EXCEL-электронная таблица и достопримечательности г. Казани
EXCEL-электронная таблица и достопримечательности г. Казани
Цели обучения: развить навыки работы в среде табличного процессора, развивать интерес к решению задач, сформировать навыки самостоятельной работы, составления с помощью компьютера электронных документов, добиться более глубокого и прочного освоения указанных тем программы.
Цели воспитания: воспитание интереса к изучаемому материалу, развитие познавательного интереса, логического мышления
Цели развития: развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения работать с формулами, строить графики и диаграммы.
Цели познавательные: повышение интереса к занятиям информатикой, развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
План урока:
1)Вступление учителя;
2)Общие характеристики табличного процессора;
3)Представление о формуле и правилах ее записи в электронной таблице;
4)Вычисления по формулам;
5)Использование в формулах встроенных функций;
6)Вычисления с использованием относительных и абсолютных ссылок;
7)Сортировка данных;
8)Построение диаграмм;
9)Построение графиков.
Тип урока: обобщающий урок.
Оборудование: тест, обучающие программы, карточки с заданиями, файлы с заданиями, документальные материалы об исторических местах города Казани, цветные фото достопримечательностей г. Казани
Литература:1. К. Ахметов. « Курс молодого бойца»
2. Шауцукова «Основа компьютерной технологии»
3. И. Семакин «Базовый курс» 9 класс
4. компакт-диск «Достопримечательности г. Казани»
Ход урока.
I. Актуализация знаний.
В детстве, когда мы начинаем изучать окружающий мир, первым делом сталкиваемся с числами, учимся считать, решать самые простые задачи: у тебя было столько то конфет, ты отдал какую то часть своему другу, сколько конфет осталось?
С возрастом сталкиваемся с более сложными задачами. Если вспомнить каждый прожитый день, то ни один из них , не прошел без математических вычислений. Например, в магазине считаем деньги, минуты до звонка, набираем номера телефонов, кодовых замков, и т. д. и все это мы вычисляем в уме.
Если вы станете экономистом, бухгалтером или менеджером?
При несложных вычислениях мы используем калькулятор, когда сталкиваемся с более сложными действиями, само собой обращаемся к электронным таблицам.
Итак, электронные таблицы дают нам возможность быстро вычислять различные математические операции и управлять ими.
Сегодня мы с вами будем говорить о табличном процессоре EXCEL.
Итак, что мы с вами знаем и умеем делать:
– создавать редактировать и формировать табличный документ;
– выполнять вычисления по формулам;
– применять относительные и абсолютные ссылки;
– использовать в формулах функции;
– создавать диаграммы;
– рисовать графики.
Мы также знаем, что в таблице есть вертикальные и горизонтальные линии. Что означают эти линии?
(Электронная таблица состоит из столбцов и строк)
Сколько строк и столбцов в таблице?
( 65536 строк и 256 столбцов ,
строки пронумерованы(1,2,3…65536),
столбцы имеют имена(A,B,C…Z,AA…))
Что такое ячейка?
(На пересечении строк и столбцов находятся ячейки)
Ячейка имеет адрес A1,D5
(Пересечение столбца A со строкой 1. Пересечение столбца D со строкой 5)
Если ячейка выделена рамкой, то, как она называется?
(Активной, при этом выделяются и номер строки, и имя столбца)
Что образуют две или более ячеек?
( Диапазон, граничащие ячейки называются смежными, а отделенные друг от друга несмежными, для определения диапазона ставится между ними двоеточие (:), диапазон А1:В3 состоит из шести ячеек )
-Ребята, какое событие намечается в нашей Республике на следующий год?
(Универсиада-2013)
Как написал знаменитый татарский поэт, Г. Тукай:
«Лошадей в упряжке пара, на Казань лежит мой путь,
И готов рукою крепкой кучер вожжи натянуть…»
Ребята, мы с вами поедем в Казань не на лошадях, а на машине.
II. Формирование умений и навыков при решениях задач.
Задача№1. (Движение автомобиля. )
– Для того чтобы решить задачи, заданные мною,нужна формула. Что называется формулой в электронной таблице?
(Это математическое выражение, записанное по правилам, установленным в среде табличного процессора)
-Что может включать в себя формула?
