Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Предвестники мира, любви и веселья. Образ птицы в литературе и живописи. Литературно-художественная композиция. 8 класс

Предвестники мира, любви и веселья. Образ птицы в литературе и живописи. Литературно-художественная композиция. 8 класс

Цели и задачи: познакомить обучающихся с произведениями о птицах, раскрыть многогранность образа птиц в литературе и живописи; развивать творческое воображение детей; сформировать чувство ответственности за все живое на земле, в том числе и за птиц; воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.

Оборудование: аудиозапись с голосами птиц, фотографии и иллюстрации с изображением птиц.

План

I Вступительное слово учителя.

(Звучит запись с голосами разных птиц. )

– Слышите? Это всем знакомые напевы. Все они разные, но одинаково любимые. И сейчас, когда на улице зима, нам особенно тоскливо без пернатых друзей, без их веселого щебета. Но подождите, ведь кто-то из них с нами и сейчас. Летом эти птички дарили нам радость и ничего не требовали взамен. А сейчас? Они и теперь надеются сами на себя, но посмотрите, как им холодно и бесприютно. Неужели нам нечем им помочь?

II. Представление лирических стихотворений и художественных картин с образом птиц.

1. Образы зимующих птиц в литературе и живописи.

– Тема птиц, нуждающихся в человеческой заботе, давно звучит в стихах наших поэтов. Пожалуй, самые проникновенные стихи об этом можно найти у Николая Рубцова. Поэт умел выхватить из жизни живой природы какой-то очень яркий и живой момент, под­черкнуть в нем одну-две выразительные дета­ли и через них прямо или косвенно выразить свое отношение к описываемому.

– Многое из того, что Рубцов описывает в своих произведениях, мы с вами сами не раз наблюдали. Вам, наверное, знакома такая картина:

«Ворона»:

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы,

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.

Горе ей. Настоящее горе!

Ведь ни зернышка нет у вороны

И от холода нет обороны. . .

– Что же выхватил из привычной зимней картинки взгляд поэта-художника?

(Пустую заснеженную деревенскую улицу и унылый серый забор, на котором переступает с лапы на лапу замерзшая голодная ворона. )

– Что помогает нам почувствовать сиротли­вость и бесприютность вороны?

Забор, бесконечно тянущийся вдоль амбара, на котором висит громадный чер­ный замок. Трижды повторяющееся в стро­фе слово «все» («все амбары», «все обозы», «все подводы»), соотнесенное с одинокой вороной, усиливает ощущение пустоты и одиночества. Упоминание о «поре непогоды» помогает почувствовать трудности хо­лодной и голодной зимы. Так и видится низкое сумрачное небо, сухая колючая поземка от пронизывающего ветра и одинокая маленькая ворона на дощатом заборе. . .

– Как поэт показывает нам голод птицы, помогает почув­ствовать, как ей холодно?

Он говорит всего одну фразу: «Ведь ни зернышка нет у вороны!. . », где усилен­ное отрицание «ни зернышка нет» исчерпывающе рисует состояние одинокой птицы – и добавляет: «И от холода нет обороны. . . ».

– С чем связывается, о чем напоминает сло­во «оборона»? (О битве, сражении, в данном случае, естественно, имеется в виду сражение птицы с зимой за свою хрупкую жизнь. )

– Как поэт относится к птице? Почему вы так решили?

Поэт жалеет её, сочувствует ей. Об этом свидетельствует весь тон описания, а более всего – восклицание, которое мы слышим из уст автора, когда он наблюдает за вороной: «Горе ей. Настоящее горе!» И мы чувствуем его бесконечную любовь и сопереживание всему живому. Автор нам видится человеком очень до­брым и веселым.

– Да, что ни говори, не в почете у человека такие наши птицы, как вороны, сороки и галки. Не привлекают они человека ни своей красотой, ни пением. И появление их часто вызывает у нас тревожное чувство. Посмотрите на картину Л. Туржанского «Осенняя гостья». Возле деревенского дома на дороге сидит сорока. Зачем прилетела она сюда? Принесла весть на хвосте? Она смотрит в раскрытую дверь. Видно, надеется чем-то поживиться. Такая она птица! Держи, человек, глаз востро!

