Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Химия
  • Технология проблемного обучения. Урок по теме: « Соли аммония». 9 класс

Технология проблемного обучения. Урок по теме: « Соли аммония». 9 класс

Технология проблемного обучения. Урок по теме: « Соли аммония». 9 класс

Цели урока.

Обучающие– сформировать знания о составе, строении, получении, физических и химических свойствах солей аммония. Сопоставить соли аммония с солями щелочных металлов (сходство: ионная кристаллическая решетка, хорошая растворимость; различия-соли аммония термически неустойчивы). Сформулировать умение распознавать соли аммония. Охарактеризовать области применения аммиака и солей аммония.

Развивающие -развивать умения и навыки решать задачи по химии, способности к анализу и абстрактному мышлению, расширять кругозор учащихся, их творческие способности, развивать умения работы с дополнительной литературой.

Воспитательные -воспитывать личности с высоким уровнем культуры, формировать потребность в познавательной деятельности.

Метод урока: беседа.

Оборудование и реактивы. Штатив для пробирок, пробирки, стеклянная палочка, водный раствор аммиака, нашатырный спирт, соли аммония, спирт, лакмусовая бумага, коническая колба, фарфоровый тигель. Реактив на аммиак для определения качества мяса ( к 5 % р-р азотнокислой ртути по каплям прибавляют 5% р-р иодида калия. К образовавшемуся осадку прибавляют иодид калия до полного растворения. Полученный раствор наполовину разбавляют 20% р-ром едкого натра).

Девиз урока: «Настоящий ученик учится открывать неизвестное с помощью известного».

План урока.

1. Организационный момент (постановка цели урока).

2. Актуализация опорных знаний: а) индивидуальная работа по карточкам; б) фронтальная работа с классом.

3. Изучение нового материала (работа с опорными схемами) по плану:

1) Номенклатура, состав, строение.

2) Физические свойства солей аммония

3) Получение солей аммония

4) Химические свойства (качественная реакция)

5) Применение аммиака и солей аммония.

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание.

6. Итоги урока. Рефлексия.

Ход урока 1. Организационный момент (постановка цели урока).

Учитель. Девизом нашего урока являются слова немецкого поэта И. В. Гете: «Настоящий ученик учится открывать неизвестное с помощью известного».

И сегодня на уроке мы будем учиться наблюдать и делать выводы. Это умение необходимо в жизни каждому человеку. Для нас наблюдать – это не просто замечать , ведь наблюдение-первый этап человеческого познания. Например, ученые, приступая к исследованиям, сначала проводят наблюдения. Поэтому постарайтесь сегодня на уроке хотя бы мысленно, а иногда и вслух начинать свой ответ со слов: «А вот я заметил »

2. Актуализация опорных знаний: а) индивидуальная работа по карточкам;

б) фронтальная работа с классом.

3. Изучение нового материала (работа с опорными схемами) по плану. Рассмотрим еще раз реакцию взаимодействия аммиака с кислотами (№1 ученик– с соляной кислотой; № 2 ученик – с серной кислотой; № 3 ученик – с фосфорной кислотой). Записываем уравнения и делаем выводы: – Атом азота в молекуле аммиака связан тремя ковалентными связями с атомами водорода и сохраняет при этом одну неподеленную пару :NH3

-Выступая в качестве донора электронной пары, атом азота может участвовать в образовании по донорно-акцепторному механизму четвертой ковалентной связи с другими атомами или ионами, обладающими электронно-акцепторными свойствами. – В результате взаимодействия аммиака с кислотами, а именно с ионом водорода, образуется ион аммония :NH3 + +H =NH4 +

Таким образом, соли аммония – твердые вещества с ионной кристаллической решеткой, в узлах которой находятся ионы аммония и ионы кислотного остатка. В реакции получения солей аммония аммиак служит акцептором протона и, следовательно, с точки зрения протонной теории кислот и оснований проявляет свойства основания.

№1 ученик NН3+ НСl =NН4СL

№2 ученик NН3+ Н2SО4= NН4НS О4

№3 ученик NН33РО4= NН4Н2РО4 Образующиеся соли аммония являются примером комплексных соединений. Номенклатура (название) солей определяется следующим образом: а) средние соли (название кислотного остатка, затем наименование металла в родительном падеже)

Например, в реакции №1 NH4СI – средняя соль, хлорид аммония

б) кислые соли, образующиеся с многоосновными кислотами (к названию кислотного остатка прибавляют приставку «гидро-«, «дигидро-«, указывающую на наличие в молекуле соли незамещенных ионов водорода

в реакции №2 N Н4HSO4 кислая соль, гидросульфат аммония в реакции №3 NH4H2PO4 кислая соль, дигидрофосфат аммония

Физические свойства солей аммония.

Соли аммония – твердые вещества, хорошо растворимые в воде, большинство бесцветны.

Химические свойства солей аммония.

