На них выращивают большие урожаи.

Они коричневого цвета. Хотя в них много остатков растений, перегноя в них мало. Они мало плодородны.

2. Основное свойство почвы______________________________________________

Дополнительное задание. Закончи предложение

Улучшают плодородие почв:______________________________________________

______________________________________________________________________

Вариант II.

1. Соедини стрелками названия видов почв с их особенностями.

 

Торфяные
почвы

Подзолистые
почвы

Черноземные
почвы

Они содержат самое большое количество перегноя. На них выращивают большие урожаи.

Они коричневого цвета. Хотя в них много остатков растений, перегноя в них мало. Они мало плодородны.

Они серого цвета. В них перегноя не очень много. Но люди научились получать высокие урожаи за счет хорошей обработки почвы и внесения необходимого количества удобрений

2. Враги почвы_________________________________________________________

Дополнительное задание. Закончи предложение

Улучшают плодородие почвы:___________________________________________

______________________________________________________________________

Консультанты собирают листочки с самостоятельной работой.

Учитель-эколог. Итак, почва – это верхний плодородный слой земли, без которого не было бы ни садов, ни полей, ни лугов, ни лесов. От состава почвы зависят, какие растения растут. Для лесов характерны подзолистые почвы. Сады, поля предпочитают чернозем.

На доске таблица “Зональность лесов”.

Схема “Лес – природное сообщество”, которая заполняется по ходу урока.

id20069

IV. Актуализация.

Учитель-тьютор. Теперь мы можем спокойно отправляться в лес для выполнения поставленных задач. Итак, в добрый путь! Закройте глаза, представьте, что вы стоите на опушке леса, до вас доносятся звуки и аромат леса. Звучит музыка –1 мин.

Откройте глаза. Поделитесь своими впечатлениями.

Дети фантазируют.

Учитель-тьютор. На уроке изобразительного искусства продолжим фантазировать, нарисуем увиденное.

V. Новый материал

Учитель–тьютор. А сейчас предлагаем вам путешествие в лиственный лес. А какие леса называют лиственными? Приведите примеры.

Д. Это леса, в которых растут деревья с крупными листьями: дубы, клены, липы и т.д.

Учитель–тьютор. Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными. Все его обитатели: и животные, и растения живут совместно на разных этажах леса. Эти этажи ученые называют ярусами. Посмотрите второй фрагмент видеофильма о лесе и ответьте на следующие вопросы: Какие ярусы есть в этом лесу? Какой фактор неживой природы влияет на распределение растительности леса по ярусам? Итак, в путь. Будьте внимательны! Просмотр видеофильма – 3 мин.

Д. 1 ярус – деревья, 2 ярус – подлесок (кустарники), 3 ярус – травянистые растения, 4 ярус – мхи, лишайники, грибы. На распределение растительности леса по ярусам влияет свет.

Учитель-тьютор. Молодцы! Итак, от света зависит ярусность.

Заполняется схема “Лес - природное сообщество”.

А теперь мы будем путешествовать группами для того, чтобы каждая команда могла проявить себя в умении быстро и правильно выполнять задания и сообщать о своих находках и умениях всему классу. Так что посоревнуемся, а результаты будут в конце нашего путешествия. Учащиеся до начала урока сидели группами. Консультанты сидят за столами вместе со своей командой и выставляют табличку с названием яруса.

Самостоятельная работа №1

Консультанты каждой команды раздают гербарий с растениями разных ярусов.

Учитель-тьютор. Отберите только те растения, которые относятся к ярусу их команды, и подготовьтесь рассказать о каком-нибудь растении по выбору. Короткое устное сообщение – это индивидуальное домашнее задание для сильных учеников: 1- лиственница, дуб (по выбору), 2 – шиповник, калина (по выбору), 3 – ландыш, кислица (по выбору), 4 – грибы (по выбору).

Ответы учеников каждой команды у доски.

1 ученик из команды называет отобранные растения и выставляет гербарные листы.

2 ученик – знакомит с особенностями растения своего яруса.

Учитель-эколог. Молодцы! Вы знаете, что леса бывают разные, а называются они в зависимости от того, какие деревья там преобладают. Например, еловые леса, сосновые, берёзовые, смешанные. И мы продолжим наше путешествие в эти леса. Отправитесь вы туда самостоятельно с ребятами своей команды. Если у вас возникнут трудности, можно обратиться к помощи консультантов. Цель путешествия: 1. Узнать особенности данного типа леса. 2. Назвать какие преобладают ярусы в данном лесу. 3. Познакомиться с характерными растениями. 4. Коротко сообщить о проделанной работе.

