Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Урок "Основания: органические и неорганические"

Урок "Основания: органические и неорганические"

Цель урока:

обобщение и систематизация знаний учащихся об основаниях.

Задачи:

Образовательные

1. обобщить знания о классификации оснований, проведя аналогию с классификацией кислот;

2. актуализировать ранее полученные знания учащихся о составе и свойствах органических и неорганических оснований;

3. используя метод химического закрепить знания учащихся о свойствах оснований;

Развивающие

1. развивать практические умения и навыки учащихся

2. развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке;

Воспитательные

1. воспитывать умение работать коллективно (в парах), оценивать свои возможности и знания.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, лабораторная посуда,

реактивы, раствор золы.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

– Приветствие друг друга

– Проверка готовности к уроку

– Настрой на работу

2. Повторение

– Что изучали на предыдущих уроках?

– Какого плана мы обычно придерживаемся, изучая вещества?

1. Общая формула и строение молекулы

2. классификация

3. физические свойства

4. химические свойства

5. применение

Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили материал.

Задание №1 (к доске 1 уч-ся)

Закончить уравнения тех реакций, которые практически осуществимы.

CH3COOH + CuO HCl + Ag

HCl + SO2 H2SO4 + Na2SiO3

C2H5COOH + CH3OH CH3COOH + NaCl

C3H7COOH + Zn

Задание №2 (1 ученик у доски)

Записать уравнение реакции взаимодействия меди с HNO3(разб. ), HNO3(конц. ), H2SO4(конц. ).

Задание №3 (остальные учащиеся)

Распределить формулы кислот в опорной схеме на доске.

1. Растворимость: H2SiO3, H2SO4, HCl, HCOOH, CH3COOH, C17H35COOH

2. Основность: H2S, H3PO4, HNO3, CH3COOH, HOOC – COOH

3. Наличиекислорода: H3PO4, HCl, HCOOH, HF

4. Летучесть: HCl, CH3COOH, H2SiO3, H2SO4

5. СтепеньЭД: H2SO4, HCl, CH3COOH, H2СO3

6. Стабильность: H2SO4, HCl, H2СO3, H2SO3

3. Изучение новой темы.

1. Представление новой темы, формирование цели урока. .

Сегодня на уроке нам предстоит еще раз убедиться, что химия многолика, но прежде чем это случится, ответьте, пожалуйста, на вопрос:

Чем мыли волосы женщины в Древней Руси? (Раствором золы (показывает). А рецепт был такой: взять ковш золы, да не простой, а еловой или от подсолнечника, замочить в дубовом ведре ключевой или дождевой водой. Постоит такая смесь сутки, потом ее надо процедить или просто слить верхний слой, развести фильтрат чистой водой, подогреть на камельке в рубленой бане и вымыть косы. ) Полученный раствор, мыльный на ощупь – это средство под названием "щелок".

А как выдумаете, почему я вспомнила об этом растворе? (Вспомнили о нем потому, что реакция среды раствора щелока такая же, как и растворов некоторых веществ, о которых мы сегодня будем говорить).

Что это за вещества и к какому классу они относятся? (Щелочи, класс Основания

Т/У «ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЧЕСКИЕ И НЕОРГАНИЧЕСКИЕ»

«Чтобы познать нужно научиться наблюдать»

Какова цель нашего урока?(Обобщить и систематизировать знания об основаниях)

2. Понятие «ОСНОВАНИЕ»

Итак: Какие же вещества называют основаниями?

Задание. Откройте учебник на стр. 252 и прочитайте 2 определения. Согласны ли вы с данными определениями? (Да, согласны) Приведите примеры формул оснований. (Уч-ся записывает на доске формулы)

Опыт №1. Каждой группе даны З неподписанные пробирки с бесцветными жидкостями. При помощи индикатора (лакмус – 1 группа, фенолфталеин – 2 группа, метилоранж – 3 группа) определите в какой пробирке вода, в какой раствор щелочи, а в какой кислота? Соблюдая инструктаж по технике безопасности, проведите эти работы, проанализируйте результат, используя таблицу окраски индикаторов в зависимости от среды, и сделайте выводы.

Демонстрационный опыт(проводит учитель). Получение аммиака и его обнаружение с помощью индикатора.

Вопрос к классу: Почему аммиак изменяет окраску индикатора? (Щелочная среда – проявление основных свойств)

Задание. Откройте учебник на стр. 252 и прочитайте 3-е определение.

Это определение более полное, так как оно позволяет включить в класс оснований аммиак, амины и другие вещества, которые оказались бы за рамками этого класса, если рассматривать 1-е и 2-е определения.

3. Классификация оснований

Признаки классификации оснований такие же, как и у кислот:

– наличие кислорода(NaOH, NH3)

– кислотность (NaOH, NH3, Ca(OH)2, Fe(OH)3)

– растворимость (NaOH, NH3, Fe(OH)3)

– Степень ЭД (NaOH, Fe(OH)3, NH3)

– Летучесть (NH3, NaOH, Fe(OH)3)

– Стабильность (NaOH, NH4OH)

4. Свойства оснований

Растворимые основания – бесцветный раствор (NaOH, KOH)

Нерастворимые основания – цветные осадки (Cu(OH)2, Ni(OH)2, Fe(OH)3)

Изменение окраски индикаторов

Проведя опыт, вы увидели, что растворимые основания изменяют окраску индикаторов. А как вы думаете, нерастворимые основания обладают таким свойством?

