Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Урок "Фосфор"

Урок "Фосфор"

Цель урока

: Обеспечение условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний, для совершенствования навыков в написании ОВР, схем, работы с учебником, развития делать выводы, сравнивать.

Создание адаптивной среды для воспитания активной жизненной позиции учащихся.

Оборудование: красный фосфор, полая стеклянная трубка, спиртовка, спички, вода, вата, резиновая трубка.

Ход урока.

I. Организационный момент (проверка готовности класса к уроку)

II. Проверка знаний.

1. учитель: В таблице Менделеева есть элементов много,

Открывших плодородию широкую дорогу.

Вопрос: Какой химический элемент и его соединения имеют непосредственное отношение к этим строкам? Какие соединения вам известны?

2. Графический диктант ( ∩ да, − нет)

1вариант –NH3 2вариант – HNO3

1. Хорошо растворяется в воде. 2. Легкий газ с резким запахом. 3. Бесцветная жидкость с резким удушливым запахом. 4. Восстановитель. 5. Реагирует с металлами специфически. 6. Является сильным окислителем. 7. Изменяет окраску ф/ф в малиновый цвет. 8. При вдыхании этого вещества происходит рефлекторное возбуждение или торможение дыхательного центра. 9. Соли этого вещества являются азотными удобрениями. 10. В середине 17 века Глаубер предложил получать это вещество из селитры действием на нее H2SO4 (конц). Этот метод описан Жюль Верном в «Таинственном острове».

III. Изучение нового материала.

– учитель:Сегодня мы с вами ознакомимся еще с одним химическим элементом, соединения которого используют в качестве минеральных удобрений.

То я камень философский,

То огонь холодный я,

То цвет белый, красный, черный

Представляю я.

А в России появился, светоносцем объявился.

(Учащиеся формулируют тему урока, вместе с учителем цель урока и план).

План: 1. Р – химический элемент (положение в ПСХЭ Д. И. Менделеева, нахождение в природе, история открытия, строение атома, степени окисления)

2. Р – простое вещество ( аллотропные модификации, химические свойства и применение).

– учитель:В таблице Менделеева Р находится под № 15, а в таблице распространенности в природе занимает 13место после углерода и хлора. В природе в основном находится в виде соединений: минералов (фосфоритов и апатитов), в почве в виде сложных ионов, входит в состав живых и растительных организмов. В теле человека более 1,5 кг фосфора (1,4 кг в костях, 130 г в мышцах, 12 г в нервных тканях. Ежесуточная потребность взрослого человека в фосфоре от 1 до 1,2 г. С каждым куском хлеба весом 100 г человек съедает до 1022 атомов фосфора. 1 кг фосфора содержится в 100 кг пшеницы или 200 кг сена, или 300 кг соломы.

– учитель:Свое название фосфор получил благодаря свойству светится в темноте: от греческих слов фос – свет и ферро – несу (фосфор – значит светоносец). Было стремление дать русское название «самоцвет», «светлец», но эти названия не прижились. За химический элемент фосфор был впервые признан Лавуазье.

Вопрос: А как же открыли этот элемент? (сообщение учащихся об открытии фосфора).

Самостоятельная работа с последующей проверкой на доске по плану: положение фосфора в ПСХЭ, строение атома, степени окисления.

Вопросы: 1) На основании строения к какой группе элементов относится фосфор – металлам или неметаллам? 2) Свойства каких элементов сильнее выражены у фосфора, чем у азота и почему?

– учитель:Элемент фосфор образует несколько аллотропных видоизменений: белый, красный, черный, фиолетовый и коричневый.

Аллотропные модификаци

Открыт

Тип кристаллической

решетки

Свойства

белый

1669г

Бранд

красный

1847г

Шреттер

черный

1934г

Бриджмен

фиолетовый

1797г

Мусин-Пушкин

1853г

Гитторф

( используя учебник учащиеся самостоятельно заполняют третью и четвертую графы таблицы с последующей проверкой)

– учитель:Для аллотропных модификаций характерно взаимопревращение: красный→белый (демонстрация опыта «Химический фараон»)

– учитель: Во всех аллотропных модификациях фосфор является активным неметаллом (но все же активность уменьшается от белого к черному ).

1) 4Р + 5О2 → 2Р2О5 (белый -t°= 40°С, красный – t°= 260°С)

(учащиеся записывают уравнение реакции, составляют электронный баланс)

Данная реакция используется в военных учениях для создания дымовых завес.

2) Х Ме + УР →МехРу (учащиеся на конкретном примере составляют уравнение ренакции с точки зрения ОВР)

Zn3P2, AIP – яды для грызунов (учащиеся определяют тип химической связи в данных соединениях)

3) 3Р + 5HNO3 +2 H2O→3H3PO4 + 5NO(учащиеся составляют электронный баланс для данной реакции и расставляют коэффициенты)

4) РН3 (фосфин – водородное соединение фосфора) – прямым соединением Р и Н2 не может быть получен, т. к. РН3 – непрочное соединение. Летучие соединения Р с Н, образующиеся при гниении органических остатков, способны самовозгораться на воздухе. Это является причиной редкого природного явления «блуждающих огней».

(Формулировка вывода вместе с учащимися)

Вывод: Фосфор в сравнении с азотом является более сильным восстановителем, т. к. радиус атома фосфора больше радиуса атома азота.

IV. Тест выполняется самостоятельно с последующей проверкой

1. Тип кристаллической решетки у белого фосфора….

а). молекулярный б)атомный в)ионный

2. У фосфора…. . аллотропных модификаций

а)две б)три в) четыре г) пять

3. В атоме фосфора неспаренных электронов -…

а)три б) четыре в) пять

4. В реакции…. Фосфор проявляет восстановительные свойства

а)4Р+5О2=2Р2О5 б)2Р+3Mg=Mg3P2 в)2Р+3Н2=2РН3

5. Причина свечения белого фосфора….

а)изменение агрегатного состояния вещества

б) химическое явление в) физическое явление

V. Д. З. §27 до соединений фосфора, упр. 4, по желанию упр. 7

Рефлексия