На доске - цели путешествия, таблички с названиями лесов, фотографии.

А в какой лес вам предстоит отправиться, выберет представитель команды.

Учитель-тьютор готовит 4 конверта со статьями о еловом, сосновом, берёзовом, смешанном лесах. Представители команды вытягивают конверт.

Самостоятельная работа №2

Все ученики каждой команды получают статью об определенном лесе и самостоятельно знакомятся с ней, а затем обсуждают вопросы в группах с консультантами.

Еловые леса.

Еловый лес – совершенно особое, своеобразное растительное сообщество. Это лес мрачный, тенистый, влажный. Ель создает очень сильное затенение, и под её пологом могут существовать лишь теневыносливые растения. Кустарников в ельнике обычно мало, на почве – сплошной зелёный ковёр мхов. В тех участках ельника, где почва беднее питательными веществами и более сырая, на моховом ковре обычно разрастаются густые заросли черники – такой лес называется ельником-черничником. Там, где почва лучше обеспечена питательными веществами, как правило, развивается сплошной покров кислицы. Такой лес называют ельником-кисличником. На почвах, особенно бедных и очень сырых под елями расстилается сплошной довольно толстый ковёр мха кукушкина льна.

Сосновые леса.

Сосновые леса распространены повсеместно. Растут и в тундре, и даже на склонах Черноморского побережья.

Сосна неприхотливое к почвенным условиям древесное растение.

Кроны сосен сравнительно рыхлые, ажурные, они пропускают много света, потому в сосновом лесу нет сильного затемнения, растения нижних ярусов довольно хорошо освещены. Под пологом сосны в разных почвенных условиях господствуют различные растения. На очень сухих и бедных песчаных почвах под деревьями расстилается сплошной белый ковёр лишайников. На почвах влажных, но бедных развиваются густые заросли черники.

В сосняках много грибов: боровиков, маслят, рыжиков, лисичек. В хорошо освещенных местах на вырубках много земляники, малины.

Берёзовые леса.

Берёзовые леса можно встретить по всей территории России. Такое широкое распространение берёзы объясняется тем, что она очень неприхотлива по отношению к климату. Малотребовательна берёза и к почвенным условиям. Она может расти на самых разнообразных почвах – начиная от очень сухих и бедных песков и кончая низинными болотами, где избыток воды и много питательных веществ.

Берёза очень светолюбива и не выносит затемнения, поэтому берёзовые леса самые светлые. Растёт она очень быстро. Но берёзовые леса недолговечны – под пологом сквозистой кроны деревьев постепенно в этих лесах поселяются хвойные виды, например: ель, лиственница, сосна. Среди них встречаются и кустарники: орешник, бересклет.

Берёзовые леса богаты травами, грибами и ягодами. Разнообразен и животный мир; особенно много здесь птиц.

Смешанные леса.

Наиболее распространенный вариант смешанных лесов – елово-дубовые леса. Это связано с тем, что когда-то дубравы занимали господствующее положение, но с изменением климата ель стала постепенно вытеснять дуб.

Вся территория, где климат позволяет расти как ели, так и дубу, - арена борьбы между этими видами. Ель более теневынослива, чем дуб, и если она обгоняет его в росте и затеняет, дуб погибает. Сама же ель, находясь под пологом дуба, не страдает от затемнения.

Конкуренция между дубом и елью не обязательно заканчивается гибелью одного из видов. Во многих случаях они могут существовать совместно довольно продолжительное время. В таких лесах обязательно встречаются и другие виды деревьев: липа, клен, береза. В подлеске растут кустарники: орешник, бересклет, жимолость. Хорошо представлены нижние ярусы: травы и мхи.

Во время работы учащиеся находят и подчеркивают слова и предложения, помогающие ответить на вопросы, а о наличии количества ярусов должны сделать вывод самостоятельно.

Ответы учащихся каждой команды.

Учитель-эколог. Молодцы! Хорошо поработали. Узнали особенности наших лесов, в которых, как правило, 4 этажа-яруса.

Учитель-тьютор. А теперь давайте отдохнём!

Музыкальная физкультминутка для снятия напряжения для глаз.

