Коррекционно-развивающие упражнения по химии, направленные на развитие мышления
Коррекционно-развивающие упражнения по химии, направленные на развитие мышления
Предмет (направленность):
химия
Возраст детей: 5-9 классы.
Место проведения: кабинет.
Упражнение 1. «Цепочка»
Задание. Учащиеся, сидящие за первыми столами, по команде учителя записывают на листе название химического элемента и передают листок следующему ученику, который должен написать рядом название другого элемента, начинающегося на букву, которой оканчивается первое слово, и т. д. Побеждает команда, которая составит наиболее длинную цепочку – чайнворд.
Пример. Цинк – кобальт – тантал – лантан – неодим – мышьяк – кислород – диспрозий.
Упражнение 2. «Третий лишний»
Задание. Найти лишнюю формулу, вычеркнуть её и назвать класс веществ:
а. H2О, K2SO4, SO2 – … ;
б. H2SO3, HCl, KNO3 – … .
в. BaSO4, HCl, CuCl2 – … ;
г. NaOH, CuO, Cu(OH)2 – … ;
д. H2SO3, LiNO3, H2SO4 – … ;
е. NaOH, Ba(OH)2, H2S – … .
Упражнение 3. «Группировка»
Задание. Сгруппируй данные слова по общим признакам в четыре группы. Заполни таблицу, впиши в шапку таблицы обобщающие понятие для каждой группы.
Fe2(SO)3, CuO, H2O, Ba(OH)2, H3PO4, Ca(OH)2, H2SO4, K2SO4, Fe(OH)2, Fe2O3, CO2, MgO, CuS, Al2O3, HCl, HNO2, CaO, ZnCl2, NaOH, Fe(OH)3, BaSO4, Ba(NO3)2, FeSO4.
Упражнение 4. «Нас четверо»
На доске учитель пишет названия типов химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена) и распределяет их среди четырех учеников. На столе в беспорядке находятся карточки с уравнениями химических реакций разных типов.
Задание. Ученик выбирает среди всех карточек только те, на которых написано уравнение химической реакции данного для него типа, и прикрепляет эти карточки к доске под соответствующим названием типа реакции. Ученик, допустивший ошибку, дает определение типа реакции, названного неверно, и приводит пример.
Упражнение 5. «Выбери нас»
Задание. Учащиеся делятся на три команды. Каждая команда получает задание выписать названия элементов, начинающиеся с определенной буквы. Например, для команды № 1 – буквы А и Н, команды № 2 – буквы Г и П, команды № 3 – буквы М и Р (задания должны быть одинаковыми по сложности). Выигрывает команда, которая первой запишет все названия элементов и их порядковые номера, или команда, записавшая большее число элементов за определенное время по сигналу учителя.
Примечание. Для выполнения этого задания учащиеся могут пользоваться Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева.
Упражнение 6. «Семь химических элементов»
Задание. Впишите по горизонтали названия пяти химических элементов, оканчивающихся на –ий , таким образом, чтобы по диагоналям было прочитать названия еще двух элементов с таким же окончанием.
Ответ. По горизонтали: цезий, гелий, барий, родий, тулий.
По диагоналям: церий, торий.
Метки: Химия