Планирование интегрированного урока музыки и химии. Тема «Бородин. «Разум ученого и гений музыканта»
Планирование интегрированного урока музыки и химии. Тема «Бородин. «Разум ученого и гений музыканта»
Цель:
Формирование общечеловеческих ценностей. Присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживаний произведений искусства и культуры.
Задачи:
– углубление интереса к изучению культуры, искусства;
– развитие стремления к самообразованию и художественно-творческой деятельности;
– воспитание художественного вкуса;
– приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетенции.
Проблема:
Можно ли совместить талант ученого и великий дар художника?
Форма:
Групповая
Тип урока
Обобщение
Оборудование
Для учителя |
Для детей |
Компьютер, проектор Музыкальный центр, аудиозаписи: Опера Бородина «Князь Игорь» Хор половецких девушек в оригинале и в современной обработке Портрет А. П. Бородина Ноты Арии князя Игоря из оперы Бородина Фрагменты фильма «Мусоргский» (сцена беседы с А. Бородиным). |
Паспорта проектов Справочники Учебная литература Опорные слова Текст романса «Спящая княжна» Бородина Презентации к уроку Рефераты на темы: «Бородин - ученый и музыкант. » |
Ожидаемые результаты
– применение универсальных учебных знаний в образовательной области искусства
– творческая самореализация обучающихся;
– коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и преподавателями в учебно-исследовательской деятельности.
Последовательность выполнения проекта
Этапы сроки |
Задачи |
Деятельность уч-ся |
Деятельность учителя |
1 неделя сентября |
Определение темы, выявление проблем. Выбор рабочих групп |
Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы. |
|
2 неделя сентября |
Анализ проблемы, выдвижение гипотезы. Обоснование гипотезы. |
Обсуждают гипотезы. Формулируют задачи. |
|
3 неделя сентября |
Обсуждение методов проверки, принятых гипотез, возможных источников информации. |
||
4 неделя сентября |
Поиск необходимой информации, подтверждающий или опровергающий гипотезу. Выполнение проекта. |
||
5 неделя октябрь |
Представление результатов проектирования. Оценка результатов. |
Спит, спит в лесу глухом,
Спит княжна волшебным сном.
Спит под кровом тёмой ночи,
Сон сковал ей крепко очи.
Вот и лес глухой очнулся,
С диким смехом вдруг проснулся
Ведьм и леших шумный рой,
И промчался над княжной.
Сообщение учителем биографических сведений о композиторе А. П. Бородине.
(Учитель показывает портрет композитора).
Родился Александр Порфирьевич в 1833 году в Петербурге. Ещё в детстве научился играть на флейте, фортепиано и на виолончели. Отличался особой музыкальностью. Но будущую профессию не связывал с музыкой. Он окончил Медико-хирургическую академию. А вечера посвящал своему любимому занятию – музыке. Бородин всегда удивлял своих товарищей умением играть без нот, на память. В творчестве Бородина нашли глубокое выражение чувство любви к родине, осознание духовной мощи русского народа, свободолюбия. Русское богатырское, эпическое и есть в первую очередь "бородинское" в музыке. При этом сила народа у Бородина всегда одухотворённая и добрая: она созидает и защищает, а не разрушает. С эпосом у Бородина гармонично сочетается лирика. В целом музыка Бородина подобна летописи, где мерной чередой проходят события, люди, картины природы. Творчество Бородина составило одну из наиболее самобытных глав истории музыки и оказало плодотворное воздействие на русских, советских и зарубежных композиторов 19-20 веков. Он создавал один за другим лучшие свои романсы и песни. И вот одним из таких является романс "Спящая княжна".
Бородин написал всего 16 романсов. Из них четыре относятся к раннему периоду. Что касается зрелого периода его творчества, то первым из романсов этого времени был «Спящая княжна». Бородин здесь поступил во многом так же, как его друг М. Мусоргский: текс для романса он написал сам. По ходу романса перед сушателем проходят как бы три основных образа: образ спящей девушки, злых фантастических существ и богатыря-освободителя. Многие видят в романсе элементы оперы Глинки «Руслан и Людмила».
Бородин Александр Порфирьевич – профессор химии и академик военно-медицинской академии, доктор медицины и композитор; из рода князей Имеретинских.
В. Л. Сергиенко, МБОУ СОШ №7, г. Выборг, Ленинградская область
Метки: Химия