Урок "Фосфор"
Урок "Фосфор"
Цель урока
: Обеспечение условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний, для совершенствования навыков в написании ОВР, схем, работы с учебником, развития делать выводы, сравнивать.
Создание адаптивной среды для воспитания активной жизненной позиции учащихся.
Оборудование: красный фосфор, полая стеклянная трубка, спиртовка, спички, вода, вата, резиновая трубка.
Ход урока.
I. Организационный момент (проверка готовности класса к уроку)
II. Проверка знаний.
1. учитель: В таблице Менделеева есть элементов много,
Открывших плодородию широкую дорогу.
Вопрос: Какой химический элемент и его соединения имеют непосредственное отношение к этим строкам? Какие соединения вам известны?
2. Графический диктант ( ∩ да, − нет)
1вариант –NH3 2вариант – HNO3
1. Хорошо растворяется в воде. 2. Легкий газ с резким запахом. 3. Бесцветная жидкость с резким удушливым запахом. 4. Восстановитель. 5. Реагирует с металлами специфически. 6. Является сильным окислителем. 7. Изменяет окраску ф/ф в малиновый цвет. 8. При вдыхании этого вещества происходит рефлекторное возбуждение или торможение дыхательного центра. 9. Соли этого вещества являются азотными удобрениями. 10. В середине 17 века Глаубер предложил получать это вещество из селитры действием на нее H2SO4 (конц). Этот метод описан Жюль Верном в «Таинственном острове».
III. Изучение нового материала.
– учитель:Сегодня мы с вами ознакомимся еще с одним химическим элементом, соединения которого используют в качестве минеральных удобрений.
То я камень философский,
То огонь холодный я,
То цвет белый, красный, черный
Представляю я.
А в России появился, светоносцем объявился.
(Учащиеся формулируют тему урока, вместе с учителем цель урока и план).
План: 1. Р – химический элемент (положение в ПСХЭ Д. И. Менделеева, нахождение в природе, история открытия, строение атома, степени окисления)
2. Р – простое вещество ( аллотропные модификации, химические свойства и применение).
– учитель:В таблице Менделеева Р находится под № 15, а в таблице распространенности в природе занимает 13место после углерода и хлора. В природе в основном находится в виде соединений: минералов (фосфоритов и апатитов), в почве в виде сложных ионов, входит в состав живых и растительных организмов. В теле человека более 1,5 кг фосфора (1,4 кг в костях, 130 г в мышцах, 12 г в нервных тканях. Ежесуточная потребность взрослого человека в фосфоре от 1 до 1,2 г. С каждым куском хлеба весом 100 г человек съедает до 1022 атомов фосфора. 1 кг фосфора содержится в 100 кг пшеницы или 200 кг сена, или 300 кг соломы.
– учитель:Свое название фосфор получил благодаря свойству светится в темноте: от греческих слов фос – свет и ферро – несу (фосфор – значит светоносец). Было стремление дать русское название «самоцвет», «светлец», но эти названия не прижились. За химический элемент фосфор был впервые признан Лавуазье.
– Вопрос: А как же открыли этот элемент? (сообщение учащихся об открытии фосфора).
– Самостоятельная работа с последующей проверкой на доске по плану: положение фосфора в ПСХЭ, строение атома, степени окисления.
– Вопросы: 1) На основании строения к какой группе элементов относится фосфор – металлам или неметаллам? 2) Свойства каких элементов сильнее выражены у фосфора, чем у азота и почему?
– учитель:Элемент фосфор образует несколько аллотропных видоизменений: белый, красный, черный, фиолетовый и коричневый.
Аллотропные модификаци | Открыт | Тип кристаллической решетки |
Свойства |
белый | 1669г Бранд |
||
красный | 1847г Шреттер |
||
черный | 1934г Бриджмен |
||
фиолетовый | 1797г Мусин-Пушкин 1853г Гитторф |
( используя учебник учащиеся самостоятельно заполняют третью и четвертую графы таблицы с последующей проверкой)
– учитель:Для аллотропных модификаций характерно взаимопревращение: красный→белый (демонстрация опыта «Химический фараон»)
– учитель: Во всех аллотропных модификациях фосфор является активным неметаллом (но все же активность уменьшается от белого к черному ).
1) 4Р + 5О2 → 2Р2О5 (белый -t°= 40°С, красный – t°= 260°С)
(учащиеся записывают уравнение реакции, составляют электронный баланс)
Данная реакция используется в военных учениях для создания дымовых завес.
2) Х Ме + УР →МехРу (учащиеся на конкретном примере составляют уравнение ренакции с точки зрения ОВР)
Zn3P2, AIP – яды для грызунов (учащиеся определяют тип химической связи в данных соединениях)
3) 3Р + 5HNO3 +2 H2O→3H3PO4 + 5NO(учащиеся составляют электронный баланс для данной реакции и расставляют коэффициенты)
4) РН3 (фосфин – водородное соединение фосфора) – прямым соединением Р и Н2 не может быть получен, т. к. РН3 – непрочное соединение. Летучие соединения Р с Н, образующиеся при гниении органических остатков, способны самовозгораться на воздухе. Это является причиной редкого природного явления «блуждающих огней».
(Формулировка вывода вместе с учащимися)
Вывод: Фосфор в сравнении с азотом является более сильным восстановителем, т. к. радиус атома фосфора больше радиуса атома азота.
IV. Тест выполняется самостоятельно с последующей проверкой
1. Тип кристаллической решетки у белого фосфора….
а). молекулярный б)атомный в)ионный
2. У фосфора…. . аллотропных модификаций
а)две б)три в) четыре г) пять
3. В атоме фосфора неспаренных электронов -…
а)три б) четыре в) пять
4. В реакции…. Фосфор проявляет восстановительные свойства
а)4Р+5О2=2Р2О5 б)2Р+3Mg=Mg3P2 в)2Р+3Н2=2РН3
5. Причина свечения белого фосфора….
а)изменение агрегатного состояния вещества
б) химическое явление в) физическое явление
V. Д. З. §27 до соединений фосфора, упр. 4, по желанию упр. 7
Рефлексия