Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Химия
  • Коррекционно-развивающие упражнения по химии, направленные на развитие внимания и восприятия

Коррекционно-развивающие упражнения по химии, направленные на развитие внимания и восприятия

Коррекционно-развивающие упражнения по химии, направленные на развитие внимания и восприятия

Предмет (направленность): химия

Возраст детей: 5-9 классы.

Место проведения: кабинет.

Упражнение 1. «Склеенное слово»

Задание 1. Среди буквенного текста вставлены слова. Найдите и подчеркните спрятавшиеся слова.

БХИМИЯИТРАНВАТОМРЮДЖЫМЕТМЕТАЛЛГГЩАТПРОТОНПСТЫВАЮРОЗАЕВНЦИНЕЙТРОНДЖАРАМЫЛРКВТСУМКААЙЭЛЕКТРОНВ

Задание 2. Перед вами «текст», в котором «спрятаны» формулы кислот. Постарайтесь как можно быстрее просмотреть этот текст, найти и назвать кислоты.

H2OSO3H3PO4Na2CO3MgAlPO4H2SP2O5CaHNO3CO2HClBaOSH2CO3Na2OH2SO4NH3Mg(OH)2Ba(OH)2HNO2OSNH2K3NH2SiO3NaClN2O5BaH2HBrC

Са

Упражнение 2. «Химический знак»

Задание. Посмотрите, перед вами поле, расчерченное на клеточки. На этом поле находится химический элемент. Элемент двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать вам ходы, а вы будете передвигать по полю химический элемент в нужном направлении. Делайте это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Например: Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился химический знак».

Примечание. Если учащиеся затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно изготовить карточку с химическим знаком и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате учащиеся научились мысленно ориентироваться в клеточном поле.

Задания для химического знака можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо – вниз, 3 клетки влево и т. д.

Упражнение 3. «Найди ошибку»

Задание. Найти ошибки в предложенном тексте:

Действие растворов кислот на индикаторы. Практически все кислоты (кроме кремниевой) хорошо растворимы в воде. Растворы кислот в воде изменяют окраску специальных веществ – катализаторов(индикаторов). По окраске катализаторов (индикаторов) определяют присутствие кислоты. Индикатор лакмус окрашивается растворами кислот в малиновый (красный) цвет, индикатор метиловый оранжевый – тоже в красный цвет.

Упражнение 4. «Найди одинаковые химические символы»

На листе в хаотичном порядке расположенные химические символы. Например: Ca, О, H, И, P, Na, Br, Sе, Ne, Аg, Na, Ca, Ag, О, P, Br, Se, Ne, H.

Задание. «Посмотрите, химические символы рассыпались. Соедините одинаковые химические символы линиями. Какой символ остался? Почему он не подходит к остальным?» (Должно остаться И – «неправильный» химический знак N).

Упражнение 5. «Соедини в целое»

Задание. Перед вами изображение, которое разрезано на части. Сложите его.

Упражнение 6. «Установите соответствие»

Задание. Установите соответствие между названием соединения и его химической формулой.

НАЗВАНИЕ СОЕДИНЕНИЯ

ФОРМУЛА

А) углекислый газ

1) SiO2

Б) глина

2) Al2O3

В) красный железняк

3) Fe3O4

Г) магнитный железняк

4) CO2

Д) песок

5) Fe2O3

Примечание. Необходимо фиксировать время, затраченное на выполнение каждого задания, и число ошибок. Упражнение может проводиться в виде соревнования, задания могут меняться и различаться по степени сложности: один символ можно подчеркнуть, а другой – вычеркнуть.

Упражнение 7. «Руки вверх»

Задание. Учитель перечисляет названия веществ и физических тел, учащиеся внимательно слушают. Если названо вещество, то учащиеся поднимают руки вверх, а если физическое тело – руки лежат на парте. Ученик, допустивший ошибку, дает определение «физическое тело» или «вещество» и приводит 2-3 соответствующих примера.

Пример перечня названий. Стакан, гвоздь, железо, вода, льдина, соль, соль, пробирка, спирт, кастрюля, алюминий, сахар, пластмасса, ложка, линейка, крахмал, полиэтилен, кислород, мяч, уксусная кислота, дверная ручка, мел, лампа, молоко и др.

Примечание. Аналогичные игры можно провести по теме «Чистые вещества и смеси», «Физические и химические явления» и т. д.

Упражнение 8. «Сколько знаков»

Задание. Ученик должен с одного взгляда (10 секунд) угадать, сколько химических знаков изображено на карточке, и записать соответствующее число. Затем учащийся получает карточку, выписывает знаки химических элементов и называет их.

