Урок в 9 классе «Следствие ведут знатоки» по теме «Сера и ее соединения»
Урок в 9 классе «Следствие ведут знатоки» по теме «Сера и ее соединения»
В городе Элементарске по улице Периодической в доме №6 из квартир №8 и №16 исчезли жильцы. Никто из соседей их не видел уже неделю. В это же время на территории завода Автономных источников тока неизвестный преступник пытался ликвидировать зеленую зону вокруг завода, так необходимую химическому предприятию, превратив деревья в обуглившиеся головешки. Хотя работники предприятия пламени не видели, но дым наблюдали. Следствие по делу было поручено знатокам химии 9 класса. На место происшествия была выслана оперативная группа во главе с экспертом. Они должны быть с минуты на минуту. (Появляется группа учащихся – экспертов).
Главный эксперт рассказывает о результатах осмотра места происшествия: – По улице Периодической в доме №6 в квартире№8 никаких улик не обнаружено. В квартире № 16 мы нашли коробку спичек и кусок резины. На столе стояли чашки с недопитым чаем, сахарница, наполненная углем вместо сахара, бутылка минеральной воды и колба с неихвестным веществом. С места происшествия у предприятия доставлен образец обугленного дерева. Опрос соседей по дому из квартиры №7 Азота Азотовича Нитрогениума (показывает по таблице), из квартиры № 15 Фосфора Фосфорициди, а также из квартиры № 17 Хлора Хлоратовича Хлорини показал, что примерно часов в 8 вечера они услышали стук в квартире №16, увидели в окне синеватое пламя и почувствовали резкий удушливый запах. Позвонили «01». Пожарная команда приехала, но огня уже не было и жильцов тоже.
– Так что же произошло? – говорит учитель.
– Все сотрудники лаборатории криминального отдела должны подключиться к расследованию. Главные эксперты берут работу под строгий контроль. На расследование дела в виду его важности отводится 40 минут. На столах у вас неизвестное вещество, обнаруженное в квартире №16. Необходимо определить это вещество, его строение, свойства, расследовать все связи и области применения.
1. Учащиеся выполняют лабораторные опыты взаимодействия серной кислоты (разбавленной) с цинком, и хлоридом кальция, сделав предположения, что неизвестное вещество – серная кислота.
2. Составляют уравнения реакции на доске.
3. Поскольку учащиеся работали с разбавленным раствором, учитель демонстрирует свойства концентрированного раствора этого вещества: (обугливание древесины и сахара концентрированной серной кислотой). Далее следует запись уравнения реакций на доске и рассказы учащихся о применении солей серной кислоты.
4. Стук в дверь! (передается письмо). Комментарий главного эксперта: -Неизвестный решил помочь следствию и передал эту записку. Кто может прочитать ее? (Написано разбавленной серной кислотой, проявляется над огнем слово «хлеб», отвечают на вопросы , почему написано это слово).
5. Применение серной кислоты и ее солей. Приводятся дополнительные сведения о пирите (история «огненного камня» – материал из книги Немчаниновой «Путешествие по IV группе»), о свойствах сероводорода, рассматривается применение серы. Демонстрируется горение дымного пороха.
6. Комментарии главного эксперта:
– Дело расследовано. Восстановим ход событий. Итак, по улице Периодической в доме № 6 в квартирах № 8 и № 16 проживали Кислород и Сера. (Снимает лист бумаги, закрывавший эти клетки в таблице периодической системы). Оба они принадлежат к одной группе, оба имеют по 6 электронов на внешнем слое и делить им нечего. Дружили Кислород с Серой, ходили друг к другу в гости, так было и в этот раз. Но зашел у них спор, кто важнее на земле. И Сера, весьма капризная особа, распалилась и сгорела в Кислороде синим пламенем. Образовался сернистый газ с резким, удушливым запахом. Его – то и почувствовали соседи. Затем оксидсеры – IVокислился воксид серы – VI, и, растворившись в воде, дал серную кислоту, которая проникла на завод Автономных источников тока, где за безобразное поведение была нейтрализована щелочью и превращена во вполне безобидную соль – сульфат калия.
– Следствие окончено.
Т. А. Погребняк, МОУ "Средняя школа №5", г. Саратов
Метки: Химия