(операторы, ссылки на ячейки, константы, переменные, знаки арифметических операций ( «+», «-», «*», «/» ), скобки, функции и должна начинаться со знака равенства(=).
{Задачи даются в трех вариантах и учащиеся устно отвечают, как правильно составлять формулу и как её записывать в Excel)
Задача№1. 1
Подсчитать, за сколько часов доедет автомобиль до Казани, если она едет V=80 км/час, S=120 км.
Задача№1. 2
Найти путь S , если скорость V=80 км/час и время t=2 час.
Задача№1. 3
Найти скоростьV, если S=120 км/час, t=2час.
-Значит, как вводятся формулы?(ученик рассказывает алгоритм ввода формул)
-Столица РТ– Казань – находится на расстоянии 797 км восточнее от Москвы. Город расположен на левом берегу Волги, в месте впадения в нее реки Казанки. Казанский речной порт один из крупнейших на Волге. Город также является крупным железнодорожным, автодорожным и авиационным узлом.
Налажено стабильное воздушное сообщение с Прагой, Стамбулом и другими городами.
Основные виды городского общественного транспорта – трамвай, троллейбус, автобус и такси.
Открыт метрополитен. В Казани используется самые передовые технологии в области связи. Развита городская телефонная сеть, сети проводной, радиотелефонной, а также сотовой связи стандартов GSM –900, COMA, DAMPS, NMT-450. Налажено стабильное воздушное сообщение с Анталией, Стамбулом и т. д.
Задача№2. (см. обуч. пр. урок №1на рабочем столе дана папка на урок). Сколько стоят билеты на самолет в долларах?
Стоимость авиабилетов на самолёты |
||
Курс $ |
28 |
|
Цена в р. |
Цена в $ |
|
Анталия |
5000 |
|
Стамбул(Турция) |
4000 |
|
Варна(Болгария) |
6600 |
|
Прага(Чехия) |
7000 |
|
Франкфурт(Германия) |
5000 |
Какие ссылки называют относительными, абсолютными и смешанными? Какие ссылки вы применяли при решении этой задачи?
Старинный город с каждым днем преображается. Все больше и больше становится исторических мест Древней Казани: Благовещенский Собор, башня Суюмбике, Спасские ворота Кремля, мечеть Кул-Шариф и т. д. (показываются слайды , сопровождаются комментарием учителя)
Задача№3. (см. обуч. пр. урок №1) Ребята, давайте сделаем ремонт в Благовещенском Соборе. Для этого закупим краски, 1 кг которого стоит 65 рублей.
Ремонт Благовещенского собора |
||||
65р. |
||||
кг на 10 м^2 |
Площадь ,м^2 |
Расход,кг |
Стоимость. в руб. |
|
Двери |
6,6 |
12 |
||
Пол |
7,8 |
120 |
||
Стены |
6,3 |
480 |
||
Подоконники |
7,2 |
45 |
||
Всего,кг |
Всего,руб |
|||
-Каковы формулы для решений этих задач?(учащиеся объясняют)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте лист белой бумаги и попытайтесь мысленно написать на нем тушью свое имя. Если это удастся, то напишите по буквам свою фамилию и отчество, четко представляя себе каждую букву в отдельности. В конце записи поставьте точку.
Мечеть Кул-Шариф. Это мечеть, под стенами которой произошла последняя битва защитников Казани с завоевателями. Местоположение ее точно не установлено: можно лишь предположить, что стояли где-то в районе рва Тазик. Это могло быть высокое здание кукольной композиции, окруженное четырьмя высокими минаретами по углам всего комплекса и четырьмя башнями под углами основного объема.
Согласно легенде, ее образ лег в основу архитектуры храма-памятника, возведенного в честь завоевании Казани-собора Василия Блаженного в Москве. Главный купол обрел формы – короны Казанских ханов, увезенный в Москву после падения Казани и экспонирующейся ныне в Оружейной палате.
Главные архитектурные памятники Кремля: Благовещенский Собор, башня Суюмбике.
Благовещенский Собор(XVI-XIX века).
Башня Суюмбике(пер. полов. XVIIIвека, согласно легенде – минарет Ханской мечети) название связывают с именем последней царицей Суюмбике. Высота башни составляет 58 метров.
