Тема урока: Соединения алюминия. 9 класс
Тема урока: Соединения алюминия. 9 класс
Цель урока:
Ознакомление учащихся с соединениями алюминия, их свойствами, практическим использованием в жизни человека;
Формирование научного мировоззрения;
Развитие познавательного интереса к предмету.
Задачи урока:
Повторить свойства алюминия с точки зрения окислительно-восстановительных процессов; продолжить формирование понятия об амфотерности его соединений; показать практическое применении знаний в жизни;
Развивать умение учащихся логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и анализировать предложенные факты. Развивать навыки лабораторной техники.
Воспитывать ответственное отношение к выполнению дела, самостоятельность, аккуратность и трудолюбие.
Тип урока: урок формирования новых знаний у учащихся.
Вид урока: эвристическая беседа.
Методы и методические приемы:
Диалог учителя с учащимися.
Использование элементов занимательности – детективное расследование.
Выполнение лабораторных опытов.
Программа курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений.
Учебник: Габриелян О. С. «Неорганическая химия» 9 класс.
Литература для учителя и учащихся:
1. Габриелян О. С, Остроумов Е. Г, «Настольная книга учителя»,
Москва, «Дрофа», 2005г.
2. Егоров А. С. , Иванчиков Н. М. , Шацкая К. Т.
«Химия внутри нас. Введение в бионеорганическую и биоорганическую химию»,
Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004г.
3. «Химия на досуге: учение с развлечением», библиотека журнала «Химия в школе»,
Москва, «Центрум-пресс», 2006г.
Оборудование для учащихся:
Штативы с пробирками, держатель для пробирок, спиртовка, фарфоровые чашки.
Реактивы для учащихся:
Растворы гидроксида калия, соляной кислоты, сульфата алюминия, алюминиевые гранулы.
Оборудование для учителя:
Коллекции «Минералы и горные породы», «Алюминий и его сплавы».
Ход урока:
I этап – организационно-психологический.
II этап – Актуализация знаний учащихся.
(Проходит в виде театрализованного представления, заранее подготовленного учащимися).
Учитель: Однажды обнаружили, что в городе Элементарске, по улице Периодической из дома № 3 исчез один жилец. Дворник, наводивший порядок рано утром, заметил на песке следы: большие блестящие капли тяжелой жидкости. Он незамедлительно сообщил об этом следователю.
Следователь: Я вызвал на беседу ближайших соседей и взял у них показания.
Магний: Я – сосед по периоду. Ночью просыпаюсь и слышу: в квартире справа шум, возня, крики! Я прислушался, но ничего не мог понять.
Следователь: Вы не поспешили на помощь?
Магний: Что вы? Как можно?! Там было так жарко, а я легко воспламеняюсь и горю ослепительным пламенем.
Галлий: И я слышал шум в квартире этажом выше. Схватка, видимо, была горячая? Но я тоже не выношу таких условий. Ведь я легко плавлюсь. Уже при температуре 28º С я превращаюсь в жидкость, которая легко переохлаждается. Недаром меня применяют в термометрах.
Кремний: Да, температура, температура У всех она вызывает разные изменения. Я лично работаю полупроводником. И если меня нагреть, моя проводимость сразу увеличится.
Следователь: А вы что, уважаемый, можете сказать по существу дела?
Кремний: Какого дела?
Следователь: Ну, как же? Ваш сосед слева сегодня ночью был похищен.
Кремний: Я об этом ничего не знаю.
Бор: Зато я знаю. Просыпаюсь среди ночи, слышу снизу шум, крики, удары. Мне показалась, что земля ходуном ходит. Я – элемент любопытный. С моим соседом снизу образую массу соединений неопределенного состава. Интересно стало, что происходит в его квартире. Разобрал паркет, проделал дыру и заглянул вниз. Знаете, что я там увидел? Квартира сплошь выложена плитками из драгоценных камней: сапфиров, рубинов, корундов. Зрелище изумительное.
Следователь: А сосед, что с соседом?
Бор: Сосед? Я его не видел. Когда дыру проделал, шум к этому времени стих, все успокоилось.
Следователь: Так вы не видели, кто похитил вашего соседа?
Бор: Нет. Правда, я видел на полу разлитую жидкость, также круглые капли. Так и перекатываются.
Следователь: Опять капли Итак, что мы знаем? Преступник оставляет после себя капли тяжелой жидкости. О похищении неизвестно ничего, кроме того, что в квартире похищенного много драгоценных камней.
Зато известны соседи. Сосед слева горит ослепительным пламенем Сосед справа – полупроводник. Сосед снизу – металл с низкой температурой плавления и применяется в термометрах. (Показывает указкой по таблице периодической системы).
Четвертый сосед ничего о себе не сообщил.
Так кого же похитили, ребята? И кто похититель?
Учащиеся отвечают: Алюминий.
