Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Внеклассная работа
  • Внеклассное мероприятие по литературе «Что за прелесть эти сказки!» (литературная игра по сказкам Г. X. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм и русским народным сказкам)

Внеклассное мероприятие по литературе «Что за прелесть эти сказки!» (литературная игра по сказкам Г. X. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм и русским народным сказкам)

Внеклассное мероприятие по литературе «Что за прелесть эти сказки!» (литературная игра по сказкам Г. X. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм и русским народным сказкам)

Цель:

1. Формировать у обучающихся умение ориентироваться в литературном произведении, оценивать героев и узнавать их по определенным признакам.

Формировать у обучающихся нравственные ценности на основе русских и зарубежных сказок.

2. Развивать кругозор детей, любознательность, интерес к чтению книг.

3. Воспитывать любовь к сказкам.

Оборудование: портреты русских и зарубежных сказочников, иллюстрации к известным сказкам, выставка книг со сказками, заранее заготовленные конверты с заданиями для четырёх команд.

Для участия в игре формируются четыре команды.

Мальчики:

1 команда: «Храбрый портняжка». Девиз «Семерых одним ударом!»

2 команда:«Мальчики с пальчик»; девиз «Мал да удал»

Девочки:

3 команда: «Василиса Прекрасная». Девиз «Красота спасет мир»

4 команда: «Маленькие разбойницы». «Детей надо баловать -тогда из них вырастут настоящие разбойники»1.

Ход мероприятия

Ведущий, поздоровавшись со зрителями, поприветствовав игроков, а также представив жюри, обращается к зрительному залу со словами стихотворения В. И. Горянского «Вы любите ли сказки?» (1915):

Если вам кажется наивным – пусть!

Я хочу поделиться все же:

В моем сердце прекрасная тихая грусть,

Которая мне всех радостей дороже…

Вы любите ли сказки?. . Не верю, что нет!

Теперь вы большие, но были дети. . .

О, как жаль, если и до теперешних лет

С вами вместе не дожили сказки эти.

Грустно мне, грустно, как никогда.

Ведь у вас тоже такие минуты были?

Господи! Вы любите сказки? Скажите: да!

Я хочу, чтобы вы их любили.

– Участникам сегодняшней игры в ходе веселых состязаний предстоит доказать не только то, что все они любят сказки, но и что они очень хорошо их знают.

Итак, состязание начинается. . .

1. Разминка

Командам вручаются пакеты с набором букв. Ребята должны, используя все находящиеся в их распоряжении буквы, сложить слово-название одной из сказок (буквы закрепляются на стенде или просто кнопками на доске).

Задание 1-й команде – «Красная Шапочка». (Ш. Перро)

Задание 2-й команде – «Золушка» (Ш. Перро)

Задание 3-й команде – «Свинопас»( Г. X. Андерсен. )

Задание 4-й команде – «Русалочка» (Г. X. Андерсен).

Жюри распределяет места в зависимости от быстроты выполнения задания.

2. «В какой сказке говорится. . . » (Викторина)

На столике конверты с вопросами. Представители команд по очереди берут конверты. Немного посовещавшись, ребята дают ответы на вопросы. Побеждает команда, правильно от­ветившая на большее число вопросов.

1. В какой сказке говорится о концерте одного оригиналь­ного музыкального коллектива, до смерти напугавшего це­лую шайку разбойников?

( Братья Гримм «Бременские музыканты»)

2. В какой сказке говорится о том, как муха помогла ко­ролевскому слуге жениться на красавице принцессе?

(Братья Гримм «Златовласка»).

3. В какой сказке говорится о том, как солдат, удачно про­ведя следствие, узнал тайну двенадцати королевских дочерей?

( Братья Гримм «Стоптанные туфельки»).

4. В какой сказке говорится о том, как старушке с помо­щью нехитрых манипуляций удавалось вызывать атмосфер­ные осадки?

(Братья Гримм «Госпожа Метелица»).

5. В какой сказке говорится о совершенно неизвестном современной медицине способе появления на свет. . . из яч­менного зерна?

( Г. X. Андерсен «Дюймовочка»_.

6. В какой сказке говорится о весьма плодотворном мето­де тестирования с целью выявления принадлежности к коро­левской фамилии?

( Г. X. Андерсен «Принцесса на горошине»).

7. В какой сказке говорится про то, как заяц стал бомжем, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью и лишь вмешательство третьего лица помогло восстановить спра­ведливость?