Учитель-эколог. Продолжаем путешествие. А теперь, нам предстоит убедиться в том, что существует взаимосвязь между всеми живыми организмами в лесу. Например, пчела и цветок. Цветок дает пчеле пыльцу и нектар, а пчела его опыляет. На доске схема

 

id20069

2 таблички напротив слов муравей и дятел заполняются после просмотра видеофильма.

Я предлагаю вам внимательно просмотреть фрагмент видеофильма и найти подобную связь для муравьев, для дятлов. Просмотр фрагмента видеофильма – 2-3 мин

У. Расскажите, что вы узнали о муравьях и о дятле.

Д. Кустарник-малина хорошо плодоносит, благодаря муравьям, которые освобождают ее от тли. Благодаря дятлу, дерево освобождается от насекомых, мешающих ему расти.

Учитель-эколог.

Молодцы! Вот такие связи называют пищевые. На следующем уроке мы продолжим путешествие

2 урок.

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация темы.

Итак, ярусы – это этажи леса. На этом уроке мы разберем, кто живет на этих этажах, какая существует связь между животными и растениями на разных этаж леса, к чему приводит нарушение этих связей и что можно сделать для восстановления равновесия.

Просмотр 3 фрагмента видеофильма.

Учитель-эколог. Консультанты сейчас раздадут вам карточки растений и животных вашего яруса. Вам нужно составить короткие цепочки питания. Будьте внимательны, не все карточки можно использовать.

Самостоятельная работа № 3

Проверка.

Представители команд прикрепляют карточки, правильно составленных цепочек к магнитной доске. Магнитная доска четко разделена на ярусы.

Учитель-эколог. Молодцы!

Новый материал.

1.Пищевые связи между животными и растениями на разных этажах леса.

Учитель-эколог. Вы установили пищевые связи на каждом этаже-ярусе, но, оказывается, есть пищевые связи и между разными этажами леса. Например, добычей ястреба, живущего на верхнем ярусе, может быть белка, синица, заяц мышь.

Учитель на магнитной доске вычерчивает мелом стрелочки пищевых связей между разными ярусами.

Учитель-эколог. А теперь вы попробуйте быстро установить, чем могут питаться разные животные на разных этажах леса. Команда “деревья” - Чем может полакомиться лиса, живущая в третьем ярусе на “вашем” первом этаже?

Д. Белкой

У. Команда “подлесок” - Что может найти гостья-белка у вас?

Д. Орехи.

У. Команда “травы” – Что у вас найдет синица?

Д. Бабочек.

У. Команда “мхи” – Если к вам спустится сова, что она найдет себе на ужин?

Д. Мышей.

Представители команд выходят к доске и мелом чертят на доске стрелочки этих связей.

Учитель эколог. Итак, мы выяснили, что растения и животные на всех этажах леса, связаны между собой.

Заполняется схема на доске “Лес природное сообщество” двумя табличками: животные, растения, а между ними стрелка.

2. Экологическая катастрофа

Появляется лесник – это подготовленный ученик из 8 класса.

Лесник. Ой-ой-ой, посмотрите, у вас получилась не цепочка, а запутанная сеточка, объединяющая и всех животных, и всех растений. Сейчас при помощи моего волшебного клубочка я покажу, к чему приводит разрыв этих связей.

Лесник проводит игру с учащимися. От каждой команды выходят 2 человека. Всего участников игры – 8 человек. Каждому игроку вешают на шею на веревочке табличку с названием животного и растения: лиса, лесной голубь, мышь, заяц, воробей, ястреб, волк, зерно. Игроки выстраиваются в круг. Одному из них дается клубок. По команде лесника он бросает клубок тому животному или растению, которое он ест или которое его ест. Игроки могут подсказывать друг другу, куда надо бросать клубок. Два раза направлять клубок тому же самому животному или растению запрещается. Игра продолжается до тех пор, пока есть кому передавать клубок. В результате всех перебрасываний клубка образуется запутанная сеть пищевых связей-цепей, объединяющих воедино всех животных и растений.

Лесник. Представьте себе, что от охотников, от болезней и от других причин исчезли все зайцы. Лесник ножницами разрезает ниточки, ведущие к игроку с табличкой “Заяц” и уводит игрока в сторону, ниточки при этом распадаются. Но сообщество еще сохраняется. А если по какой-то причине погибнут и другие животные, то цепи могут разрушиться полностью. Уводит в сторону “Мышь”, “Голубя”.

Представьте, лес без птиц, без зверей, без бабочек, без цветов – это мертвый лес. Такое бедствие называют экологической катастрофой. Поэтому необходимо охранять леса.

