• Библиотека
  • Химия
  • Планирование интегрированного урока музыки и химии. Тема «Бородин. «Разум ученого и гений музыканта»

Планирование интегрированного урока музыки и химии. Тема «Бородин. «Разум ученого и гений музыканта»

Планирование интегрированного урока музыки и химии. Тема «Бородин. «Разум ученого и гений музыканта»

Цель:

Формирование общечеловеческих ценностей. Присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживаний произведений искусства и культуры.

Задачи:

– углубление интереса к изучению культуры, искусства;

– развитие стремления к самообразованию и художественно-творческой деятельности;

– воспитание художественного вкуса;

– приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетенции.

Проблема:

Можно ли совместить талант ученого и великий дар художника?

Форма:

Групповая

Тип урока

Обобщение

Оборудование

Для учителя

Для детей

Компьютер, проектор

Музыкальный центр, аудиозаписи:

Опера Бородина «Князь Игорь»

Хор половецких девушек в оригинале и в современной обработке

Портрет А. П. Бородина

Ноты Арии князя Игоря из оперы Бородина

Фрагменты фильма «Мусоргский» (сцена беседы с А. Бородиным).

Паспорта проектов

Справочники

Учебная литература

Опорные слова

Текст романса «Спящая княжна» Бородина

Презентации к уроку

Рефераты на темы:

«Бородин - ученый и музыкант. »

Ожидаемые результаты

– применение универсальных учебных знаний в образовательной области искусства

– творческая самореализация обучающихся;

– коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и преподавателями в учебно-исследовательской деятельности.

Последовательность выполнения проекта

Этапы

сроки

Задачи

Деятельность уч-ся

Деятельность учителя

1 неделя сентября

Определение темы, выявление проблем.

Выбор рабочих групп

Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы.

2 неделя сентября

Анализ проблемы, выдвижение гипотезы.

Обоснование гипотезы.

Обсуждают гипотезы.

Формулируют задачи.

3 неделя сентября

Обсуждение методов проверки, принятых гипотез, возможных источников информации.

4 неделя сентября

Поиск необходимой информации, подтверждающий или опровергающий гипотезу.

Выполнение проекта.

5 неделя

октябрь

Представление результатов проектирования.

Оценка результатов.

Спит, спит в лесу глухом,

Спит княжна волшебным сном.

Спит под кровом тёмой ночи,

Сон сковал ей крепко очи.

Вот и лес глухой очнулся,

С диким смехом вдруг проснулся

Ведьм и леших шумный рой,

И промчался над княжной.

Сообщение учителем биографических сведений о композиторе А. П. Бородине.

(Учитель показывает портрет композитора).

Родился Александр Порфирьевич в 1833 году в Петербурге. Ещё в детстве научился играть на флейте, фортепиано и на виолончели. Отличался особой музыкальностью. Но будущую профессию не связывал с музыкой. Он окончил Медико-хирургическую академию. А вечера посвящал своему любимому занятию – музыке. Бородин всегда удивлял своих товарищей умением играть без нот, на память. В творчестве Бородина нашли глубокое выражение чувство любви к родине, осознание духовной мощи русского народа, свободолюбия. Русское богатырское, эпическое и есть в первую очередь "бородинское" в музыке. При этом сила народа у Бородина всегда одухотворённая и добрая: она созидает и защищает, а не разрушает. С эпосом у Бородина гармонично сочетается лирика. В целом музыка Бородина подобна летописи, где мерной чередой проходят события, люди, картины природы. Творчество Бородина составило одну из наиболее самобытных глав истории музыки и оказало плодотворное воздействие на русских, советских и зарубежных композиторов 19-20 веков. Он создавал один за другим лучшие свои романсы и песни. И вот одним из таких является романс "Спящая княжна".

Бородин написал всего 16 романсов. Из них четыре относятся к раннему периоду. Что касается зрелого периода его творчества, то первым из романсов этого времени был «Спящая княжна». Бородин здесь поступил во многом так же, как его друг М. Мусоргский: текс для романса он написал сам. По ходу романса перед сушателем проходят как бы три основных образа: образ спящей девушки, злых фантастических существ и богатыря-освободителя. Многие видят в романсе элементы оперы Глинки «Руслан и Людмила».

Бородин Александр Порфирьевич – профессор химии и академик военно-медицинской академии, доктор медицины и композитор; из рода князей Имеретинских.

В. Л. Сергиенко, МБОУ СОШ №7, г. Выборг, Ленинградская область

Метки: Химия