– Надо отметить, что сердце поэта переполнено жалостью к самым простым птицам, их образ не вызывает у нас восхищения, они не привлекают нас ни своим пением, ни внешним видом. Но для поэта это не важно. Он видит беззащитное создание, которому некому помочь. Вот как пишет Н. Рубцов о простом воробье.

«Воробей».

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зернышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему. . .

– Чем это стихотворение близко предыду­щему?

Оно тоже повествует о бедствующей в холодное время года птице.

– Какая картина теперь остановила внима­ние поэта?

Полузамерзший воробей сидит под кры­шей в ожидании какой-либо проезжающей «подводы с поклажей» в надежде, что с нее упадет что-то съестное, и, увидев ее, пулей «бросается к ней».

– Опишите замерзающего воробья. Вспом­ните, какими делаются эти птицы в морозные дни.

Дети припоминают, что в особенно холод­ные дни воробьи становятся похожими на пу­шистые шарики: они нахохливаются, спасаясь от холода, распушают свои перышки и подол­гу сидят неподвижно на ветках деревьев.

– Где мы видели героя стихотворения?

Он забился под крышу, наверно, там хоть чуточку теплее.

– Какая деталь в стихотворении позволяет нам увидеть замерзающую птицу?

(«Чуть жи­вой. Не чирикает даже». )

– Однако это только видимость. Почему мы можем так сказать?

Потому что воробей, «Как заметит подво­ду с поклажей, / Из-под крыши бросается к ней!». Слово «бросается» подчеркивает его стремительность, вызванную голодом.

– Велика ли добыча воробья?

Нет, так как автор называет ее «зерныш­ком бедным» и воробей «дрожит» над ним: ведь больше ничегошеньки нет!

– Чем воробей нравится поэту?

Своей стойкостью, терпением и тем, что он «не становится вредным / Оттого, что так трудно ему. . ».

– Разделяете ли вы восхищение автора ?

Да, мы будто вместе с ним наблюдаем эту картину, и это он нам, читателям, говорит: «Гляди…», чтобы и мы удивились мужеству ма­ленькой птички и научились у нее умению пе­реносить трудности.

– Давайте вспомним еще об одной птице. Она всегда рядом с нами, кажется нам привычной, её заботы перестали вызывать у нас внимание. Между тем как многому можно было бы у неё поучиться. Пригляделся к этой птице поэт И. С. Никитин и увидел в её жизни много нежности и любви.

Голуби

………………………………….

Пригреваются стекла лучом золотым;

Вербы почки свои распустили;

И с надворья гнездо над окошком моим

Сизокрылые голуби свили!

Что за робкие гости! чуть мимо идешь,—

Торопливо головки поднимут,

Смотрят долго и зорко. . . Того только ждешь,

Что бедняжки приют свой покинут.

Как я рад им! Боюсь и окно отворять:

Все мне кажется, их испугаю;

Беззащитным созданьям легко помешать,

А легко ль им живется – не знаю.

Чуть окрасится небо полоской огня

И сквозь стекла рассвет забелеет,—

Воркотнёю своей они будят меня:

Посмотри, мол, как зорька алеет.

Стал уютней, светлей уголок мой теперь:

Этой кроткой семьи новоселье,

Может быть, после смут, и борьбы, и потерь

Предвещает мне мир и веселье!

– Посмотрите, с какой нежностью рассказывает о них автор, он не скрывает свою радость от того, что эта птица поселилась рядом. Как приятно ему это соседство! Но её мир такой хрупкий, его легко разрушить человеку! Помнит ли он об этом? Знает ли, насколько беззащитны эти существа. А в строке: «А легко ль им живется – не знаю», – присутствует чувство вины от того, что человек отстранился от заботы за всем живым, превратился просто в соглядатая природы.

2. Образы перелетных птиц.

– Говоря о птицах, конечно же, мы сразу представляем себе весну. Именно их веселый щебет, озорное чириканье говорят нам, что пора забыть о зиме и приготовиться к радостной встрече теплых солнечных дней.

– Давайте прислушаемся к этому голосу. Что это за птица и о чем рассказывает она нам? Она первая прилетела из теплых стран и теперь спешит поведать обо всем.

