Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Тема: «Основания». 8 класс

Тема: «Основания». 8 класс

Цели урока.

1. Учебная. Сформировать знания учащихся о новом классе неорганических соединений– основаниях .

2. Развивающая. Выработать умения определять принадлежность веществ к классу оснований, называть их, составлять формулы и пользоваться таблицей растворимости кислот, оснований и солей в воде для определения растворимости оснований; развивать логику, абстрактное мышление.

3. Воспитательная. Экономическое воспитание с практической направленностью.

Методы: объяснительно-иллюстративный, метод проектов.

Формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Используемые педагогические технологии:

1. Проблемное обучение.

2. Поисковая и исследовательская деятельность.

3. Компьютерная поддержка процесса изложения нового материала и контроля его усвоения.

4. Опережающее обучение.

Оборудование: мультимедийное приложение.

Демонстрации:

1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. 2. Таблица: «Растворимость кислот, оснований и солей в воде». 3. Образцы оснований, растворимых и нерастворимых в воде.

Ход урока 1. Организационный момент. 2. Разминка. а) Фронтальная работа с классом. Используя дидактические карточки выписать формулы оксидов металлов и неметаллов, определить степень окисления химических элементов.

б) Индивидуальное задание. Решение задач с использованием физических величин «количество вещества» и «молярная масса» (на доске).

Решение заданий по дидактическим карточкам. Задание № 1. Определите виды химической связи в предложенных веществах и обведите в таблице соответствующие цифры. Для проверки правильности выполнения задания сложите обведённые цифры. Если сумма равна порядковому номеру фосфора, задание выполнено правильно.

Формула/вид связи Ковалентная неполярная Ковалентная полярная Ионная
K2SO4 1 2 3
H2S 4 5 6
O2 7 8 9

Задание № 2 «Крестики-нолики»: вычеркните прямой линией три вещества, в которых хлор имеет одну и ту же степень окисления:

Cl2O HClO3 HCl
Cl2O7 HClO ClO2
NaCl HClO4 ClF

3) Индивидуальная работа.

Среди предоставленных образцов оксидов выбрать оксиды металлов и оксиды неметаллов и дать им соответствующие названия.

Сообщения учащихся о свойствах и применении оксидов

Ученик №1 Применение СО2 (слайд № 1).

(газирование напитков, для тушения пожаров, в медицине -углекислые ванны, для производства и хранения мороженого. )

Ученик №2 Применение SO2 (слайд № 2)

(в виде песка в строительстве, в производстве стекла, керамики, цемента).

Ученик №3. Презентация: «Н2О– основа жизни на Земле)».

Применение оксида водорода.

Учитель: «Какой оксид участвует в процессе фотосинтеза и тем самым способствует росту растений в теплицах и оранжереях?»

Ученик: «Обогащение воздуха углекислым газом СО2

способствует росту растений, поэтому его применяют в качестве удобрения в теплицах и оранжереях».

Учитель: Всегда ли вода является средством для тушения пожаров?

Ученик: «Для тушения пожара применяют воду, пену, углекислый газ, снег, землю, песок и другие сыпучие негорючие материалы. Вода является эффективным огнегасительным средством, доступным, дешёвым и безвредным. Она оказывает сильное охлаждающее действие, резко понижая температуру горящего тела. Однако вода неэффективна при тушении горючих органических жидкостей, таких, как бензин, керосин, бензол, нефть, которые легче воды и не смешиваются с ней. Нельзя использовать воду для гашения загоревшегося газа. Непригодна вода и для тушения пожара при наличии электроустановок, находящихся под напряжением. Использовать воду для тушения пожара в этом случае опасно для жизни, так как вода электропроводна. Горящие жидкости можно засыпать песком. Он устраняет доступ кислорода и ликвидирует пламя. Более эффективным средством пожаротушения является сода ( карбонат и бикарбонат натрия). Она разлагается при повышенной температуре, при этом поглощается тепло и выделяется углекислый газ, обволакивающий горящий предмет.

Загорание жидкого топлива, смазочных масел, а также газов на выходе из трубопроводов и баллонов можно остановить, набросив накидку огнезащитной ткани или тяжёлое покрывало.

Учитель: «Особое внимание, ребята, необходимо обратить на приёмы тушения пожара, который может возникнуть в кабинете химии. Горючие спирт и ацетон разрешается тушить водой, так как они в ней хорошо растворяются».

