Урок по теме: "Жесткость воды и способы ее устранения"
Урок по теме: "Жесткость воды и способы ее устранения"
Предмет (направленность):
химия
Возраст детей: 9 класс
Место проведения: класс
Цели и задачи урока:
рассмотреть понятие и причину жесткости воды как основополагающей характеристики качества воды, пригодной для использования человеком;
изучить способы устранения жесткости воды;
развивать информационную, учебно – познавательную, коммуникативную компетентность учащихся;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование и реактивы: раствор мыла, дождевая вода, вода из под крана, стеклянные стаканы, стеклянная палочка.
Ход урока
I. Актуализация знаний, умений учащихся.
Выполнение учащимися проверочного теста по теме «Щелочно-земельные металлы» (по двум вариантам).
1 вариант
А1. В каком порядке расположены щелочно-земельные металлы Ca, Sr, Mg ?
1. Уменьшения их атомного радиуса.
2. Увеличения их атомного радиуса.
3. Усиления металличности.
4. Увеличения атомного радиуса, а затем его уменьшения.
А2. Какое свойство не является общим для всех щелочно-земельных металлов?
1. Окисляются на воздухе.
2. Образуют основные оксиды с кислородом.
3. Взаимодействуют с водой.
4. Проявляют степень окисления +2.
А3. Как можно получить раствор гидроксида бария?
1. Взаимодействием гидроксида бария с водой.
2. Взаимодействием бария с водой.
3. Взаимодействием оксида бария с водой.
4. Все ответы верны.
В1. Установите соответствие.
Реагент | Продукты реакции с магнием |
А. Серная кислота Б. Кислород В. Сера Г. Вода, при нагревании |
1. Гидроксид магния и водород 2. Сульфат магния и водород 3. Сульфит магния 4. Оксид магния 5. Оксид магния и водород 6. Сульфид магния |
С1. Составьте в молекулярном и ионном виде уравнения реакций получения гидроксида кальция несколькими способами.
2 вариант
А1. В каком порядке расположены щелочно-земельные металлы Be, Mg, Ca ?
1. Уменьшения их атомного радиуса.
2. Увеличения их атомного радиуса.
3. Ослабление металличности.
4. Увеличения степени окисления.
А2. Чем атомы щелочно-земельных металлов отличаются друг от друга?
1. Количеством энергетических уровней.
2. Высшей степенью окисления.
3. Количеством электронов на внешнем энергетическом уровне.
4. Типом орбитали с валентными электронами на ней.
А3. С чем активно взаимодействует на воздухе барий?
1. С азотом воздуха.
2. С водяным паром.
3. С кислородом воздуха.
4. Все ответы верны.
В1. Установите соответствие.
Реагент | Продукты реакции с магнием |
А. Соляная кислота Б. Кислород В. Азот Г. Вода |
1. Гидроксид кальция и водород 2. Нитрид кальция 3. Нитрит кальция 4. Оксид кальция и водород 5. Оксид кальция 6. Хлорид кальция и водород |
С1. Составьте в молекулярном и ионном виде уравнения реакций получения хлорида кальция несколькими способами.
Ответы на задания части А-В: 1 вариант (А1-4, А2-2, А3-3, В1 – А2Б4В6Г1); 2 вариант (А1-2, А2-1, А3-4, В1 – А6Б5В2Г1)
II. Изучение новой темы.
Учитель приглашает к демонстрационному столу одного из учащихся для проведения опыта: Растворение мыльного раствора в дождевой воде и в воде из под крана.
В дождевой воде мыло пенится хорошо, а в воде из-под крана плохо. Формулируется проблемный вопрос: Почему в воде из под крана мыло пенится плохо? Когда вода может стать причиной неприятных явлений, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни очень часто? Что вам известно об этом процессе? (Образование накипи). Почему образуется накипь?
Кальций и магний не только входят в состав различных соединений. Ионы кальция и магния также содержатся в обыкновенной воде. Повышенное содержание Са2+ и Mg2+ придаёт воде отрицательное качество, называемое жёсткостью.
Постановка цели: изучить природу жёсткости воды и способы её устранения.
Все воды делятся на поверхностные, грунтовые и подземные. Наименьшую степень минерализации имеют поверхностные воды рек, озер, т. к. они образуются при выпадении осадков и сильно разбавляются ими.
Грунтовые воды (колодцы) протекают по различным поверхностям, образованным осадочными горными породами: песком, глиной, и имеют среднюю степень минерализации
Наибольшее количество солей содержится в подземных водах (артезианские скважины)
Одно из основных свойств природной воды – ее жесткость. Жесткость воды обусловлена
нахождением в ней ионов кальция, магния, в меньшей степени алюминия, железа, бария и др.
Кроме этого на жесткость воды оказывают влияние и антропогенные факторы.