– Прилет грачей – первая примета наступающей весны. Ходят они не спеша по проталинкам, ищут оттаявших жучков и червячков, гнезда строят. Какой художник по­казал это событие? Как называется картина? (А. Савра­сов «Грачи прилетели». )

– Композиция картины «Грачи прилетели» необычайно жизненна. Все в картине до крайности знакомо русскому человеку, все чрезвычайно скромно и про­сто. Окраина глухого провинциального местечка. На переднем плане группа берез. За ними среди низких строений возвышается шатровая колокольня сельской церкви, вдали – потемневшие поля. Воздух по-весеннему прозра­чен, небо с высокими облаками, светло-голубое вверху, затянуто у горизонта темной полоской. Растаял пруд. Стая прилетевших грачей, пер­вых вестников весны, с шумом опустилась на березы. Уже вся страна, и поля и селения, слушают гомон весенних птиц, ожидая с радост­ной надеждой наступления весны.

– Эту же птицу видим мы и на картине В. Пурыгина «Апрель». Еще не растаял везде снег, а грачи уже дома. Много хлопот у птицы: кто корм добывает, кто веточки для гнезда нанашивает. Поближе к жилью человека селится грач. Вот и здесь целая стая готова поселиться в небольшом леске, что рядом с домами людей.

– Образ грачей создан и в поэзии. Поэт Е. Трутнева не представляет весенний пейзаж без этой птицы:

Везде весна! Весна везде –

В звериной норке и в гнезде.

Как много солнечных лучей!

На старых липах крик грачей.

Свистят веселые скворцы,

На каждом дереве – певцы.

И под кустом в траве пчела

Фиалку синюю нашла.

– Какая птичка поет высоко в небе, а домик на земле стро­ит. (Жаворонок)

Он следом за грачом прилетает. Много прекрасных стихотворных строк сложено и о нем:

Жаворонок полевой!

Нет певца чудесней.

В чистом поле – домик твой,

В ясном небе – песня.

В. Берестов

Звонче жаворонка пенье,

Ярче вешние цветы,

Сердце полно вдохновенья,

небо полно красоты.

А. К. Толстой

– Раньше считалось, что весну приносят из дальних стран птицы на своих крыльях. И поэтому очень ждали их прилета.

– Многих поэтов вдохновлял образ жаворонка, между собой и этой птицей поэты видели нечто общее. Образ этой птицы стал символом свободного творчества, наполненного порывами вдохновения. Вот как об этом сказал И. З. Суриков:

Весной всего милей мне жаворонок звонкий

Весной всего милей мне жаворонок звонкий,

И пение его отрадно слышать мне.

В полях еще лежит снег пеленою тонкой,

А он уже поет песнь громкую весне.

Доволен долею он скромного поэта;

Кружася в вышине, он счастлив без конца.

Творит он песнь свою средь воздуха и света,

Но людям не видать весеннего певца.

Его не уловить внимательному взгляду,—

Доступен он вверху лишь солнечным лучам;

В блаженстве творчества находит он награду

За песни, за любовь к весне и к небесам.

Над полем, в воздухе, для глаз недостижимый

Он реет, потонув в роскошном блеске дня,—

И льется песнь его и носится незримо,

От утренней зари до вечера звеня.

– Но послушайте, чей это крик раздается в вышине. Звук доносится все ближе и ближе. И вот мы слышим уже отдельные голоса, видим стройный клин в вышине. И какое-то радостное состояние охватывает нас. Это то, чего мы давно ждали. Журавли! Еще не слышали мы заливистого пения соловья, не насладились вволю голосистыми трелями птиц, а он уже спешит к нам и словно несет на своих широких прекрасных крыльях первую весть возрожденья. Вот как воспринимает их возвращение А. А. Фет:

Журавли

…………………. .

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет,

И соловей ещё не смеет

Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

– Образ журавля в литературе многогранен, с ним связано не только чувство радостного возрождения к жизни. Осенью, глядя на стаи летящих птиц, мы грустим от того, что провожаем вместе с ними и утренний рассвет, и прекрасный вечерний закат, и ожидание несбывшихся встреч. Послушайте, какой увидел эту птицу поэт К. Д. Бальмонт:

Август

Отраден вид тяжелого снопа,

А в небе журавлей летит толпа

И криком шлет «прости» в места родные.

