Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Личностно-ориентированный подход в процессе обучения химии

Личностно-ориентированный подход в процессе обучения химии В своей педагогической деятельности долгие годы использовала традиционные формы обучения, но изменения, происходящие в обществе (с людьми, ценностями, идеалами, целями общества и т. д. ) влекут за собой поиск новых форм работы в образовании.

Целью моей педагогической деятельности является – создание личностно– образовательной среды, которая обеспечивает успех и результативность обучения химии, развитие активной, творческой личности.

В моём понимании личностно– образовательная среда должна включать в себя несколько важных компонентов:

I. Психологический комфорт. Все понимают, что обучение в условиях стресса, напряженности препятствует развитию мыслительной деятельности учащихся. Прав был Л. Н. Толстой, когда писал: «Ум человека может действовать только тогда, когда не подавляется внешними влияниями».

II. Создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, успеха, когда учащиеся принимают активное участие в решении учебных задач, проблемных ситуаций, что повышает их интерес к предмету, мотивацию и познавательную активность.

III. Разнообразие видов учебной деятельности, что позволяет сделать урок живым, динамичным, а также учитывать психологические особенности учащихся (память, мышление, тип восприятия).

Названные компоненты личностно-образовательной среды реализуются на основе собственного педагогического опыта и применения элементов передовых педтехнологий (РО, КСО, личностно-ориентированного обучения).

На своих уроках придаю большое значение развитию у учащихся самостоятельности, логического мышления (т. е. учу их учиться). Поэтому ставлю перед собой задачи: обеспечить активную позицию учащихся в учебном процессе, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся (т. е. создать обстановку, при которой ученик не может сидеть на уроке, как отмечал К. Д. Ушинский, «без мысли в голове, без дела в руках», ведь обучение делом в 6 – 7 раз продуктивнее слушания); создать оптимальные условия для самовыражения их как личностей, развития способностей, стремления к самовыражению, и чтобы каждый ученик мог усвоить на уроке главное в изучаемом материале, т. е. активизировать познавательную деятельность своих учеников.

При этом очень важно создание ситуаций успеха, которые я реализую, используя факторы успешности, коими являются:

– повышение учебной мотивации учащихся;

– создание атмосферы сотрудничества и сотворчества;

– снижение у учащихся чувства тревожности перед уроком и во время него;

– комфортная, спокойная, но вместе с тем рабочая обстановка;

– чередование индивидуальной и коллективной работы.

Всё это создаёт атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.

Достичь высокого уровня познавательной деятельности учащихся, повысить интерес к процессу познания, организовать учебный процесс как творческий мне помогает на уроке личностная ориентация труда школьника, которая заключается в том, что этот труд посилен, т. к. он дифференцирован в соответствии со способностями ученика. Набор заданий разного уровня трудности позволяет учащимся выбрать доступный для них уровень. К тому же уровни заданий помогают следить за продвижением ученика в процессе учебной деятельности. Кроме того, при проектировании урока учитываю индивидуальные психологические особенности восприятия учащихся (аудиалы, визуалы, кинестетики). Так как учащихся с одним типом восприятия нет, поэтому при закреплении материала и отработке основных умений и навыков дополняю упражнения для аудиалов письменными текстами, для визуалов – аудированием или варьирую упражнения. Это повышает мотивацию и эффективность обучения.

Например, при изучении темы «Реакции ионного обмена» в качестве закрепления даю такие карточки:

1 – для аудиалов

Подберите вещества с помощью которых можно осуществлять следующие превращения: а) CuCI2 + … = AgCI + …; б ) K2CO3 + … = CaCO3 + …;

в) CuCI2 + … = MgCI2. Напишите молекулярные и ионные уравнении.

Затем учащиеся должны проговорить представленные записи партнеру по парте или учителю.

2– для визуалов

Напишите в молекулярном и ионом виде уравнения реакций между:

а) серной кислотой и гидроксидом калия;

б) карбонатом натрия и соляной кислотой;

в) хлоридом алюминия и гидроксидом натрия.

На обороте данной карточки представлен правильный вариант записи, с которым учащиеся при затруднении могут свериться.

3 – для кинестетиков

Соедините стрелками формулы веществ, между которыми возможны химические взаимодействия. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

Задания, предлагаемые на уроках в рамках личностно– ориентированного обучения по теме «Теория электролитической диссоциации».

2-ой урок по теме «Реакции ионного обмена».

Учащиеся работают в парах сменного состава в соответствии с инструкцией, где информация обязательно проговаривается и записывается:

1. Прочитайте внимательно все задания карточки.

2. Выполни задание.

3. Найди партнера для работы в паре.

4. Объясни ему задание № 1 своей карточки.

5. Впиши свое решение задания № 1 в его тетрадь.

6. Партнер делает то же самое ( объясняет и вписывает задание № 1 со своей карточки).

