Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Скорая химическая помощь

Скорая химическая помощь

Настоящая цель заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств. ( Авиценна)

ХОД УРОКА

Учитель. Химия обладает огромными возможностями, создает неизвестные ранее материалы, облегчает труд человека, одевает, экономит его время, создает ему уют и комфорт и даже изменяет внешность людей. Но та же химия может стать опасной для здоровья, даже смертельно опасной _______________

Писатель-фантаст и ученый-биохимик Айзек Азимов писал: «Химия – это смерть, упакованная в банки и коробки». Сказанное иногда справедливо не только по отношению к химии, но и по отношению к электричеству, бытовой технике, транспорту. Мы не можем жить без электричества, но оголенный провод смертельно опасен; мы любим смотреть телевизор, но за его задней панелью напряжение в тысячи вольт; нам необходим автомобиль, но под его колесами часто погибают люди.

Использование людьми достижений современной химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний. Возьмем, к примеру, такие необходимые для человека вещества, как лекарства.

Итак, цель нашего сегодняшнего занятия – узнать:

– «исторический путь» лекарственных средств (когда впервые появились лекарства, кто оказал наибольшее влияние на становление лекарственной индустрии);

– что входит в обычную домашнюю аптечку (какие лекарства должны входить в обязательный минимум);

– как разумно, грамотно использовать лекарства, в чем опасность самолечения.

Сообщения учащихся

«Исторический путь лекарственных веществ»

1-й ученик. Лекарства – это вещества природного или синтетического происхождения или их смеси, используемые для лечения и профилактики болезней. В древности для избавления от боли люди применяли настойки, отвары растений, высушенных насекомых и пресмыкающихся, органы животных.

Великий древнегреческий врач Гиппократ искал причины болезней не в злых духах, а в окружающей среде, образе жизни и питания. Именно он приземлил медицину, призывая лечить не болезнь, а больного. Гиппократ изучал причины болезней, диагностику, профилактику и лечение – описал более двухсот лекарственных растений и способов их использования. Его называют отцом медицины.

Большое количество лекарственных препаратов растительного и минерального происхождения описано в сочинениях среднеазиатского медика эпохи средневековья Авиценны. Многие из этих средств с успехом применяются до сих пор. Труды Авиценны заложили основу возникновения врачебной, медицинской химии.

В Европе сблизил химию с медициной швейцарский естествоиспытатель Парацельс. Считая организм химическим реактором, он начал использовать для лечения болезней минеральные воды, соединения сурьмы, мышьяка, меди, свинца, ртути и других элементов. Актуально до сих пор утверждение Парацельса об огромной важности количества применяемого препарата: «Все есть яд, ничего не лишено ядовитости, и все есть лекарство. Лишь только доза делает вещество ядом или лекарством».

2-й ученик. А что у нас в России?

Из древних рукописей известно, что в 1547 г. царь Иван Грозный направлял посла в немецкую землю для привоза мастера, который мог изготовить квасцы, применяющиеся для лечения различных болезней и опухолей. При царе Михаиле Федоровиче (1613-1645) врачебный персонал царского двора состоял из семи докторов, тринадцати лекарей, четырех аптекарей и трех химиков. Доктора и лекари определяли болезнь и способ ее лечения, аптекари готовили лекарства в химической лаборатории, а химики помогали аптекарям в изготовлении, участвовали в своеобразной экспертизе и проверке новых лекарств.

С конца XVIII в. начался период бурного развития естествознания, новый научный этап создания и использования лекарственных средств. Были усовершенствованы методы получения, очистки и анализа химических веществ. В первой половине XIX в. в России были синтезированы химические соединения, обладающие биологической активностью. Открытие обезболивающих веществ позволило применять их в хирургической практике.

А с 1930-1940 гг. начался современный этап разработки и изучения лекарств, основанный на использовании достижений ряда естественных наук. Был создан значительный арсенал препаратов различного действия, в том числе для лечения многих считавшихся ранее неизлечимыми заболеваний. Период 1960-1970-х гг. нередко называют фармацевтической революцией.

Учитель (вопросы учащимся).

– Кто оказал наибольшее влияние на становление лекарственной медицины?

– Что сказал Парацельс о количестве применяемого препарата?

– Какой период называют бурным в развитии естествознания?

– Какой период называют фармацевтической революцией?

– А теперь давайте посмотрим, что есть в домашней аптечке.

(Стук в дверь. Входит учащийся с аптечкой в руках и в белом халате. )

3-й ученик (врач). Врача вызывали? В моей аптечке лекарственные препараты, которые делятся на три большие группы:

– антибактериальные средства (антисептики);

– средства, действующие на центральную нервную систему;

– вещества, действующие на регуляторные механизмы организма.

Такая классификация весьма условна, часто наблюдается перекрывание сфер воздействия лекарственных веществ. На сегодняшний день известно свыше пяти тысяч лекарственных средств.

В моей аптечке минимум лекарственных веществ, но с этими лекарствами мы часто встречаемся в жизни. Пришло время познакомиться с ними поближе. (Раздает краткие сообщения учащимся, приговаривает в шутливой форме. ) У тебя нездоровый вид? Не связано ли твое плохое настроение с недомоганием?

Учащиеся поочередно выходят к доске, рассказывая о своем лекарственном веществе, о его составе и применении.

4-й ученик. Пероксид (перекись) водорода (H2O2) – отличный антисептик. Однако если перепутать 3%-й раствор пероксида водорода с пергидролем (30%-й раствор), то можно получить сильные ожоги на коже, слизистых оболочках. Разбавленный водный раствор пероксида водорода достаточно устойчив, 3%-й раствор – хорошее дезинфицирующее средство.