Учитель: название похитителя мы узнаем в конце урока.
А теперь рассекретим этот металл.
Ш этап – повторение материала, изученного на предыдущем уроке.
Вопросы учащимся:
1. Положение элемента в периодической системе, строение атома.
2. Физические свойства.
3. Химические свойства.
Запись уравнений на доске с указанием электронного баланса и признаков данных реакций (4 ученика).
4. Применение алюминия.
IV. Изучение нового материала
1. Лабораторные опыты:
1) Получение гидроксида алюминия реакцией обмена сульфата алюминия с гидроксидом калия. Разделение осадка на две пробирки.
2) Взаимодействие с кислотой.
3) Взаимодействие со щелочью.
Делается вывод об амфотерности гидроксида алюминия и записываются уравнения реакций в ионной форме на доске.
Уравнение реакций со щелочью объясняется учителем:
Объясняется название: тетрагидроксоалюминат калия.
Метаалюминат калия
4. Взаимодействие алюминия с щелочью при нагревании.
Отмечается, что алюминий покрыт оксидной пленкой:
2. Работа с учебником, таблицами и коллекцией «Соединения алюминия в
природе»
Результатом этой работы являются выводы, записываемые в тетради.
Алюмосиликаты:
Полевой шпат, ортоклаз.
Белая глина (фаянс, фарфор)
Боксит, для получения алюминия.
драгоценные камни – корунд, рубин, сапфир. T пл = 2050ºС
Мелкозернистый наждак.
Рубин применяется для изготовления деталей часов и других точных приборов,
в лазерах, ювелирных украшениях.
3. Заслушиваются сообщения учащихся о биологической роли алюминия
и применении его соединений в медицине.
Биологическая роль алюминия изучена мало. В организме человека он является примесным микроэлементом ( % от массы тела).
Оксид алюминия – составная часть зубоврачебных цементов – «цемента для фиксации несъемных протезов», силикатного цемента «силицин», применяемого для пломбирования зубов и т. д. В стоматологической практике используется так же белая глина (каолин).
Препараты, содержащие гидроксид алюминия, используются при повышенной кислотности желудочного сока (алмагель, фосфалюгель). В желудке гидроксид алюминия образует гель, нейтрализующий катионы водорода, точнее гидроксония.
Перешедшие в раствор катионы алюминия образуют малорастворимый фосфат алюминия:
, который выводится из организма.
Алюмокалиевые квасцы.
Катионы алюминия образуют с белками достаточно прочные комплексы, выпадающие в виде гелей. Это приводит к гибели клеток микроорганизмов и снижает воспалительные реакции. Квасцы применяются для полосканий, промываний и примочек при воспалительных заболеваниях слизистых оболочек и кожи. Входят в состав кровеостанавливающих карандашей.
8 % раствор ацетата алюминия используется как вяжущее средство
V. Закрепление
Химический диктант: записать только первую букву ответа.
В результате мы получим название элемента – похитителя алюминия.
1. Какой минерал, содержащий алюминий используется для получения фарфоровых и фаянсовых изделий?
(глина)
2. Элемент подгруппы алюминия, при замене окончания которого получается название страны.
Заменишь букву «й» на «я» –
Увидишь дивные поля,
Узнаешь чудную страну.
Скажите элемент мне, ну?!
(индий)
3. В виде какого сплава чаще всего используется алюминий?
(дюралюминий)
4. Какой драгоценный камень используется в часах и лазерах?
(рубин)
5. Проявление двойственных свойств элементом?
(амфотерность)
6. Кремлевские звезды
Над нами горят.
Повсюду дежурит их свет.
Хорошая Родина есть у ребят.
И лучше той Родины нет!
Какое отношение к уроку имеют эти известные с детства строки?
(звезды – рубиновые).
7. Какая реакция алюминия позволяет использовать его для изготовления бенгальских огней и фейерверков?
(горение).
8. Вид связи в оксиде алюминия?
(ионная, вернее, приближающаяся к ионной)
9. Какое соединение алюминия могло бы послужить материалом для гиперболоида инженера Гарина из романа А. Толстого?
(рубин)
10. На что оканчиваются латинские названия многих химических элементов, в том числе и алюминия?
(на «ум»)
11. Название вещества, формула которого ?
(метаалюминат)
Какое слово получилось – гидраргирум – ртуть.
Похититель алюминия – ртуть, она обладает способностью растворять многие металлы, образуя амальгамы.
VI. Подведение итогов.
Итак, ребята, мы справились с поставленными задачами: повторили свойства химического элемента алюминия, познакомились с его соединениями, доказали амфотерные свойства гидроксида и оксида алюминия, узнали некоторые интересные факты, связанные с этим металлом.
Все учащиеся работали успешно, подготовились добросовестно.
Всем спасибо!
Т. А. Погребняк, МОУ "Средняя школа №5", г. Саратов
Метки: Химия