У вас на столе есть реактивы, с помощью которых вы можете получить нерастворимое основание. У каждой группы реактивы для получения разных нерастворимых оснований. С помощью какой реакции вы будете получать данные основания?

Опыт №2. Получение Fe(OH)3 ,Cu(OH)2, Ni(OH)2, Fe(OH)2 и изучения их влияния на индикаторы.

Учащиеся делают выводы о том, что изменения окраски индикаторов не произошло, так как нерастворимые основания не диссоциируют с образованием гидроксид-ионов.

Взаимодействие с кислотами

Опыт№3

Опытным путем докажите, что все основания взаимодействуют с кислотами. Для этого:

а) к подкрашенному фенолфталеином раствору NaOH добавьте HCl.

б) полученный вами осадок нерастворимого основания разделите на 2 части,

затем к одной добавьте HCl.

Сделайте выводы.

Органические основания также взаимодействуют с кислотами.

(Демонстрация видеоролика «Растворение анилина в воде», «Взаимодействие анилина с соляной кислотой»; опыт «Дым без огня»)

Взаимодействие с кислотными оксидами

Какое химическое вещество выделяют все живые организмы при дыхании? К какому классу веществ оно относится? (Углекислый газ – кислотные оксиды)

Демонстрация (проводит уч-ся): В пробирке находится известковая вода. Пропустите через стеклянную трубочку, опущенную в пробирку углекислый газ, который образуется при вашем дыхании. Что наблюдаете? (Результат – помутнение раствора, следовательно, основания взаимодействуют с кислотными оксидами)

Взаимодействие с солями

Растворимые основания взаимодействуют с солями. Вы уже проводили данный опыт во время урока. Вспомните, где вы использовали данное свойство? (При получении нерастворимого основания)

Разложение нерастворимых оснований при нагревании

Опыт №4. Поместите вторую часть нерастворимого основания в фарфоровую чашку и нагрейте на спиртовке. Сделайте выводы по итогам наблюдения.

5. Практическое значение оснований

1) Гидроксид натрия. Что за вещество скрывается под названиями "алкаль", "едкая щелочная соль", "каустик", "каустическая сода"? Так называли в разные времена в России гидроксид натрия. До сих про сохранилось его старое название – едкий натр, предложенное еще в 1807 году русским химиком Александром Ивановичем Шерером. . В быту гидроксид натрия именуют каустической содой, хотя к соде отношения он не имеет. Уж лучше его просто называть "каустиком" (от греческого "каустикос" – жгучий, едкий). Раствор и кристаллы очень опасны в обращении: при попадании в пищевод человека всего 0,01–0,02г наступает смерть впервые же часы или сутки. На коже он вызывает глубокие и долго незаживающие ожоги. Также гидроксид натрия применяют в производстве мыла, в кожевенной промышленности и в фармацевтике, в производстве бумаги.

2) Гидроксид калия. Называют "едкое кали" по аналогии с гидроксидом натрия. Используется при "варке" тугоплавкого стекла, производстве бумаги, жидкого мыла.

3) Гидроксид кальция. В технической литературе и в быту часто встречаются такие названия веществ: "воздушная", или "негашеная известь", "известковое молоко", "известковая вода". Негашеная известь – это оксид кальция, получаемый при обжиге мела; гашеная известь – это гидроксид кальция, получаемый при обработке оксида кальция водой. Этот процесс протекает с большим выделением теплоты. Известковое молоко – суспензия гидроксида кальция в воде, применяемая для побелки потолков, стен, стволов деревьев по весне для защиты от обморожений и вредных насекомых. Оксид кальция можно использовать для простейшей химической грелки: два пакетика, один большой, другой – маленький, из водонепроницаемого и химически стойкого материала. Чтобы грелка заработала, заполняют негашеной известью маленький пакет и добавляют в него немного воды. Потом пакет тщательно закрывают, вставляют в большой и еще раз закупоривают. Грелка готова. Гидроксид кальция входит в состав "бордосской жидкости" в смеси с медным купоросом для борьбы с возбудителями грибковых заболеваний плодовых, овощных и декоративных культур. Применяется для распознавания углекислого газа.

4) Гидроксид бария. Гидроксид бария – "баритовая вода" – применяют для качественного и количественного определения содержания углекислого газа в газах.

5) Раствор аммиака – в медицине

6) Анилин – для производства красок

4. Закрепление.

Задание №1. Дайте классификационную характеристику Ba(OH)2.

(растворимое, кислородсодержащее, двухкислотное, сильное, нелетучее, стабильное)

Задание №2. Запишите уравнения реакций, подтверждающие его основные свойства.

Ответ:

  1. Ba(OH)2 Ba2+ + 2OH-

2. Ba(OH)2 + H2SO4 BaSO4 + 2 H2O

3. Ba(OH)2 + SO3 BaSO4 + H2O

4. Ba(OH)2 + Na2SO4 BaSO4 + 2NaOH

Задание №3.

Задача7 (стр. 258 учебника): Рассчитайте объем метиламина (н. у. ), необходимого для получения 16,2 г хлорида метиламмония, если его выход составил 80% от теоретически возможного. Ответ: 6. 72 л.

5. Домашнее задание.

– Параграф 21

– Дайте классификационную характеристику и запишите уравнения реакций, подтверждающих основные свойства Со(ОН)2.

**(опережающее задание, из сборника ЕГЭ)Задача: При сжигании 1,4г органического вещества образовалось 1,8г воды, 4,4г оксида углерода(4). Выведите молекулярную формулу вещества, зная, что его относительная плотность по воздуху равна 0,97.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.