Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: Соединения алюминия. 9 класс

Тема урока: Соединения алюминия. 9 класс

Цель урока:

Ознакомление учащихся с соединениями алюминия, их свойствами, практическим использованием в жизни человека;

Формирование научного мировоззрения;

Развитие познавательного интереса к предмету.

Задачи урока:

Повторить свойства алюминия с точки зрения окислительно-восстановительных процессов; продолжить формирование понятия об амфотерности его соединений; показать практическое применении знаний в жизни;

Развивать умение учащихся логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и анализировать предложенные факты. Развивать навыки лабораторной техники.

Воспитывать ответственное отношение к выполнению дела, самостоятельность, аккуратность и трудолюбие.

Тип урока: урок формирования новых знаний у учащихся.

Вид урока: эвристическая беседа.

Методы и методические приемы:

Диалог учителя с учащимися.

Использование элементов занимательности – детективное расследование.

Выполнение лабораторных опытов.

Программа курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений.

Учебник: Габриелян О. С. «Неорганическая химия» 9 класс.

Литература для учителя и учащихся:

1. Габриелян О. С, Остроумов Е. Г, «Настольная книга учителя»,

Москва, «Дрофа», 2005г.

2. Егоров А. С. , Иванчиков Н. М. , Шацкая К. Т.

«Химия внутри нас. Введение в бионеорганическую и биоорганическую химию»,

Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004г.

3. «Химия на досуге: учение с развлечением», библиотека журнала «Химия в школе»,

Москва, «Центрум-пресс», 2006г.

Оборудование для учащихся:

Штативы с пробирками, держатель для пробирок, спиртовка, фарфоровые чашки.

Реактивы для учащихся:

Растворы гидроксида калия, соляной кислоты, сульфата алюминия, алюминиевые гранулы.

Оборудование для учителя:

Коллекции «Минералы и горные породы», «Алюминий и его сплавы».

Ход урока:

I этап – организационно-психологический.

II этап – Актуализация знаний учащихся.

(Проходит в виде театрализованного представления, заранее подготовленного учащимися).

Учитель: Однажды обнаружили, что в городе Элементарске, по улице Периодической из дома № 3 исчез один жилец. Дворник, наводивший порядок рано утром, заметил на песке следы: большие блестящие капли тяжелой жидкости. Он незамедлительно сообщил об этом следователю.

Следователь: Я вызвал на беседу ближайших соседей и взял у них показания.

Магний: Я – сосед по периоду. Ночью просыпаюсь и слышу: в квартире справа шум, возня, крики! Я прислушался, но ничего не мог понять.

Следователь: Вы не поспешили на помощь?

Магний: Что вы? Как можно?! Там было так жарко, а я легко воспламеняюсь и горю ослепительным пламенем.

Галлий: И я слышал шум в квартире этажом выше. Схватка, видимо, была горячая? Но я тоже не выношу таких условий. Ведь я легко плавлюсь. Уже при температуре 28º С я превращаюсь в жидкость, которая легко переохлаждается. Недаром меня применяют в термометрах.

Кремний: Да, температура, температура У всех она вызывает разные изменения. Я лично работаю полупроводником. И если меня нагреть, моя проводимость сразу увеличится.

Следователь: А вы что, уважаемый, можете сказать по существу дела?

Кремний: Какого дела?

Следователь: Ну, как же? Ваш сосед слева сегодня ночью был похищен.

Кремний: Я об этом ничего не знаю.

Бор: Зато я знаю. Просыпаюсь среди ночи, слышу снизу шум, крики, удары. Мне показалась, что земля ходуном ходит. Я – элемент любопытный. С моим соседом снизу образую массу соединений неопределенного состава. Интересно стало, что происходит в его квартире. Разобрал паркет, проделал дыру и заглянул вниз. Знаете, что я там увидел? Квартира сплошь выложена плитками из драгоценных камней: сапфиров, рубинов, корундов. Зрелище изумительное.

Следователь: А сосед, что с соседом?

Бор: Сосед? Я его не видел. Когда дыру проделал, шум к этому времени стих, все успокоилось.

Следователь: Так вы не видели, кто похитил вашего соседа?

Бор: Нет. Правда, я видел на полу разлитую жидкость, также круглые капли. Так и перекатываются.

Следователь: Опять капли Итак, что мы знаем? Преступник оставляет после себя капли тяжелой жидкости. О похищении неизвестно ничего, кроме того, что в квартире похищенного много драгоценных камней.

Зато известны соседи. Сосед слева горит ослепительным пламенем Сосед справа – полупроводник. Сосед снизу – металл с низкой температурой плавления и применяется в термометрах. (Показывает указкой по таблице периодической системы).

Четвертый сосед ничего о себе не сообщил.

Так кого же похитили, ребята? И кто похититель?

Учащиеся отвечают: Алюминий.