1. Подобно солям щелочных металлов, являются сильными электролитами. NH4СI=NH4+ + C l

2. По аниону (кислотному остатку) они проявляют все свойства солей.

А) с другим солями ученик №1 проводит реакцию.

NH4Сl+АgNO3=NH4NO3+ АgCl

Аg+ + C l= АgCl

Б) с кислотами ученик №2 проводит реакцию.

NH4HCO3 + НСl = NH4Сl+ CO2 + Н2O

CO32-+ 2Н+ = CO22O

3. Взаимодействие со щелочью, при осторожном нагревании (качественная реакция на соли аммония). Ученик №3 проводит опыт (проинструктированный предварительно). В пробирку наливаем 2 мл р-ра соли хлорида аммония и добавляем 2 мл гидроксида натрия. Осторожно нагреваем. К отверстию пробирки подносим смоченную индикаторную бумагу. NH4С l+ Nа OН= NН3 + Н2О+ NаСl

NH4++ OН= NН3 2О

Это качественная реакция на соли аммония.

Образующийся аммиак определяется как по запаху, так и по посинению универсальной лакмусовой бумаги.

4. Соли аммония термически неустойчивы. При нагревании разлагаются (обратимо, если анион не является окислителем) Например, при нагревании хлорид аммония как бы возгоняется-разлагается на аммиак и хлороводород, которые на холодных частях сосуда вновь соединяются в хлорид аммония.

NH4СL = NН3 + Н2О

Соли аммония, анион которых проявляет более резко выраженные окислительные свойства, распадаются необратимо: протекает окислительно-восстановительная реакция, в ходе которой ион аммония окисляется, а анион восстанавливается.

Ученик № 4 под руководством учителя проводит опыт (проинструктированный предварительно).

Лабораторный опыт: »Вулкан на столе».

В горло конической колбы вставляем тигель. Колбу покрываем пластилином, придав ей форму горы. Под колбу – большой лист бумаги для сбора оксида хрома (3). В тигель насыпаем дихромат аммония, центр холмика смочили предварительно спиртом. Зажигаем «вулкан» горящей лучиной.

(NH4)2Сr2O7= N2 + Cr2O3 + 4Н2О

NH4NO3 = N2O + 2 H2O ( N2O -газ нервно-паралитического, наркотического действия)

Применение солей аммония

Учитель (задает проблемный вопрос). Почему азота в природе много (он входит в состав атмосферы), а растения часто дают плохой урожай из-за азотного голодания. Ученик. Растения не могут усваивать молекулярный азот из воздуха. Это проблема связанного азота. При недостатке азота задерживается образование хлорофилла, поэтому растения имеют бледно-зеленую окраску, как следствие, задерживается рост и развитие растения. Азот– жизненно важный элемент. Учитель. Прослушаем сообщения о применении солей аммония.

Сообщение учащегося №1: 1. Аммиак и соли аммония находят широкое применение. Большая часть аммиака и солей аммония (сульфат аммония, нитрат аммония, гидрофосфат аммония) идет на производство азотной кислоты и азотных удобрений. Одним из главных преимуществ таких удобрений является повышенное содержание в них азота. 2. Кроме того нитрат аммония применяется для взрывных работ. 3. Хлорид аммония (нашатырь) – при лужении и пайке, так как он способствует удалению с поверхности металла оксидной пленки, а также в красильном деле.

Учитель дополняет.

Снимая урожаи, человек ежегодно уносит вместе с ними огромные количества связанного азота. Эту убыль он покрывает внесением не только органических, но и минеральных удобрений. Азотные удобрения вносят под все культуры. Азот усваивается в виде катиона аммония NH4 и нитрат-аниона -NO3

Закрепление. Лабораторное исследование качества мяса на присутствие аммиака учащимися, предварительно подготовленными учителем.

Для определения аммиака в пробирку положили 3 кусочка мяса величиной с полгорошины, прилили 2 мл дистиллированной воды и стеклянной палочкой хорошо перемешали мясо. Содержимое пробирки профильтровали. Для анализа взяли 10 капель мясного фильтрата, к которому прибавили 10капель реактива на аммиак. Запах аммиака не ощущался и образование кирпично-красного осадка не наблюдалось. (В случае присутствия аммиака выделяется кирпично-красный осадок. Этим доказывается, что мясо начинает загнивать. )

Ученик делает вывод: «Лабораторный анализ качества образца мяса, а именно на присутствие аммиака показал, что мясо доброкачественное».

Домашнее задание. П 32; задания 2,4.

Итоги урока. Учитель: «Я и мои помощники внимательно наблюдали за вашей работой и сейчас постараемся максимально объективно выставить оценки. Однако главные оценки вам поставит жизнь. Оценки за то, как вы воплощаете свои знания, в том числе и те, которые получили на сегодня».

Л. Сердюкова, МОБУ СОШ № 5, станица Платнировская, Кореновский район, Краснодарский край