7. Обмен карточками.

8. Сверка решений задания № 2 с решением партнера.

9. Если решения различны, то необходимо найти ошибки и исправить их.

10. Смена партнера.

11. Если работа с карточкой закончена, а партнера пока нет, возьми дополнительное задание у учителя.

Карточка № 1.

1. Закончить уравнение, написав его в молекулярном и ионном виде:

Ca(OH)2 + HCI →

2. Закончить уравнения возможных реакций, написав их в молекулярном и ионом виде:

Mg(OH)2 + H2SO4→;

Mg(OH)2 + CO2→;

Mg(OH)2 +NaCI→ .

Одна из основных целей изучения химии – развитие логического мышления учащихся. В процессе обучения использую такую схему, где любой ученик, независимо от уровня обученности, способен самостоятельно сформулировать определение. Совместно созданные схемы помогают активизировать мыслительную деятельность учащихся, углубляют их понимание изучаемого материала.

Методику составления и применения логических схем проиллюстрирует урок в 10 классе по теме «Углеводы. Глюкоза».

Урок начинаю с поэтических строк:

Нам каждый день природа дарит

Прикосновенье к алтарю.

За жизнь – космический подарок –

Тебя, Земля, благодарю.

Круговращение планеты,

Прикосновение стихий,

Все – север, юг, зима и лето,

Дорога, труд, любовь, стихи,

Сплетение души и мысли,

Провалы, взлеты вверх и вниз…

Какой же смысл – в исканье смысла?

Процесс познанья – в этом смысл.

Затем объявляю тему урока: «Углеводы. Глюкоза».

Девиз: «Опыт – основа познания».

Далее следует вопрос классу: «Какая необходимость изучать эту тему?»

Учащиеся отвечают, вспоминая курс биологии.

Следующий вопрос: «Что же такое «Углеводы», почему они получили такое название?»

Учащиеся связывают с триадой Бутлерова – вся причина в свойствах (свойства зависят от строения).

Опять вопрос классу: «Поэтому как можно сформулировать цель урока?»

Учащиеся: исследовать строение углеводов.

Но, т. к. глюкоза простейший представитель углеводов (учащиеся это знают из курса биологии), то школьники формулируют конкретную цель урока:

– исследовать строение углеводов на примере простейшего углевода – глюкозы.

Чтобы исследовать вещество, его нужно получить в чистом виде. Учащимся дается качественный состав глюкозы: С – 40%; Н – 6,7%; О – 53,3%. Относительная молекулярная масса равна 180. Выведите молекулярную формулу глюкозы. Учащиеся быстро справляются с данной задачей. Получили формулу С6Н12О6.

Учитель: «Подумаем, что может скрываться за этой формулой? О каких функциональных группах может идти речь? Т. е. , попытайтесь на основе теоретических знаний спрогнозировать строение данного вещества».

Учащиеся строят на черновиках схему рассуждений. Я просматриваю и лучшие схемы (2 – 3) прошу записать на доске. Вывешивается и схема учителя.

С6Н12О6

6ОН¯ nОН¯ – С=О nОН¯ ; – С = О

Н ОН

Многоатомные спирты Многоатом. спирт Многоатом. спирт

+ Cu(OH)2 и альдегид и кислота

+ Cu(OH)2 t°C + Cu(OH)2 + индикатор

ярко-синий а) ярко-синий; (лакмус)

б) коричнево-красный а) ярко-синий;

б) красный.

Понравившуюся схему учащиеся переносят в рабочую тетрадь.

Затем напоминаю, что теория должна подтверждаться практикой.

Учащиеся приступают к исследованию (прежде обязательно вспоминают правила ТБ). Далее следует обсуждение результатов эксперимента, и приходят к выводу: Глюкоза – альдегидоспирт. Затем следует рефлексия (вернуться к началу урока. Цель? Добились её? Что для этого делали? Вывод).

И теперь провожу анализ работы учащихся на уроке:

А) результативно провели исследовательскую работу, сумели спрогнозировать и доказать наличие функциональных групп;

Б) в очередной раз убедились, что можно самостоятельно добывать новые знания, исходя из основных теоретических предпосылок.

Уроки выстраиваю так, чтобы учащиеся сами анализировали факты и явления, давали им оценку, классифицировали и обобщали их, формулировали свои мысли. Это позволяет изменить позицию ученика: от объекта научения, получателя готовой информации, до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую информацию и даже конструирующего для этого свои собственные действия. Меняется и моя позиция – позиция учителя: из транслятора содержания обучения превращаюсь в менеджера, организатора коммуникаций и эксперта, функции которого состоят в грамотной постановке задач, организации процесса их решения и экспертизе полученных учениками решений на предмет соответствия планировавшемся результатам.

В заключение хочется привести слова известного российского математика Никиты Николаевича Моисеева «Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? Конечно же – учитель».

Метки: Химия