– Ф. Н. Глинка «Осень»:

Золотой мятелью

Мчится желтый лист;

Жалобной свирелью

Слышен ветра свист. . .

В синие долины

Сумерки сошли;

С горныя вершины

Вьются журавли!. .

Слышу шепот сосен

С ближней высоты:

«Наступает осень,

Что же медлишь ты?!. »

– Для многих прощание с журавлями означает прощание с молодостью, вступление в новый период жизни, в котором самым прекрасным становится воспоминание о пережитом.

– Посмотрите на картину Ф. А. Васильева «Перед дождем». Перед нами осенняя природа. Убранные золотом деревья наклонились от порыва сильного ветра. Небо становится темным, с одного края даже свинцовым, вот-вот накроет землю грозовая туча. А высоко в небе летит стая птиц. Это могут быть и журавли. Пришла пора, и они торопятся на юг. Ветер смог разбить их стройный клин, но не сбил с пути. Много еще придется преодолеть этой птице преград на своем пути, прежде чем доберется она до места.

– Говоря о весне, мы не забудем её главного певца. Именно его пение заставляет нас неожиданно оторваться от всех дел, замереть на месте и зачарованно слушать его рассказ о чем-то далеком и прекрасном, волшебном и загадочном. Конечно же, мы говорим о соловье. Много стихов, сказок и рассказов написано о нем. Вы даже можете сейчас назвать их. А мы хотели бы дополнить ваше представление об этой птице через те прекрасные образы, которые созданы в стихах наших поэтов.

Соловьи

То разрастаясь, то слабея,

Гром за усадьбой грохотал,

Шумела тополей аллея,

На стекла сумрак набегал.

…………………………….

В полях хлеба к межам клонились.

А из лощин и из садов –

Отвсюду с ветром доносились

Напевы ранних соловьев.

– Посмотрите, эта маленькая птичка может противостоять природной стихии, ей не страшна непогода, повсюду она вещает о своем прибытии и поражает нас своей стойкостью.

– А кто не помнит этих строк из стихотворения А. Н. Плещеева «Весна»:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

– Думается, что это четверостишие вспоминается всем, кто весной в первый раз слышит соловья.

– Не представляет себе весну без этой птицы и И. Бунин, для него соловей – это певец любви, рассказывающий свои истории уже «тысячу раз», но слышимый молодыми, влюбленными сердцами как будто впервые.

ПЕРВЫЙ СОЛОВЕЙ

Тает, сияет луна в облаках.

Яблони в белых кудрявых цветах.

Зыбь облаков и мелка и нежна.

Возле луны голубая она.

В холоде голых, прозрачных аллей

Пробует цокать, трещать соловей.

В доме, уж темном, в раскрытом окне,

Девочка косы плетет при луне.

Сладок и нов ей весенний рассказ,

Миру рассказанный тысячу раз.

– В стихах о весне, о лете и об осени есть еще один образ птицы, которая всегда привлекала поэта. Она то быстро проносится мимо и исчезает, то скользит крылом по воде, а то молчаливо хлопочет возле своего гнездышка. Как вы думаете, что это за птица? Правильно, это ласточка.

Домовитость, хозяйственность этой птицы заметили люди давно. Вот как сказал о ней поэт 18 века Г. Р. Державин

ЛАСТОЧКА

О домовитая ласточка!

О милосизая птичка!

Грудь красно-бела, касаточка,

Летняя гостья, певичка!

Ты часто по кровлям щебечешь,

Над гнездышком сидя, поешь,

Крылышками движешь, трепещешь,

Колокольчиком в горлышке бьешь.

Ты часто по воздуху вьешься,

В нем смелые круги даешь;

Иль стелешься долу, несешься,

Иль в небе простряся плывешь.