Выигрывает тот, кто точнее угадает число элементов и быстрее справиться с остальной частью задания.

Упражнение 9. «Нас четверо»

На доске учитель пишет названия типов химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена) и распределяет их среди четырех учеников. На столе в беспорядке находятся карточки с уравнениями химических реакций разных типов.

Задание. Ученик выбирает среди всех карточек только те, на которых написано уравнение химической реакции данного для него типа, и прикрепляет эти карточки к доске под соответствующим названием типа реакции. Ученик, допустивший ошибку, дает определение типа реакции, названного неверно, и приводит пример.

Упражнение 10. «Выбери нас»

Задание. Учащиеся делятся на три команды. Каждая команда получает задание выписать названия элементов, начинающиеся с определенной буквы. Например, для команды № 1 – буквы А и Н, команды № 2 – буквы Г и П, команды № 3 – буквы М и Р (задания должны быть одинаковыми по сложности). Выигрывает команда, которая первой запишет все названия элементов и их порядковые номера, или команда, записавшая большее число элементов за определенное время по сигналу учителя.

Примечание. Для выполнения этого задания учащиеся могут пользоваться Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева.

Упражнение 11. «Кто лучше знает?»

Задание. Учитель раздает учащимся периодические системы, в которых отсутствуют символы некоторых химических элементов, и предлагает учащимся за определенное время заполнить пробелы (вписав знаки), не пользуясь периодической системой химических элементов.

Упражнение 12. «Потерянные элементы»

Задание. Вспомните последовательность расположения химических элементов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и по аналогии периодичности изменения свойств строения атома, атомной массе и т. д. заполните пустые клетки в триадах, из которых «потерялись» химические элементы.

Li

Be

B

F

Cl

Br

Ca

Sc

N

As

Al

Si

Li

Na

N

O

Sr

Ba

Na

Al

He

Ar

Верхняя строчка служит подсказкой в определении направления расположения каждой тройки элементов в периодической системе.

Задание дано с опорой на несколько анализаторов. Коррекционное упражнение направлено на развитие внимания и мышления.

Упражнение 13. «Раздели нас»

Задание. Учащиеся по сигналу должны в строке химических знаков элементов – металлов определить и вычеркнуть знаки элементов – неметаллов, а среди химических знаков элементов – неметаллов соответственно – знаки элементов – металлов. Победителем является тот участник игры, который за самый короткий срок и безошибочно справиться с заданием.

МЕТАЛЛЫ

H

Ag

Hg

Mg

Cu

P

Br

НЕМЕТАЛЛЫ

Zn

Ba

H

Fe

I

Hg

Ne

МЕТАЛЛЫ

Na

Cl

Pb

Cr

K

Cu

Ar

НЕМЕТАЛЛЫ

F

Ca

Na

Si

Ba

B

Mg

МЕТАЛЛЫ

Cl

N

Na

Cu

Ca

P

Br

НЕМЕТАЛЛЫ

I

F

Fe

F

Au

Ag

He

Упражнение 14. «Кто быстрее»

Задание 1. Внимательно просмотрите таблицу и сосчитайте, сколько раз в ней встречаются записи, обозначающие:

а) свободные атомы;

б) молекулы простых веществ;

в) сложные вещества.

Cl

O2

SO2

PH3

H2

O

H2

CuO

N

N2

O

P

BaS

Cl2

Cl

CO

Cl2

Na2O

Br

CuSO4

N2

O

H2CO3

H2O

O

Cl2

NaOH

H3PO4

H

Cl2

N2

N

O

PCl3

O3

O

Примечание. Необходимо фиксировать время, затраченное на выполнение каждого задания, и число ошибок.

Задание 2. Внимательно просмотрите таблицу и сосчитайте, сколько раз в ней встречаются записи, обозначающие:

а) два атома любого химического элемента;

б) две молекулы простого вещества;

в) одну молекулу сложные вещества.

2H

2O2

CO2

2NH3

2Cl

O2

N2

2CO2

N2

2O2

O

2O

2SO2

Cl2

CO

Cl2

2Cl

4N

2N

H2SO4

4H2

4O

HNO3

H2O

O2

2Cl2

H3PO4

H3PO4

H2

2O2

4N2

4N2

Cl2

2H

4O2

2O2

Примечание. Необходимо фиксировать время, затраченное на выполнение каждого задания, и число ошибок.

Метки: Химия