5-й ученик. Нашатырный спирт (водный раствор аммиака) возбуждает дыхательный центр. Этим пользуются, чтобы вывести больного из состояния обморока. Есть аммиак и в нашатырно-анисовых каплях, которые известны как отхаркивающее средство. Однако большие дозы аммиака могут остановить дыхание. А попав в глаза, он быстро проникает в ткани, вплоть до зрительного нерва, и может нанести ему глубокие, иногда необратимые повреждения.

6-й ученик. Аспирин, или ацетилсалициловая кислота, – один из препаратов, который применяют как жаропонижающее, противовоспалительное, болеутоляющее и противоревматическое средство. Интересно, что это лекарство немного замедляет процесс свертывания крови. Этим нередко пользуются врачи для предотвращения образования тромбов после операций, а также при нарушении кровообращения.

Однако эти же свойства аспирина могут вызвать и неприятные последствия в случае приема в больших дозах. Способность сдерживать свертывание крови может привести к кровотечениям. А поскольку аспирин – кислота, то его избыток может способствовать раздражению слизистой оболочки желудка и появлению язвы.

7-й ученик. Лекарства для лечения сердечно-сосудистой системы – валидол, корвалол, нитроглицерин. Последнее средство наиболее эффективно снимает спазмы сосудов сердца. Разумеется, если беспокоит боль в сердце, нельзя полагаться только на лекарства, необходимо обязательно обратиться к врачу!

8-й ученик. В аптечке, конечно, найдутся и средства лечения пищеварительной системы. В случае употребления несвежей пищи или при нарушении простейших гигиенических правил в кишечник могут попасть чужеродные организмы, которые, размножаясь, вызывают тяжелое состояние – диспепсию. Наиболее популярным средством борьбы с этим заболеванием является салол в чистом виде или как компонент лекарственной смеси. Это вещество подавляет деятельность чужеродных микроорганизмов. Таким же действием обладают и другие средства: фталазол, сульгин.

9-й ученик. Наряду с этими лекарствами, которые продаются без рецепта, есть более сильные, например антибиотики, борющиеся с микроорганизмами. Их без рецепта не продают, и это правильно: если пользоваться сильнейшими антибиотиками, чтобы избавиться от насморка, то может случиться так, что они не помогут при более серьезных заболеваниях. Дело в том, что поколения микроорганизмов сменяются очень быстро – каждые 20-50 мин, т. е. существуют отличные условия для быстрого естественного отбора наиболее приспособленных. Через достаточно большое число поколений (а их смена произойдет за две-три недели) в организме может остаться разновидность микробов не только не боящаяся данного лекарства, но даже неплохо чувствующая себя в нем. Таким образом может появиться клан стрептококков или пневмококков, приученных к антибиотику.

10-й ученик. В аптечке часто можно найти витамины. Строго говоря, это не лекарства, а жизненно необходимые организму вещества. В руках умелого врача разнообразные витамины – могучее средство для укрепления организма, повышения общего тонуса, сопротивления заболеваниям. В настоящее время широко используются поливитаминные препараты «Компливит», «Ундевит», «Витрум» и многие другие.

Учитель (вопросы учащимся).

Что еще может и должно, по вашему мнению, находиться в обычной домашней аптечке? (Обсуждения учащихся. )

О каких лекарственных веществах мы еще не говорили?

Природные лекарственные вещества – лекарственные растения

З а г а д к и

Где-то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка.

Там красные таблетки

Развешаны на ветке.

(Шиповник. )

Кто любит молоко коровье

И кто растит цыплят, гусей,

Должны дружить с листвой моей!

В июне, июле, сентябре

Пожалуйте, друзья, ко мне.

Наденьте на руки перчатки -

Ожогов берегись, ребятки.

Быстро растет от меня молодняк,

Значит, растение не просто сорняк.

(Крапива. )

В старину человек искал лекарственные средства почти вслепую, наугад. Одно из поверий гласит: «По форме растение похоже на ту часть тела человека, которую оно лечит». Растение, похожее на человека в целом, должно лечить от всех болезней. Корень ценится тем выше, чем больше он походит на человека. Что это за корень? (Женьшень. )

Многие народы, живущие на территории России, почитали это дерево как священное. По сибирским поверьям, на ветвях этого дерева живет хозяйка Земли. А вот что поется в песне об этом дереве:

«Первое дело – мир освещать,

Второе дело – скрип утишать,

Третье дело – больных исцелять,

Четвертое дело – чистоту соблюдать».

Что это за дерево?

(Береза. )

Учитель. Мы разобрали некоторые лекарственные вещества, которые могут находиться в обычной домашней аптечке. Набор лекарственных средств каждой аптечки зависит от индивидуальных особенностей человека. Но необходимо помнить, что в любом случае, прежде чем принимать какие-либо лекарства, нужно проконсультироваться с врачом. (Учитель подводит итог вместе с учащимися – перечисляет еще раз, какие лекарственные средства должны присутствовать в любой домашней аптечке. )

Лекарственные препараты – сильнодействующие средства, ими надо пользоваться осмотрительно. И если вы все-таки занялись самолечением, используя лекарства, когда-то прописанные вам врачом, или те, которые вы приобрели, увидев или услышав рекламу, прочитайте внимательно в инструкции к ним разделы «Показания», «Противопоказания», «Дозировка и способ применения». П о м н и т е: неверное применение, большая доза могут превратить лекарство в яд!

Пожелаем друг другу здоровья, не хандрить и всегда пребывать в хорошем настроении и здоровом теле, чтобы не прибегать к каким-либо лекарственным средствам.

Народная мудрость гласит: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – все потерял». Будьте здоровы!

Л. Сердюкова, МОБУ СОШ № 5, станица Платнировская, Кореновский район, Краснодарский край