(Русская народная сказка «Заячья избушка»).

8. В какой сказке говорится про уникальное в своем роде спортивное состязание по прыжкам в высоту среди лиц мужского

пола, гда победителя ожидал ценный приз – поцелуй царевны и женитьба на ней?

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

9. В какой сказке говорится про необычный брачный союз человека и существа из класса земноводных, повлекший за собой тяжкие испытания для обеих сторон Русская народная сказка «Царевна-лягушка».

10. В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из. . . столярного инструмента?

Русская народная сказка «Каша из топора».

11. В какой сказке говорится про криминогенную обста новку в лесном массиве, в частности об опасностях, которым подвергаются несовершеннолетние граждане, отправляющиеся без сопровождения родителей в гости к своим бабушкам?

Ш. Перро «Красная Шапочка».

12. В какой сказке говорится о далеко идущих последствиях нарушения техники безопасности при обращении с устаревшим оборудованием?

Ш. Перро «Спящая красавица».

3. «Четвертый – лишний»

Командам вручаются комплекты из четырех иллюстраций с изображением сказочных персонажей или предметов, играющих значительную роль в сюжете сказок. Ребята должны, во-первых, назвать проиллюстрированную сказку и ее автора, а во-вторых, определить, какой рисунок «лишний», какой персонаж попал сюда из «чужой» сказки.

Задание 1-й команде – оловянный солдатик, крот, жаба, ласточка.

Г. X. Андерсен «Дюймовочка»; лишний персонаж – оловянный солдатик.

Задание 2-й команде — осел, пес, кот и конь.

Братья Гримм «Бременские музыканты»;

Лишний персонаж – конь.

Задание 3-й команде – фея, принц, кот в сапогах, тыква

Ш. Перро «Золушка»; лишний персонаж– кот в сапогах.

Задание 4-й команде – царь, печь, щука, лягушка со стрелой во рту.

В данном случае возможны два решения: 1) русская народная сказка «Царевна-лягушка»; лишний персонаж – печь; 2) народная сказка «По щучьему велению. . . »; лишний персонаж – лягушка.

Игра с болельщиками

(проводится во время пауз, балл за правильный ответ передаётся той команде, которую назвал ответивший; баллы в виде жетонов передаются команде)

4. Инсценировка. Узнайте сказку и ее автора?

Инсценировка № 1

Зал королевского дворца. Из дверей выходят придворные, за ними -королева.

Канцлер. Осмелюсь представить вашему величеству двух бывших чрезвычайных послов дружественных нам го­сударств – – Западной и Восточной держав.

Послы входят и кланяются.

Западный посол. Его величество, король моей страны поручил мне принести вам новогодние поздравления.

Королева. Поздравьте его величество, если у него уже настепил Новый год. У меня, как видите, в этом году Новый год запоздал!

Западный посол грациозно, но растерянно кланяется и отступает.

Королева. (садится на трон и движением руки подзывает Канцлера).

Все в городе знают мой указ?

Канцлер. Ваше желание, королева, исполнено. Цветы будут сейчас повергнуты к стопам вашего величества. (Машет платком)

Двери широко открываются. Входит целая процессия

Садовников с корзинами, вазами, букетами. .

Гофмейстерина. Какие прелестные краски!

Западный п о с о л. Это настоящий праздник цветов!

Королева. Говорите, что это за цветы!

Садовник. Это гортензия, ваше величество, а это пион, или, как говорят в простом народе, марьин корень, ваше величество!

Королева. Мне не нужно никаких марьиных корней! Я хочу. . .

Вопрос

Какие цветы потребовала юная королева принести во дво­рец в канун Нового года? Узнали ли вы сказку и ее автора?

( Героиня пьесы-сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» потребовала принести корзину подснеж­ников. )

Какая награда была обещана за это?

(Корзина золота. )

Инсценировка № 2

Данила сидит, задумавшись. К нему подходит Хозяйка Медной горы.

Хозяйка. Ну, что, Данила-мастер, не вышла твоя дур­ман-чаша?

Данила. Не вышла.

X о з я и к а. А ты не вешай голову-то! Другое попытай.

Камень тебе будет, по твоим мыслям.

Данила. Нет, не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи цветок.

Хозяйка. Показать-то просто, да потом жалеть будешь.

Данила. Не отпустишь из горы?

Хозяйка. Зачем не отпущу! Дорога открыта, да ко мне же ворочаются.

Д ан и л а. Покажи, сделай милость.