К природным катастрофам леса уже привыкли, и они могут восстановиться. Но один из видов - человек, который наносит природе непоправимый вред. Послушайте, какие обвинения предъявляют людям животные.

Короткие устные сообщения участников игры – домашнее задание.

Обвиняет волк.

В 50-е годы XX века люди решили, что нас необходимо уничтожать, чтобы увеличить поголовье оленей. Ни взрослым волкам, ни волчатам не удалось спастись. Нас убивали и на земле, и с вертолетов. Но наша смерть не принесла людям пользы. Оленей без нас погибло еще больше. Дело в том, что мы, как санитары, убиваем заболевших животных, которые все равно бы умерли. А здоровые сохраняются.

Обвиняет лиса.

До сих пор в Англии на нас охотятся богатые люди, догоняя и разрывая собаками. Защитники природы протестуют, но их никто не слушает.

Обвиняет голубь.

В начале XIX века странствующих голубей, наших родственников, было так много, что стаи закрывали небо над городами Америки. Нас тоже посчитали вредными и стали убивать. Последний голубь был застрелен в 1907 году.

Обвиняет воробей.

И воробьёв постигла та же участь, но уже на другой стороне земного шара. В Китае воробьи были истреблены полностью, чтобы сохранить урожай риса. Но люди забыли, что своих птенцов мы кормим гусеницами. Без нас гусениц стало так много, что они полностью уничтожили посевы риса, и в стране начался голод.

Учитель-эколог. Посмотрите, какой вред наносят природе люди! И сейчас наша планета больна. Люди, живущие на Земле, не покорители природы, а дети ее. И как дети заботятся о своей больной матери, так и жители Земли должны позаботиться о своей планете.

К настоящему времени насчитывается много организаций, охраняющих природу. Например, Международный союз охраны природы и природных ресурсов – МСОП, Всемирный фонд дикой природы – W.W.F., Московское экологическое общество и другие. Их целью является сохранение генетического разнообразия, создания возможностей для непрерывного использования человеком природных ресурсов, поддержание экологического равновесия.

Учитель показывает эмблемы обществ.

3. Вывод

Учитель-эколог. Лес – сложное природное сообщество, состоящее из отдельных организмов, взаимосвязанных между собой. Учитель использует схему на доске.

У. Какое влияние почвы?

Д. От состава почвы зависит растительность.

У. Влияние света?

Д. От света зависит ярусность. На каждом этаже обитают разные растения и животные, связанные между собой.

У. К чему приводит нарушение таких связей?

Д. К экологической катастрофе.

Музыкальная суставная гимнастика

Самостоятельная работа №4

Учитель раздает задания для самостоятельной работы.

Дети выполняют работу на заранее подготовленных карточках с заданиями и сдают на проверку.

id20069

Дополнительное задание. Зачеркни лишнее слово.

орешник, шиповник, калина, дуб

заяц, лиса, кабан, дождевой червь

лисички, сыроежки, малина, подосиновик

Консультанты покидают свои команды, проверяют и оценивают самостоятельную работу №1 и №4, затем подсчитывают по оценкам общий балл каждой команде.

V. Домашнее задание

Учитель-тьютор. Пока консультанты подводят итоги, познакомьтесь с домашним заданием. Изучить статью в учебнике на стр. 98-101, из которой вы узнаете, как люди используют леса, как их охраняют, об основных правилах поведения в лесу, самым любознательным я предлагаю дополнительно прочитать статью о наших друзьях-муравьях на стр. 102-103.

VI. Рефлексия.

Учитель-тьютор. Слово для подведения итогов предоставляется консультантам. Консультанты сообщают результаты самостоятельных работ, выставляя общий балл команде, выделяют наиболее активных участников.

Спасибо! Путешествие наше подошло к концу. Вы показали, что умеете слаженно и хорошо работать. Молодцы!

Учитель-эколог. Консультанты показали хорошее знание пройденного материала, умение руководить группой учащихся и оказывать помощь, когда в этом есть необходимость.

Лесник. Я тоже хочу присоединиться к вашему обсуждению. Здесь волшебное дерево, на нем листочки разного цвета: зеленого и красного. Сейчас, уходя из класса, оторвите каждый по одному листочку. Если вам понравились уроки, и вы хотите их продолжения, то сорвите красные листочки, а если вы считаете, что такие уроки неинтересны – сорвите зеленый листик.

Дети по одному срывают листочек и выходят из класса.

25.12.2003