Тема: «Какими бывают алгоритмы» 5 класс
Тема: «Какими бывают алгоритмы» 5 класс
Триединая дидактическая цель урока:
Образовательный аспект
§ Проверить уровень усвоения понятий: алгоритм, исполнитель, команда, система команд исполнителя, блок-схема, способы записи алгоритмов.
§ Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий: виды алгоритмов (линейный, ветвление и циклический)
§ Способствовать использованию теоретических понятий при решении задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
Развивающий аспект
§ Способствовать развитию умения применять ранее полученные знания при изучении нового материала.
§ Способствовать развитию алгоритмического и логического мышления, творческой активности учащихся, интереса к предмету.
§ Создать условия для развития умения структурировать информацию.
§ Способствовать развитию умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели.
Воспитательный аспект
§ Содействовать воспитанию осознанности социальной, практической и личной значимости учебного материала.
§ Способствовать формированию познавательного интереса как компонента учебной мотивации.
Оборудование: компьютерный класс, проектор, презентация, памятка с теоретическими понятиями и видами алгоритмов, карточка № 1 с вопросами, карточка № 2 с вопросами, карточка с заданием, карточка для рефлексии.
Структура урока
1. Организационный момент (1 минута)
2. Проверка Д/З (3-5 минут)
3. Актуализация опорных знаний (1 минута)
4. Усвоение новых знаний (7-10 минут)
5. Первичная проверка запоминания (5-7 минут)
6. Закрепление изученного материала. Практическая работа (15 минут)
7. Коррекция и контроль знаний (3 минуты)
8. Информация о домашнем задании (1 минута)
9. Подведение итогов (1 минута)
10. Рефлексия (1-2 минуты)
Ход урока
Этапы урока | Содержание | Формы и методы |
I. Организационный момент |
Приветствие, посадка и проверка готовности учащихся к уроку.
|
Беседа, Демонстрация Слайда № 1 |
II. Проверка Д/З |
Ребята на дом вам было задано: выучить определения, составить алгоритм по желанию. Алгоритм (на экране):
Вызываются к доске мальчик и девочка (по желанию). Ребята, выберите карточки с вопросами, вы по очереди будете отвечать на вопросы, остальные учащиеся поддержат вас, после того, как вы ответите «зрители» должны будут привести пример на ваше определение. Вот мы и посмотрим, кто сегодня у нас самый активный – мальчики или девочки?!
Алгоритм – это последовательность действий, которые приводят к достижению результата. Исполнитель – субъект (объект), который может исполнить алгоритм Система команд исполнителя (СКИ) – команды, понятные исполнителю, т. е. те, которые он может выполнить. Команда - это действие, которое выполняет алгоритм Блок – схема – геометрические фигуры, обозначающие команды (действия) исполнителя. Способы записи алгоритмов: 1. Графический способ (блок-схема) 2. Словесный 3. Табличный Молодцы, ребята! (Ученики занимают свои рабочие места) |
Беседа Демонстрация Слайда № 2, Фронтальный опрос,
Инструктаж, Демонстрация Слайда № 3, Индивидуальный опрос, Метод соревнования
|
III. Актуализация опорных знаний |
Учитель: Зачем же нам нужны алгоритмы? (Учитель выслушивает ответы учеников) Каждый человек в повседневной жизни, в учебе или на работе решает огромное количество задач самой разной сложности. Некоторые из этих задач столь просты и привычны, что мы решаем их не задумываясь, автоматически, и даже не считаем задачами. К ним можно отнести такие задачи, как «Купить хлеб», «Собраться в школу», «Закрыть дверь на ключ» и пр. Другие же задачи, напротив, так трудны, что требуют длительных размышлений и усилий для поиска решения и достижения поставленной цели. Например, решения задач «Написать контрольную работу на 5» или «Свободно разговаривать на иностранном языке» требуют выполнения гораздо большего количества сложных действий, чем решение задачи «Купить мороженое». При этом решение даже самой простой задачи обычно осуществляется за несколько последовательных шагов. Цель нашего урока сегодня разобраться, какие же виды алгоритмов существуют? А, может быть, есть только один вид алгоритмов?. . .
|
Демонстрация Слайда № 2, Конспектирование, метод Соревнования |
IV. Усвоение новых знаний
|
Алгоритмы мы выполняем постоянно, но никогда не задумываемся также об их видах, итак есть 3 вида алгоритмов: Виды алгоритмов • Линейный • Разветвляющийся (Ветвление) • Циклический Линейный алгоритм – это алгоритм, в котором все действия выполняются в строгом порядке, одно за другим. Ветвление – это алгоритм, в котором действия зависят от какого-то условия. Циклический – это алгоритм, с повторяющимися действиями. (Ученики конспектируют определения с примерами) Физ. минутка Пол-урока мы решали, Пол-урока размышляли… И теперь пришла пора- Разомнётся детвора. Аккуратно потянулись. И к соседу повернулись. Посмотрели в потолок…. Посмотрели в уголок… Вот, готовы мы опять Здесь урок наш продолжать
|
Беседа Демонстрация Слайда № 4, Конспектирование
Рассказ Демонстрация Слайда № 5-10, Конспектирование
Демонстрация Слайда № 11,
|
V. Первичное закрепление новых знаний |
Ребята, помоги роботу заполнить таблицу по заданному алгоритму:
(Ученики заполняют ответы на карточке, первый кто справился, поднимите руку) Ребята, а какой это вид алгоритма? КТО БРАТ СЕРЁЖИ?
Давайте вспомним:
|
Инструктаж,
Демонстрация Слайда № 12, Метод соревнования
Демонстрация Слайда № 13, Метод соревнования
Демонстрация Слайда № 14,
|
VI. Практическая работа |
(Учитель контролирует ход выполнения практической работы) 1. Алгоритм «Изменение цвета глаз в Gimp»
|
Практическая работа |
VII. Коррекция и контроль полученных знаний |
Проверка выполненного практического задания, коррекция и исправление ошибок. (проверка работ учеников) |
|
VIII. Информация о домашнем задании |
1. Выучить виды алгоритмов 2. Повторить определения 3. Привести пример линейного, ветвления и циклического алгоритмов (письменно) |
Демонстрация Слайда № 15 Инструктаж |
IX. Итог урока
|
Сегодня вы получаете следующие отметки за работу на уроке… (Учитель выставляет отметки) |
Фронтальный опрос, Инструктаж |
X. Рефлексия |
(Ученикам раздаётся карточка для рефлексии) Какое выражение из записанных характеризуют ваши ощущения после урока: – Я всё знаю, могу объяснить – Я всё знаю, понял, но не уверен – Всё знаю, но не объясню – У меня остались вопросы (Учитель анализирует ответы учеников)
|
Инструктаж |
Т. В. Голубятникова, МОУ СОШ № 46 г. Белгорода
Метки: Информатика