Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

План урока на тему :Железо и его соединения" для учащихся 9 класса

План урока на тему :Железо и его соединения" для учащихся 9 класса Цель: сформировать понятие о зависимости направления реакций окисления от силы окислителя на примере железа, закрепить представления об основных свойствах соединений железа.

План урока

1 этап.

Для формирования активного восприятия темы урока учащимся предлагается назвать самые дорогостоящие металлы, при этом наиболее вероятные ответы: золото, платина, поэтому в дальнейшем обсуждении ценности металлов выявляется железо, стоящее в IX – VII вв. до н. э. дороже золота.

На доске и в тетрадях учащихся фиксируется тема урока.

2 этап.

В побуждающем диалоге решаются вопросы:

  1. Где в периодической системе находится железо?
  2. Какие особенности строения атомов характерны для металлов побочных подгрупп?
  3. Какие степени окисления характерны для железа в соединениях?
  4. Какие электроны может использовать железо для образования соединений в химических реакциях?

Выдвигается гипотеза: если для железа характерны переменные степени окисления, тогда окисление будет происходить до +3 или +2 в зависимости от силы окислителя.

3 этап.

Для проверки гипотезы учащимся предлагается а) вспомнить примеры сильных окислителей: кислород, хлор, азотная кислота, концентрированная серная кислота; б) примеры слабых окислителей: сера, растворы соляной и серной кислот, растворы солей ( информация фиксируется в тетрадях учащихся и на доске ).

Затем с диска демонстрируются реакции железа с хлором, серой, кислородом.

Выясняются особенности взаимодействия железа с кислородом в диалоге с учащимися и составляется уравнение реакции.

Выполняется самостоятельная работа в парах по вариантам.

1 вариант 2 вариант

Допишите уравнения реакций: Допишите уравнения реакций

1) Fe + Cl₂ → 1) Fe + S →

2) Fe + HCl → 2) Fe + H₂SO₄(разб. ) →

3) Fe + H₂O → 3) Fe + HNO₃(разб. ) →

4) Fe + H₂SO₄ (конц. ) → 4) Fe + CuCl₂ →

5) Fe(OH)₂ + HCl → 5) Fe(OH)₃ + H₂SO₄ →

На основании анализа самостоятельной работы делается вывод о а) способности железа окисляться сильными окислителями до степени окисления +3 и слабыми -– до + 2; б) основном характере гидроксидов и оксидов железа, также отмечается амфотерность соединений железа(III).

Следующий момент урока – лабораторная работа, для выполнения которой учащиеся получают задание: исходя из выданных вам реактивов, получить и доказать основные свойства а) гидроксида железа(II) для 1 варианта и

б) гидроксида железа(III) для 2 варианта.

4 этап.

Тестовый контроль знаний предлагается по двум вариантам.

1 вариант

Выберите из четырех вариантов ответов один правильный:

  1. Железо реагирует с каждым из двух веществ:

1) NaOH, H₂O 3) Cl₂, Na

2) H₂SO₄, SO₃ 4) O₂, Pb(NO₃)₂

  1. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами реакций.

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ РЕАКЦИЙ

А) FeSO₄ + NaOH → 1) H₂O + FeSO₄

Б) Fe(OH)₂ + H₂SO₄ → 2) FeCl₂ + BaSO₄

B) FeSO₄ + BaCl₂ → 3) Na₂SO₄ + Fe(OH)₂

4) Fe(OH)₃ + Na₂SO₄

5) Fe₂(SO₄)₃ + SO₂ + H₂O

Для ответа укажите набор цифр, соответствующих очередности букв.

2 вариант

Выберите из четырех вариантов ответов один правильный.

  1. Железо реагирует с каждым из двух веществ:

1) Ca(OH)₂, H₂O 3) O₂, MgSO₄

2) H₂SO₄ (р-р), S 4) HNO₃, CO₂

Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами реакций.

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ РЕАКЦИЙ

А) FeCl₃ + KOH → 1) Fe(NO₃)₃ + AgCl

Б) Fe(OH)₃ + HNO₃ → 2) H₂O + Fe(NO₃)₂

B) FeCl₃ + AgNO₃ → 3) Fe(NO₃)₃ + H₂O

4) FeCl₂ + AgCl + NO₂

5) Fe(OH)₃ + KCl

Для ответа укажите набор цифр, соответствующий очередности букв.

Метки: Химия