Учитель: название похитителя мы узнаем в конце урока.

А теперь рассекретим этот металл.

Ш этап – повторение материала, изученного на предыдущем уроке.

Вопросы учащимся:

1. Положение элемента в периодической системе, строение атома.

2. Физические свойства.

3. Химические свойства.

Запись уравнений на доске с указанием электронного баланса и признаков данных реакций (4 ученика).

4. Применение алюминия.

IV. Изучение нового материала

1. Лабораторные опыты:

1) Получение гидроксида алюминия реакцией обмена сульфата алюминия с гидроксидом калия. Разделение осадка на две пробирки.

2) Взаимодействие с кислотой.

3) Взаимодействие со щелочью.

Делается вывод об амфотерности гидроксида алюминия и записываются уравнения реакций в ионной форме на доске.

Уравнение реакций со щелочью объясняется учителем:

Объясняется название: тетрагидроксоалюминат калия.

Метаалюминат калия

4. Взаимодействие алюминия с щелочью при нагревании.

Отмечается, что алюминий покрыт оксидной пленкой:

2. Работа с учебником, таблицами и коллекцией «Соединения алюминия в

природе»

Результатом этой работы являются выводы, записываемые в тетради.

Алюмосиликаты:

Полевой шпат, ортоклаз.

Белая глина (фаянс, фарфор)

Боксит, для получения алюминия.

драгоценные камни – корунд, рубин, сапфир. T пл = 2050ºС

Мелкозернистый наждак.

Рубин применяется для изготовления деталей часов и других точных приборов,

в лазерах, ювелирных украшениях.

3. Заслушиваются сообщения учащихся о биологической роли алюминия

и применении его соединений в медицине.

Биологическая роль алюминия изучена мало. В организме человека он является примесным микроэлементом ( % от массы тела).

Оксид алюминия – составная часть зубоврачебных цементов – «цемента для фиксации несъемных протезов», силикатного цемента «силицин», применяемого для пломбирования зубов и т. д. В стоматологической практике используется так же белая глина (каолин).

Препараты, содержащие гидроксид алюминия, используются при повышенной кислотности желудочного сока (алмагель, фосфалюгель). В желудке гидроксид алюминия образует гель, нейтрализующий катионы водорода, точнее гидроксония.

Перешедшие в раствор катионы алюминия образуют малорастворимый фосфат алюминия:

, который выводится из организма.

Алюмокалиевые квасцы.

Катионы алюминия образуют с белками достаточно прочные комплексы, выпадающие в виде гелей. Это приводит к гибели клеток микроорганизмов и снижает воспалительные реакции. Квасцы применяются для полосканий, промываний и примочек при воспалительных заболеваниях слизистых оболочек и кожи. Входят в состав кровеостанавливающих карандашей.

8 % раствор ацетата алюминия используется как вяжущее средство

V. Закрепление

Химический диктант: записать только первую букву ответа.

В результате мы получим название элемента – похитителя алюминия.

1. Какой минерал, содержащий алюминий используется для получения фарфоровых и фаянсовых изделий?

(глина)

2. Элемент подгруппы алюминия, при замене окончания которого получается название страны.

Заменишь букву «й» на «я» –

Увидишь дивные поля,

Узнаешь чудную страну.

Скажите элемент мне, ну?!

(индий)

3. В виде какого сплава чаще всего используется алюминий?

(дюралюминий)

4. Какой драгоценный камень используется в часах и лазерах?

(рубин)

5. Проявление двойственных свойств элементом?

(амфотерность)

6. Кремлевские звезды

Над нами горят.

Повсюду дежурит их свет.

Хорошая Родина есть у ребят.

И лучше той Родины нет!

Какое отношение к уроку имеют эти известные с детства строки?

(звезды – рубиновые).

7. Какая реакция алюминия позволяет использовать его для изготовления бенгальских огней и фейерверков?

(горение).

8. Вид связи в оксиде алюминия?

(ионная, вернее, приближающаяся к ионной)

9. Какое соединение алюминия могло бы послужить материалом для гиперболоида инженера Гарина из романа А. Толстого?

(рубин)

10. На что оканчиваются латинские названия многих химических элементов, в том числе и алюминия?

(на «ум»)

11. Название вещества, формула которого ?

(метаалюминат)

Какое слово получилось – гидраргирум – ртуть.

Похититель алюминия – ртуть, она обладает способностью растворять многие металлы, образуя амальгамы.

VI. Подведение итогов.

Итак, ребята, мы справились с поставленными задачами: повторили свойства химического элемента алюминия, познакомились с его соединениями, доказали амфотерные свойства гидроксида и оксида алюминия, узнали некоторые интересные факты, связанные с этим металлом.

Все учащиеся работали успешно, подготовились добросовестно.

Всем спасибо!

Т. А. Погребняк, МОУ "Средняя школа №5", г. Саратов

Метки: Химия