Хозяйка. Может, еще попытаешь сам добиться. Да не весту твою жалко. Души в тебе девка не чает, а ты на сторону

глядишь.

Данила. Знаю я, а только без цветка мне жизни нет.

Покажи!

Хозяйка. Когда так, пойдем, Данила-мастер, в мой сад.

Вопрос

О каком цветке говорили герои? Как он выглядит? Поче­му его опасно видеть людям?

(Речь шла о каменном цветке. Выглядел он так: «На этих кустах большие зеленые колокольцы малахитовы и в каждом сурьмяная звездочка. Огневые пчелки над теми цветами сверкают, а звездочки тонехонько позва­нивают. . . » «Видеть его нашему брату нельзя, – – расска­зывал о нем Прокопьич. – Кто поглядит, тому белый свет не мил станет». Легенду эту поведал читателю П. Бажов в знаменитом сказе «Каменный цветок». )

5. «Как хороши, как свежи были розы.

На столике ведущего в вазе стоят три розы. Ведущий на­чинает конкурс с чтения поэтических строк:

Как хороши, как свежи были розы.

В моем саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой.

(И. Мятлев. )

Затем представителям каждой команды ведущий вручает по розе вкупе с набором карточек (их три), содержащих отрывки из одного и того же произведения, где главным действующим лицом

является роза.

Сначала ребята читают описание цветка на карточке №1. Если игрокам удается сразу же узнать сказку, команда получает максимальное количество баллов-3. Если же для правильного ответа, понадобится ознакомиться с текстом карточек № 2 и 3, на командный счет поступит соответственно либо 2, либо 1 балл.

Задание команде № 1

Карточка 1: «Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Она не могла говорить: она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой».

Карточка 2: «. . . она росла и красовалась; на другой день она должна была распуститься полным цветом, а на тре­тий начать вянуть и осыпаться. Вот и вся розовая жизнь! Но и в эту короткую жизнь ей довелось испытать немало страха и горя».

Карточка 3: «Ее заметила жаба. Она не могла оторваться от нежных розовых лепестков и все смотрела и смотрела. И чтобы выразить свои нежные чувства, она не придумала ничего лучше таких слов: – Постой, – про­хрипела она, – – я тебя слопаю!»

(В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»).

Задание команде № 2

Карточка № 1: «На могиле покойного отца принца вырос розовый куст небывалой красоты. Цвел этот куст только один раз в пять лет, и распускалась на нем одна-единственная роза. Зато она была так прекрасна и так сладко пахла, что, нюхая ее, можно было забыть все свои горести и заботы».

Карточка 2: «А еще был у принца соловей… И вот принц надумал послать и розу и соловья в дар принцессе…»

Карточка 3: «Но принцесса потрогала розу пальчиками и чуть не расплакалась

. -Фи, папа! – сказала она. – – Это вовсе не искусственная роза, а самая настоящая».

( Г. X. Андерсен «Свинопас». )

Задание команде № 3

Карточка 1: «Красная роза , вся затрепетав, раскрыла свои лепестки навстречу прохладному дуновению утра. . . В полдень Студент распахнул окно и выг­лянул в сад.

— Ах, какое счастье! – – воскликнул он. – – Вот она, крас­ная роза. В жизни не видал такой красивой розы! У нее, на­верное, какое-нибудь длинное латинское название».

Карточка 2: «— Вы обещали, что будете со мной танце­вать, если я принесу вам красную розу! Вот самая красная роза на свете. Приколите ее вечером поближе к сердцу, и, когда мы будем танцевать, она расскажет вам, как я люблю вас».

Карточка 3: «– Радуйся! – – крикнул ему Соловей. -Радуйся, будет у тебя красная роза. Я создам ее из звуков моей песни при лунном сиянии и обагрю ее горячей кровью своего сердца».

( О. Уайльд «Соловей и роза». )

Задание команде № 4

Эти герои:

а) вынуждены были жить на чужбине, лишь раз в год им позволено было возвращаться и проводить на родине все­го одиннадцать дней;

б) колдовскими чарами были лишены человеческого облика:

в) освободились от злого заклятья с помощью одежды, изготовленной из стеблей жгучего растения руками близкого им человека.

Братья Элизы, «Дикие лебеди».

6. Музей восковых фигур

Участникам состязаний предлагается создать костюмы известных сказочных героев. Игроки также должны будут подумат, какие позы придется принять тем, кто будет изображать «фигуры». Капитан команды рассказывают об «экспонатах» музея.

