Металлы. Общая характеристика металлов. Физические свойства и применение металлов
Металлы. Общая характеристика металлов. Физические свойства и применение металлов
Цели урока: повторить и обобщить сведения о металлической химической связи и кристаллической металлической решетке. Изучить общие физические свойства металлов, рассмотреть варианты классификации металлов.
I. Вызов.
Орг. Момент (3-4 мин)
Здравствуйте, ребята.
Мы сегодня начинаем изучать большую главу «Металлы». (на доске слайд с названием главы)
А тему сегодняшнего урока вы мне должны определить самостоятельно. Для начала запишем в тетради название новой главы «Металлы», на полях дату. После названия главы оставьте 4 строчки свободные и начертите в тетради таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал». Ребята, третью колонку сделайте побольше. (на доске слайд с контуром таблицы)
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ (А) |
Ребята, если вы начертили таблицу, то каждый из вас теперь должен заполнить первую и вторую колонки нашей таблицы. Пожалуйста, вспомните все, что вы знаете о металлах и напишите в таблицу, ведь мы уже встречались с темой металлы в 8 классе, к тому же металлы нас окружают повсюду.
(5-6 мин)
Далее выслушиваем нескольких учащихся и собираем на доске таблицу. Но при заполнении необходимо комментировать все сказанное и каждый желающий должен высказаться. Таблица может выглядеть следующим образом: (3-4 мин)
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ (А) |
|
|
Ребята, я прошу вас еще раз внимательно прочитать вторую колонку и назвать мне тему сегодняшнего урока. Учащиеся могу предлагать темы, а учитель корректирует и может получится, например, Общая характеристика металлов. Физические свойства и применение металлов.
Давайте теперь запишем нашу тему в тетрадь, под названием главы, где у нас оставлено место.
II. Осмысление. (15 мин)
Теперь мы выяснили, что вы знаете и что хотели бы узнать. Давайте поработаем с учебником и найдем интересующие нас вопросы. В вашем распоряжении параграф 5 учебника и 10-13 мин. На заполнение третей колонки таблицы.
Таблица может быть продолжена следующим образом.
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ (А) |
|
1. Что общего у всех металлов и почему их выделяют в отдельную группу? 2. Как можно классифицировать металлы? 3. Где применяются, используются разные металлы в соответствии с их свойствами? |
1. Металлы являются восстановителями, они имеют 1-3 электрона на внешнем энергетическом уровне, у них большой атомный радиус. Их всего 88, они располагаются в главных и побочных подгруппах ПСХЭ. Общие физические свойства определяются металлической связью и металлической кристаллической решеткой. 2. Металлы бывают: легкоплавкие (ртуть -39оС) и тугоплавкие (вольфрам +3800оС); Мягкие (ЩЗ: натрий, калий) и твердые (хром); тяжелые (плотность больше 5г/см3 осмий-22г/см3)и легкие (литий 0,53г/см3),лучшие проводники электричества (серебро, медь, золото, алюминий) и худшие проводники электричества (ртуть, свинец, вольфрам); Металлы высокой пластичности: золото, серебро, медь, олово и т. д. 3. |
Когда ребята поработают с таблицей, начинаем фронтальную работу с классом, заполняем таблицу на доске, при необходимости учитель дает комментарии. Мы нашли ответы на интересующие нас вопросы, но не на все. Вопрос 3. Где применяются, используются разные металлы в соответствии с их свойствами? Вы можете найти самостоятельно в других источниках и записать в тетрадь, но более подробно мы к ним еще вернемся на следующем уроке.
Давайте сейчас проведем лабораторный опыт «Ознакомление с физическими свойствами металлов».
Лабораторный опыт «Ознакомление с физическими свойствами металлов». Работа в парах (10 мин) Слайд с таблицей.
Для этого у вас на столах есть коллекции с разными металлами, таблица твердости металлов, справочники с таблицами температур плавления металлов и плотностей металлов. Откройте, пожалуйста, тетради для лабораторных и практических работ стр. 8. В должны внимательно прочитать работу и следуя инструкциям, провести работу, заполнить таблицу 1. Например, цинк твердый по агрегатному состоянию, имеет металлический блеск, серебристого цвета, пластичный, твердый, плотность его 7,13Г/см3, температура плавления 419оС и температура кипения 906оС.
Таблица 1
Название металла | Физические свойства металла | ||||||||
Агрегатное состояние | Цвет | Блеск |
Пластич ность |
Тепло– и электропро водность |
Твердость | Плотность | Температура плавления | Температура кипения | |
III. Рефлексия. (4 мин) Слайд с алгоритмом составления синквейна
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4. Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Например, Металлы
Черные и цветные
Добывают, изучают, выплавляют
Обладают общими физическими свойствами
Металлургия
IV. Домашнее задание. (2 мин)Параграф 5 составить диаграммы 2,3 после лабораторного опыта и написать вывод. Данная работа будет оценена мной. Мы с вами на следующем уроке более подробно будем рассматривать применение металлов в соответствии с их физическими свойствами. Например,
Диаграмма 1. Плотность металлов
Из данной диаграммы мы видим, что наибольшей плотностью обладает свинец, а наименьшей – магний.
А. П. Ямщинина, МОУ "СОШ 42", г. Воркута, Республика Коми
Метки: Химия