Задача №4.
Главные архитектурные места. |
|
Благовещенский Собор |
XVI-XIX век |
Башня Суюмбике |
XVIIIвек |
Спасские ворота Кремля |
XVIвек |
Мечеть Кул-Шариф |
XXвек |
Казанский Государственный Университет |
XIXвек |
– отсортировать названия архитектурных мест по алфавиту;
– отсортировать названия архитектурных мест по возрастанию происхождения;
– отсортировать названия архитектурных мест по убыванию построения.
Сортировка происходит:
1) числа сортируются от наименьшего отрицательного до наибольшего положительного;
2) текст в следующем порядке:0, 1, …, 9. , символы, A,B,C,…,А, Б, В.
3) ложь потом истина;
4) пустые ячейки помещаются в конец списка.
В EXCEL можно показывать информацию не только в виде рабочего листа, но и в форме диаграмм.
Диаграмма - графическое представление числовых данных. Диаграммы, отображают данные нагляднее, облегчают восприятие и помогают при анализе и сравнении данных.
Как построить диаграмму? (рассказывают учащиеся)
Практическое задание. Задача. Исходя из 100% распределите ваши увлечения и сделайте диаграмму.
Увлечения подростков |
|||
Виды |
% |
||
Чтение |
|||
Компьютеры |
|||
Техника |
|||
Спорт |
|||
Музыка |
Какие типы диаграмм вы знаете, что называется легендой? Объясните алгоритм построения диаграмм.
-Итак, в каждом случае важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы. Приводить диаграмму к устраивающему виду.
Построение графиков.
Для того чтобы построить график необходимо знать координаты ее точек, то есть, для каждого X нужно найти соответственное значение Y.
Практическое задание.
Найти точку пересечения графиков двух функций, Y=2/ X, Y1=4* X2.
Х |
У |
У1 |
0,5 |
4 |
1 |
0,6 |
3,3 |
1,44 |
0,8 |
2,5 |
2,56 |
1 |
2 |
4 |
1,1 |
1,81 |
4,84 |
– После построения графиков видно, что решением системы уравнений является X=0. 8, Y=2. 5.
– Какой тип диаграмм здесь применили?( тип точечная)
Построение графиков. Работа с карточками
Для сильных учащихся:
ФУНКЦИЯ 1 |
ФУНКЦИЯ 2 |
ДИАПАЗОН ИЗМЕНЕНИЯ |
РЕШЕНИЕ |
У=(6+Х)/3*Х |
У=5*Х+1 |
(-2;2) |
Х=-0. 3;У=2. 5 |
У=SIN(X-1) |
У=2*Х-3 |
(-2;2) |
Х=1. 9;У=0. 9 |
У=Х-2 |
У=Х-3 |
(-3;0) |
НЕТ РЕШЕНИИ |
Для слабых учащихся: у=х2; у=х+2; у=(х+2)3.
III. Обобщение. ( тест на компьютерах)
Тест.
1. Сколько листов по умолчанию содержат электронные таблицы EXCEL?
а)3
б)5
в)4
г)6
2. Как называется ячейка в электронных таблицах, с которой производят какие-либо действия?
а) активная
б) неактивная
3. Какое выравнивание в ячейке применяется по умолчанию к тексту в электронных таблицах?
а) по левому краю;
б) по правому краю.
4. Что могут обозначать А1, R7?
а) адреса ячеек;
б) списки ячеек.
5. С чего должна начинаться формула в электронных таблицах?
а) со знака «:» ;
б) со знака «=».
6. Как называется место пересечения столбца и строки в электронных таблицах?
а) клетки;
б) ячейки.
7. Какой вид ссылок применяется при $а$2?
а) относительная;
б) смешанная;
в) абсолютная.
8. Сколько столбцов в EXCEL?
а) 268;
б) 256.
IV. Итог к уроку.
V Оценки учащимся.
VI Обобщение. Просмотр компакт-диска «Достопримечательности г. Казани».
Р. Н. Низамиева, МБОУ "Книнская ООШ", с. Нижняя Кня , Балтасинский район, Республика Татарстан
Метки: Информатика