Жюри называет лучших исполнителей.

7. Кто есть кто (Конкурс знатоков – капитанов)

Для участия в конкурсе ведущий приглашает по 1 человеку от каждой команды.

Ведущий последовательно сообщает некоторые сведения о герое. Ребята должны угадать героя с попыток. Если представители команд смогут назвать персонажа сразу же, едва ведущий выдвинет первый тезис, oни принесут своему коллективу максимальное количество баллов– три. В случае же, когда «знатоки» дадут правильный ответ со второй или третьей попытки, на командный счет поступят соответственно либо два, либо только один балл

Задание знатоку команды № 1

Этот герой :

а) имеет родного брата, которого люди зовут Смертью;

б) получает немало выгодных предложений от пожилых людей, но ни к кому не приходит за плату; детей же посе­щает каждый вечер:

в) владеет таинством рецептуры безотказного снотворно­го средства, способен управлять сновидениями человека с помощью нехитрых приспособлений, обычно используе­мых людьми для защиты от солнца и дождя.

Оле-Лукойе из одноименной сказки.

Задание знатоку команды № 2

Эти герои:

а) «были отличной парочкой, оба молоды. . . и оба одинако­во хрупки»;

б) считали звезды, сидя на краю печной трубы, «очень ус­тали и было от чего!»;

в) «оба из фарфора», «любили друг друга, пока не разби­лись».

Пастушка и трубочист, главные герои одноименной

сказки.

Задание знатоку команды № 3

Этот герой:

а) инвалид с рождения; не повезло ему и впоследствии

он выпал с третьего этажа дома;

б) совершил, вопреки собственному желанию, небывалый круиз, побывав также в желудке у рыбы;

в) во всех жизненных испытаниях «держался ctoйко. как и полагается настоящему солдату: ружье на плече, голова прямо, грудь вперед».

Стойкий оловянный солдатик, герой одноименной сказки.

Эта героиня: |

а) хороша собой (все, кто видел ее, утверждали, что никогда не встречали такой прелестной девушки), «стала первой красавицей при дворе, но оставалась. . . немой. . . »;

б) обладала «плавной, скользящей походкой» – – ни одна танцовщица не могла сравниться с ней, но никто не знал, что ступала она «как по лезвию ножа», каждый шаг причинял ей невыносимую боль;

в) мечтала обрести бессмертную душу, как у людей, но обратилась в морскую пену.

Русалочка, главная героиня одноименной сказки.

8. Сказочный букет

Ведущий. Джанни Родари предложил ребятам создавать «салаты» из сказок. А мы составим невиданный «букет» и устроим состязание «сказочников». Нужно создать модернизированные версии извест­ных сказочных сюжетов, включить туда персонажей различ­ных произведений.

Ведущий раскладывает на столике множе­ство различных цветов (разумеется, искусственных), а участ­ники игры выбирают те из них, которые больше пришлись по душе. Эти-то цветочки и станут героями будущей сказки. «Сочинительство» продвигается таким образом: капитан коман­ды придумывает зачин, игроки должны развить фабулу, пооче­редно добавляя по 2—3 предложения, пока не дойдут до раз­вязки действия. При этом букет передается из рук в руки и, по желанию ребят, обогащается новыми экземплярами цветов. Жюри решает, импровизация какой команды оказалась более удачной.

Заключительное слово ведущего

Игра с болельщиками

(проводится во время пауз, балл за правильный ответ передаётся той команде, которую назвал ответивший; баллы в виде жетонов передаются команде)

«Кто ты будешь такой?»

Ведущий. У сказочных героев необычно все, начиная от внешнего облика и заканчивая их поступками и судьбой. Если пересказать приключения героя, то его каждый узнает без труда. А сможете ли вы узнать персонажей сказок по одежде или цвету волос?

1. «Девочка с кудрявыми голубыми волосами опять высунулась в окошко, протерла и широко открыла заспанные хорошенькие глаза. Эта девочка была самой краси­вой куклой из кукольного театра. . . »

( Мальвина, «Золотой ключик, или Приключения Бу-

ратино» А. Толстого)

2. «Волосы ее, цвета морковки, были заплетены в две тугие косички, торчащие в разные стороны; нос походил на крошечную картофелину, да к тому же еще в крапинку – от веснушек. . . На очень тонкие и худые ноги она натянула длинные чулки разных цветов. . . »

(Пеппи Длинный Чулок, героиня одноименной кни­ги А. Линдгрен)

3. «Это был тощий и смуглый старик с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстя­ном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в бело­снежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками».

