Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Урок "Химические свойства карбоновых кислот"

Урок "Химические свойства карбоновых кислот"

Изучение органической химии в 9 классе обычно сводится к краткому обзору классов органических соединений и их свойств. Одним из наиболее важных классов органических соединений являются карбоновые кислоты. Как мне кажется, при изучении органических кислот необходимо показать общность свойств органических и неорганических кислот. Данный урок позволяет достичь этой цели, то есть не только изучить свойства нового класса соединений, но и повторить свойства неорганических кислот.

На предыдущем уроке учащимся необходимо дать понятие карбоновых кислот, к частности предельных одноосновных карбоновых кислот. Домашнее задание должно включать повторение свойств неорганических кислот.

Важное место на уроке занимает демонстрационный эксперимент.

Цели урока:

Обучающие:

На основе сравнения свойств карбоновых кислот со свойствами неорганических кислот дать понятие о свойствах карбоновых кислот, продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций в ионном виде.

Воспитывающие:

Способствовать формированию умения применять приемы логического мышления, способствовать развитию грамотной устной и письменной химической речи.

Развивающие:

Создать условия для развития коммуникативной культуры, диалогической речи учащихся, прививать навыки работы с веществами, используемыми в быту.

Оборудование: Растворы соляной и уксусной кислот, CuSO4, NaOH, металлический цинк, оксид магния, карбонат каль­ция, спиртовка, индикаторная бумага.

Ход урока:

1. Организационный момент (1-2 мин).

Учитель организует внимание учащихся.

2. Проверка домашнего задания (5 мин).

Учитель обсуждает с учащимися выполнение домашнего задания, то есть повторяет определение и свойства неорганических кислот. По мере ответов учащихся на доске учитель записывает уравнение диссоциации кислот и схемы реакций:

Кислоты – это электролиты, диссоциирующие в растворе на катионы водорода и анионы кислотного остатка.

Химические свойства кислот:

1. Изменение цвета индикатора.

2. Кислота + основание = соль + вода

3. Кислота + основный оксид = соль + вода

4. Кислота + металл = соль + водород

5. Кислота + соль = осадок или газ

После повторения химических свойств неорганических кислот, необходимо повторить понятие одноосновных карбоновых кислот

предельные, так как это производные предельных углево­дородов, в которых один атом водорода замещен на карбок­сильную группу;

одноосновные, поскольку содержат одну карбоновую группу.

карбоновые – по названию функциональной (карбоксиль­ной) группы.

Наиболее важные представители карбоновых кислот: муравьиная, уксусная.

3. Овладение содержанием учебного материала (20 мин).

На следующем этапе урока изучаются все свойства кислот на примере соляной, муравьиной и уксусной кислот.

Учитель демонстрирует соответствующие опыты (или при возможности учащиеся проводят эксперимент самостоятельно), в таблицу записывается наблюдение и соответствующее уравнение реакции.

В течение урока учитель на доске (или вариант – компьютерная презентация), а учащиеся в тетрадях заполняют таблицу:

Свойство

Соляная кислота

Муравьиная кислота

Уксусная кислота

1. Изменение цвета индикатора

2. Взаимодействие с основаниями

3. Взаимодействие с основными оксидами

4. Взаимодействие с активными металлами

5. Взаимодействие с солями, если образуется газ или осадок.

Первое свойство, характерное для кислот – это изменение цвета индикатора. Учитель проводит опыт по взаимодействию изучаемых кислот с любым индикатором. Учитель на доске, а учащиеся в таблицу записывают уравнения диссоциации соляной и уксусной кислот. Учитель обращает внимание на, то, что соляная кислота является сильной, а уксусная, как и большинство карбоновых кислот, слабой, то есть в растворе на ионы распадается не полностью.

Вторе свойство кислот – взаимодействие с основаниями. При изучении данного свойства необходимо обратить особое внимание на составление формул солей уксусной кислоты и привести их название – ацетаты. При проведении опыта по взаимодействию кислот с растворимыми основаниями нужно напомнить учащимся об условии данного опыта – наличии индикатора.

Третье свойство – взаимодействие с основными оксидами. Учитель демонстрирует растворение оксида магния как в соляной так и в уксусной кислотах.

Четвертое – взаимодействие с активными металлами. Здесь в начале необходимо напомнить учащимся, что водород из кислот вытесняют только металлы, расположенные в электрохимическом ряду напряжения до водорода. Далее учитель проводит опыт по взаимодействию цинка с соляной и уксусной кислотой. По мере протекания реакции необходимо отметить, что реакция с соляной кислотой протекает быстрее, так как соляная кислота является более сильным электролитом, чем уксусная.

Пятое свойство кислот – это взаимодействие с солями. Данная реакция протекает, если вступающая в реакцию кислота более сильная, чем кислота, образующая соль. То есть соляная кислота, как кислота сильная может реагировать со множеством солей, уксусная же, слабая кислота, из солей вытесняет более слабые кислоты, например угольную. Учитель демонстрирует опыт по взаимодействию кислот с карбонатом кальция.

Уравнения всех продемонстрированных учителем реакций учащиеся записывают в соответствующий столбец таблицы и разбирают с ионной точки зрения. На доске запись уравнений может проводить как сам учитель, так и учащиеся, в зависимости от силы класса и темпа работы. Таким образом, у учащихся записаны уравнения реакций соляной и уксусной кислот с гидроксидом натрия, оксидом магния, цинком и карбонатом кальция.

В конце данного этапа урока необходимо обратить внимание учащихся на то, что уксусная кислота, свойства которой только что изучили, является довольно распространенным в быту веществом. Основываясь на изученных свойствах можно сделать вывод, что уксусная кислота, как и все кислоты, является веществом опасным и при контакте с ней необходимо проявлять осторожность.

4. Закрепление знаний учебного материала (10 мин).

На данном этапе учащимся предлагается заполнить оставшийся столбец в таблице, записав соответствующие уравнения реакций для муравьиной кислоты. Все учащиеся выполняют задание в тетради, а для записи каждого уравнения реакции учитель вызывает учащихся к доске. Учителю при выполнении данного задания необходимо подчеркнуть, что муравьиная кислота – сильная кислота, то есть распадается на ионы почти нацело, что должно быть отражено в ионных уравнениях.

5. Информирование учащихся о домашнем задании (5 мин).

Домашнее задание включает в себя запись уравнений реакции уксусной кислоты с гидроксидом магния, оксидом цинка, магнием и силикатом натрия.

6. Завершение урока (1-2 мин).

Учитель благодарит учащихся за урок, оценивает деятельность учащихся в целом и отдельных учащихся индивидуально.