Открытый урок "Электролиз растворов и расплавов электролитов"
Открытый урок "Электролиз растворов и расплавов электролитов"
Цели:
Образовательная: научиться объяснять происходящие процессы на электродах, составлять уравнения химических реакций.
Развивающая: совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, наблюдать, делать выводы, устанавливать взаимосвязь между физическими и химическими процессами.
Воспитательная: продолжать воспитывать у учащихся культуру умственного труда, положительного отношения к знаниям и их применению в жизни.
Оборудование: диск с кинофрагментами “Химия и электрический ток”, плакат «Схема электролизёра», на столах учащихся таблица «Катодные процессы в водных растворах солей» и ряд «Способность окисляться анионов». Приложение 1
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, очень немногие металлы встречаются в природе в свободном виде. Это так называемые «самородные» металлы – золото, платина, серебро и др. Добыча их осуществляется с помощью физических методов – отделением от сопутствующих пород и примесей.
Большинство металлов находятся в земной коре в виде различных нерастворимых в воде соединений – оксидов и солей, которые входят в состав руд и минералов. Получение из них металлов осуществляется с помощью химических реакций, в основе которых лежит следующий процесс восстановления: Меn+ + ne- → Me0. Поставщиками электронов, т. е. восстановителями, служат различные вещества: кокс (С), монооксид углерода (СО), водород (Н2), более активные металлы (Mg, Alи др. )
Получением металлов занимается металлургия, одна из самых древнейших отраслей промышленности.
Вопрос 1. Какие виды металлургии вы знаете? Назовите их. (ответ: черная металлургия, цветная металлургия, пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия).
Итак, сегодня на уроке будем подробно знакомиться с электрометаллургией – это способ получения металлов при электролизе растворов или расплавов их соединений.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
Вопрос 2. Что называем электролитической диссоциацией? (ответ: процесс распада молекулы электролитов на ионы в водном растворе или в расплаве)
Вопрос 3. Почему водные растворы или расплавы электролитов проводят электрический ток? (ответ: при подключении электрического тока содержащиеся ионы в растворе или расплаве электролитов получают направленное движение к электродам: катионы – к катоду, анионы – к аноду)
Затем на катоде происходит процесс восстановления ионов, а на аноде – процесс окисления. В результате за счет электрического тока осуществляется химическая реакция.
Учащиеся записывают в тетрадях определение электролиза. (учебник с. 80)
Электролиз проводится в электролитических ячейках – электролизёрах. (плакат «Схема электролизёра»)
Процессы электролиза в расплавах и в водных растворах электролитов имеют существенные различия.
(далее изучение темы помогает просмотр видеофрагтентов)
1. Рассмотрим электролиз расплавов солей
Изучим схему электролиза расплава хлорида натрия. Учащийся записывает схему электролиза расплава в тетрадях, учитель на доске.
t
NaCl ↔ Na+ + Cl-
Катод(-): Na+ + 1e- → Na0↓ (восстановление) |2|
Анод(+): 2Cl- – 2e- → Cl20↑ (окисление) |1|
– ----------------------------------------------------------------
2Na+ + 2Cl- = 2Na0↓ + Cl20↑
Суммарное уравнение электролиза расплава хлорида натрия:
эл-з
2NaCl = 2Na↓ + Cl2↑
Вывод: 1) на катоде образовался металлический натрий, а на аноде – газообразный хлор;
2) при электролизе расплавов солей на катоде всегда осуществляется процесс восстановления ионов металла, независимо от положения данного металла в электрохимическом ряду активности металлов.
Вопрос 4. Какие металлы можно получить электролизом расплавов солей? (ответ:
щелочные, щелочноземельные, алюминий – электролизом расплава оксида в криолите).
2. Рассмотрим электролиз водных растворов солей.
Изучим электролиз раствора сульфата меди(II) (видеофрагмент «Электролиз раствора сульфата меди (II )»)
После просмотра видеофрагмента учащиеся записывает схему электролиза расплава в тетрадях, учитель на доске, использую таблицу «Катодные процессы в водных растворах солей» и ряд «Способность окисляться анионов».
CuSO4 ↔ Cu2+ + SO42-
H2O ↔ H+ + OH-
Катод(-): Cu2+ + 2 e- → Cu0↓ (восстановление) |4| 2
Анод(+): 2 H2O– 2 e- → О20↑ + 4 Н+ (окисление) |2| 1
– --------------------------------------------------------------------------
2 Cu2+ + 2 H2O → 2 Cu0↓ + 4 Н+
Суммарное уравнение электролиза раствора сульфата меди (II):
2CuSO4 + 2 H2O → 2 Cu0↓ + O2↑ + 2 H2SO4
Вывод: 1) на катоде образовалась металлическая медь, на аноде – газообразный кислород, в электролизёре – серная кислота;
2) при электролизе водных растворов различных солей окислительно-восстано– вительные процессы на катоде и аноде зависят от окислительной способности катионов металла и характера аниона соли.
3. Показ видеофильма “Электролиз водного раствора иодида калия.
Вопрос 5. Почему произошло изменение окраски индикатора фенолфталеина в катодном пространстве? (ответ: образовалась щёлочь)
Вопрос 6. Какое вещество выделилось на аноде? (ответ: йод)
4. Упражнение:самостоятельно в тетрадях запишите уравнение электролиза водного раствора иодида калия. (один учащийся записывает на доске)
KI ↔ K+ + I-
H2O ↔ H+ + OH-
Катод(-): 2 H2O+ 2 e-↔ H20↑ + 2 OH- (восстановление) |2| 1
Анод(+): 2I- – 2 e- → I20↓ (окисление) |2| 1
– ------------------------------------------------------------------------------
2 H2O + 2I- → I20↓ + H20↑ + 2 OH-
Суммарное уравнение электролиза водного раствора иодида калия:
2 KI + 2 H2O → I20↓ + H20↑ 2 KOH
IV. Закрепление знаний
Выполнение заданий части 2 ЕГЭ на два варианта. Приложение 2.
Проверка теста:
А | Б | В | Г | |
ВАРИАНТ 1 | 2 | 5 | 6 | 1 |
ВАРИАНТ 2 | 5 | 5 | 6 | 2 |
V. Домашнее задание
1) Учебник Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман, 11 класс, § 19, упр. 5-10, решить задачи № 2,3.
2) Подготовить сообщения на тему «Применение электролиза»