( Старик Хоттабыч из одноименной сказочной повести Л. Лагина)

4. «Коса иссиня-черная и не как у нащихдевок болтается, а ровно прилипла к спине. А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слыш-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить».

(Хозяйка Медной горы, героиня многих сказов П. Ба­жова)

5. «. . . он был не очень склад­ный: чересчур длинное и плотное туловище на коротень­ких и тонких ножках, да и голова тоже как будто вели­ковата. На нем был очень красивый блестящий фиолетовый гусарский доломан. . . Конечно, нелепо было, что при таком костюме он прицепил на спину узкий неуклюжий плащ , а на голову нахлобучил шап­чонку рудокопа».

( Щелкунчик, герой сказки Э. Т. А. Гофмана «Щел­кунчик и Мышиный король»)

Ведущий. Какая бы погода ни стояла у нас на дворе, в сказочной стране вечное лето. Как приятно жарким летним днем отдохнуть на лесной полянке: птички поют, букашки суетятся, кругом травка-муравка зеленеет и . . . цветов види­мо-невидимо! Давайте присядем на полянке и поговорим. Разговор, конечно, пойдет о цветах.

6. Рождение известной сказочной героини связано с цвет­ком. Вот как появилась она на свет: «И только женщина поцеловала лепестки, там внутри, в бутоне, что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это был [?], в самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Ее так и прозвали. . . »

Кто же это?

( Дюймовочка, героиня одноименной сказки Г. Х. Андерсена)

Уточните название цветка.

(Тюльпан)

7. «Тут были цветы всех родов и всех времен года. Во всем свете не нашлось бы книжки с картинками пестрее, красивее этого цветника.

…На другой день девочке опять позволили поиграть в чудесном цветнике на солнце. Так прошло много дней. Она знала теперь каждый цветочек, но как ни много их было, ей все-таки казалось, что какого-то недостает. Только како­го же?»

Что это за чудесный цветник? Догадались ли вы, каких цветов в нем недоставало?

( Этот цветник «женщины, умевшей колдовать». Здесь оказалась Герда, отправившаяся на поиски Кая в сказке Г. X. Андерсена «Снежная королева». А не­доставало в нем роз. Старушка с помощью колдов­ства вогнала их глубоко в землю, чтобы Герда не могла вспомнить о Кае. )

8. Героиня одной известной сказки посылала героя за удивительным «цветком»: «Ступай скорее вниз, в долину, в хи­жины людей, и достань у них Красный Цветок я видела, как люди суют туда сухую ветку, и на ее конце расцветает Красный Цветок».

Какой же «цветок» растет перед хижинами в сумерки? Удалось ли герою добыть его?

Красный цветок велела добыть Маугли Багира. Об этом рассказывается в знаменитой «Книге джунглей» Р. Киплинга. Цветком герои называли огонь.

9. А помните ли вы сказочный городок, где тоже «вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики»? «Там даже улицы назывались именами цве­тов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Василь­ков». Как именовался этот городок?

( «А сам город назывался Цветочным городом», сказал про жителей этого городка Н. Носов в книге «Незнайка и его друзья»).

10. Трудно найти человека, который не любил бы цветов. А вот одного сказочного героя приводит в восторг совсем иное «Видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии!» 1Вы, конечно, узнали этого героя?

(Кай из «Снежной королевы»).

Чем же он восхищался?

( Кай рассматривал сквозь лупу снежинку).

11. Добродетель другой сказочной героини заставила даже зацвести поленницу. Вот как это было: «. . . В воздухе распро­странилось благоухание, точно от множества роз, – это каж­дое полено в костре пустило корни и ростки, и образовался высокий благоухающий куст, покрытый красными розами».

Кто эта девушка? В какой сказке говорится о таком чуде?

( Элиза, героиня сказки Г. X. Андерсена «Дикие лебеди».

12. Героиня одной известной сказки сама как роза: « А на самом деле она была прелестнейшим созданием: нежная, ясная, точно лепесток розы». Колыбелькой ей служила скорлупа грецкого ореха, фиалки – матрацем, а лепесток pозы – одеяльцем.

Кто же она?

( Дюймовочка из одноименной сказки Г. X. Андерсен)

Г. Б. Иванова, МБОУ "ОО Каплинская школа", Старооскольский район, с. Федосеевка, Белгородская область

Метки: Внеклассная работа