По значению воду различают как очень мягкую – с жесткостью до 1,5; мягкую – от 1,5 до 4; средней жесткости – от 4 до 8; жесткую – от 8 до12 и очень жесткую – свыше 12 мэкв\л. Жесткость воды хозяйственно-питьевых водопроводов не должна превышать 7 мэкв/л. .
Если в воде присутствуют гидрокарбонаты кальция и магния, жесткость называется временной. Сульфаты, хлориды и другие соли обусловливают постоянную некарбонатную жесткость. Эти соли диссоциируют в воде.
Ионы кальция и магния делают воду жесткой. Для того, чтобы умягчить воду, их надо удалить из раствора и перевести в осадок.
Работа учащихся с учебником. Задание: Пользуясь учебником на стр. 123-124 заполните информационные карточки
Тема: Виды жесткости воды и способы ее устранения | |
Вопросы | Ответы |
Какие бывают виды жесткости? | |
Как устранить жесткость воды? | |
Каковы основные уравнения химических реакций, характеризующие способы устранения жесткости воды |
Заслушать ответы учащихся.
Временная жесткость устраняется кипячением воды, во время которого выпадает накипь – осадок мела. В условиях производства кипячение большого количества воды обходится дорого, поэтому для умягчения воды используют известковое молоко.
Постоянную жесткость устраняют химическими методами:
– С помощью соды.
– С помощью ионообменных фильтров ионы кальция и магния заменяют на ионы натрия и калия.
– Некоторое умягчение воды происходит в бытовых фильтрах для питьевой воды. Отфильтрованная вода дает меньше накипи, что важно при использовании электрочайников.
– Полностью очистить воду от солей можно методом перегонки (дистилляции)
Учитель: А как вы думаете, жесткость воды имеет отрицательное влияние? Ответы учащихся заслушать и дополнить следующей информацией:
1. Отложение накипи на поверхности нагревательных элементов холодильников, стиральных машин и т. д. снижает экономичность их работы.
2. Известковые отложения в водопроводных трубах затрудняют прохождение воды через них и создание нормального температурного режима в домах становится невозможным.
3. Избыточная жесткость воды способствует образованию камней в почках, печени, мочевом пузыре человека.
4. Нерастворимые соли кальция и магния закупоривают поры на коже человека, ухудшая состояние кожи и волос.
5. Жесткость воды обуславливает быстрый износ тканей, т. к. при стирке нерастворимые соли кальция и магния оседают на волокнах, играя роль абразива.
6. В жесткой воде при стирке увеличивается расход мыла, т. к. мыло образует с солями кальция и магния нерастворимые соединения.
III. Систематизация полученных знаний. Подведение итогов урока.
Класс делится на группы. Каждая группа систематизирует полученные знания на уроке, оформляя таблицу и отвечая на вопросы.
1 группа: 1. Укажи свойства жесткой и мягкой воды. Обведи овалом нужный ответ.
Мыло легко пенится. | Жесткая / мягкая |
Мыло не пенится и оседает хлопьями. | Жесткая / мягкая |
Хорошо развариваются мясо, овощи и крупы. | Жесткая / мягкая |
Образует накипь в чайниках. | Жесткая / мягкая |
2. Чем вызывается жесткость воды?
2 группа: 1. Назови виды жесткой воды:
Какая соль присутствует в воде | Вид жесткости |
Гидрокарбонаты кальция и магния | |
Сульфаты, хлориды и другие соли кальция и магния |
2. Почему необходимо устранять жесткость воды?
3 группа: 1. Заполни таблицу: Устранение жесткости воды
Временная жесткость | Постоянная жесткость | ||||
В домашних условиях | В промышленности | В домашних условиях | В промышленности | ||
1 способ | 2 способ | 1 способ | 2 способ | ||
2. Почему временную жесткость воды в промышленности не удаляют кипячением?
Выводы. Оценивание учащихся.
IV. Домашнее задание.
1. § 41, стр. 123-124 (учебник: Рудзитис Г. Е. , Фельдман Ф. Г. , Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс).
2. Решить задачу № 4 на стр. 125 из учебника.
3. Для устранения жёсткости воды иногда применяют ортофосфат натрия. На чём основано применение этой соли? Ответ подтвердите, составив соответствующие уравнения реакций.
Литература и ссылки
1. Рудзитис Г. Е. , Фельдман Ф. Г. , Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений, М. : Просвещение, 2010.
2. Троегубова Н. П. , Контрольно-измерительные материалы. Химия: 9 класс, М. : ВАКО, 2012.
3. Ахметов Н. С. , Неорганическая химия. «Химия», М. , 1992.
4. Вода питьевая. Метод определения общей жесткости. ГОСТ 4151-72
5. Глинка Н. Л. , Общая химия. «Просвещение», Ленинград, 1984.
Метки: Химия