Учитель:« Почему при входе в колодезные шахты следует соблюдать осторожность?» Ученик: «Углекислый газ значительно тяжелее воздуха. (Мсо2 = 44) (Мвоздуха=29). Поэтому он собирается на дне емкостей, в которых образуется.

При входе в такие помещения следует соблюдать осторожность, так как при вдыхании СО2 в большом количестве наступает удушье из-за недостатка воздуха.

3. Изучение нового материала .

План.

  1. Определение и состав.
  2. Классификация оснований.
  3. Номенклатура.

4)Составление молекулярных и структурных формул оснований.

5)Применение оснований.

Работа с анимационным алгоритмом « Основания».

Слайд № 4

Анимационная схема-состав оснований. Задание учащимся: просмотрев анимацию, постараться сформулировать определение «основания».

Основания-это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и одного или нескольких гидроксид-ионов.

Число гидроксильных групп равно степени окисления металла.

(-О-Н-)- или ( ОН )1-

Состав выражается общей формулой: Ме +п (ОН)1– п

п-число гидроксильных групп

Примеры оснований: КОН, Са (ОН)2,

Номенклатура (названия) оснований.

В названии основания на первом месте стоит слово «гидроксид», а затем – наименование металла в родительном падеже:КОН-гидроксид калия, Са(ОН)2-ГИДРОКСИД КАЛЬЦИЯ . Если металл проявляет переменную степень окисления, то ее величину указывают римской цифрой в скобках.

Например, Fе(ОН)3 -гидроксид железа(+3) Классификация оснований. По растворимости делятся:

1. Растворимые (основания активных металлов) – щёлочи: NaOH, Ca(OH)2

2. Нерастворимые (основания неактивных металлов) Fe(OH)2, Cu(OH)2.

Щёлочи – это твёрдые красящие вещества, хорошо растворимы в воде, мылкие на ощупь, разъедают кожу и ткани

Растворимо основание или нерастворимо узнать можно, используя таблицу: «Растворимость кислот, оснований и солей в воде».

По числу гидроксид-ионов в молекуле:

1. Однокислотные-основания, молекулы которых содержат один гидроксид-ион: КОН, NаОН

2. Многокислотные-основания, молекулы которых содержат два и более гидроксид-ионов: Fe(OH)2, Cu (OH)2 .

Применение оснований (слайды №5-8)

Cа(OH)2гашеная известь, для штукатурки стен;

NaOH– для очистки нефтяных продуктов – бензина и керосина, для производства мыла, искусственного шёлка, бумаги, в текстильной, кожевенной, химической промышленности.

4. Закрепление и контроль знаний

Слайды №9-10. Тренажер

Задание по группам: 1. Выбрать из предложенных веществ основания;

2. Подчеркнуть щелочи;

3. Определить степени окисления элементов в данных формулах. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.

5. Домашнее задание: П 25, задания 1-4.

Подготовить сообщение о применении гашеной извести (гидроксида кальция) и других оснований, ТБ при работе со щелочами повторить.

Дополнительный материал к уроку (если позволит время)

Металл, применяемый для коррозионной защиты стали, образующий зеркальное покрытие. ( Никель)

Металл, используемый для изготовления регулирующих и аварийных стержней в ядерных реакторах ( Кадмий).

Недостаток этого элемента вызывает заболевание щитовидной железы (Йод).

«Аква тофана» – XVII в. наделал много шума в Италии. Сицилианка Тофана, бежавшая в Неаполь из Палермо, продавала женщинам, желавшим ускорить смерть своих мужей, бутылочки с портретом святого Николая. В бутылочках была жидкость без запаха, вкуса и цвета. Пяти-шести капель ее было достаточно, чтобы умертвить человека; смерть наступала медленно и безболезненно. Просто человек постепенно утрачивал силы и аппетит, его постоянно мучила жажда. Какой химический элемент входил в состав яда? ( Мышьяк. )

6. Этап подведения итогов занятия.

  1. Что нового вы узнали?
  2. Что было самым сложным на уроке и почему?
  3. Как вы считаете, где могут пригодиться вам новые знания?
  4. Оцените, насколько вам удалось достичь поставленной цели.

Л. Сердюкова, МОБУ СОШ № 5, станица Платнировская, Кореновский район, Краснодарский край