– Для одних поэтов ласточка стала предметом любования, неотъемлемой частью природы, в которой все имеет свой смысл. Вот как воспринимает эту птицу поэт Н. П. Огарев:

Вечер

Когда настанет вечер ясный,

Люблю на берегу пруда

Смотреть, как гаснет день прекрасный

И загорается звезда,

Как ласточка, неуловимо

По лону вод скользя крылом,

Несется быстро, быстро мимо –

И исчезает…

– Восхищение вызывает образ этой птицы и у А. А. Фета:

Ласточки

Природы праздный соглядатай,

Люблю, забывши все кругом,

Следить за ласточкой стрельчатой

Над вечереющим прудом.

Вот понеслась и зачертила –

И страшно, чтобы гладь стекла

Стихией чуждой не схватила

Молниевидного крыла.

И снова то же дерзновенье

И та же темная струя,—

Не таково ли вдохновенье

И человеческого я?

– И опять нечто общее между миром природы и миром человека видим мы. Поэта восхищает смелость и дерзость ласточки, несмотря на опасность, она совершает свой гордый полет, бросая этим свой вызов миру.

– Совсем по-другому посмотрел на эту птицу Н. Заболоцкий и увидел в ней существо, вызывающее жалость и сострадание:

Ласточка

Ласточка носится с криком.

Выпал птенец из гнезда.

Дети окрестные мигом

Все прибежали сюда.

Взял я осколок металла,

Вырыл могилку птенцу,

Ласточка рядом летала,

Словно не веря концу.

Долго носилась, рыдая,

Под мезонином своим. . .

Ласточка! Что ж ты, родная,

Плохо смотрела за ним?

– Попробуем представить себе, как могло возникнуть это стихотворение. Что в данном случае задержало внимание поэта?

Птенчик выпал из гнезда, и ласточка опла­кивает его гибель, а «окрестные» дети наблю­дают за этой сценой.

– Попытайтесь описать эту уличную сценку. Какими вы видите детей, ласточку, мертвого птенца?

Дети в растерянности сби­лись в кружок вокруг погибше­го желторотого птенца, лапки которого уже скрючились и за­коченели, и не решаются подой­ти к нему, а над ними, чуть не задевая их крыльями, чертит и чертит бесконечные круги пла­чущая ласточка.

– Как описывает поэт горе птички?

Она «носится с криком», не верит «концу», когда автор зака­пывает крохотную птичку в зе­млю, и потом еще долго кружится, «рыдая, / Под мезонином своим».

– Какое чувство ласточка вызывает у поэ­та? Чем вы можете это доказать?

Поэт жалеет ее: ведь он не прошел рав­нодушно мимо, а похоронил птенца. Кроме того, он называет птицу «родная» – словом, которым обычно называют близких людей. И слегка упрекает ее (тоже, как человека): «Ласточка! Что ж ты, родная, / Плохо смотре­ла за ним?» И от этого легкого упрека старше­го младшему нам становится еще жальче ее, так как мы будто принимаем на себя, как стар­шие братья, часть вины за случившееся.

– Вслед за ласточкой готова улететь душа поэта в пору прощания с летом. Как грустно видеть опустевшее гнездышко птицы, как не хватает её веселого щебета. Это и есть проявление привязанности и любви к птице. Послушайте стихотворение А. Н. Майкова «Ласточки»:

Взгляну по привычке под крышу– А помню я, как хлопотали

Пустое гнездо под окном: Две ласточки, строя его!

В нем ласточек речи не слышу, Как прутики глиной скрепляли

Солома обветрилась в нем… И пуху таскали в него!

Как весел был труд их, как ловок! И целый-то день говоруньи,

Как любо им было, когда Как дети, вели разговор. . .

Пять маленьких, быстрых головок Потом полетели, летуньи!

Выглядывать стали с гнезда! Я мало их видел с тех пор!

И вот – их гнездо одиноко!

Они уж в иной стороне —

Далеко, далеко, далеко. . .

О, если бы крылья и мне!

III Заключительное слово учителя.

– Да, образ птицы в живописи и особенно в литературе очень интересен и многогранен. Душа человека тянется к прекрасному, и образ птицы, наполненный гармонией, красотой, высоким смыслом, не может оказаться незамечены. И очень важно, что во взгляде человека на птицу еще присутствует сочувствие и теплая забота. Они так нужны птицам. А уж в долгу перед нами птица не останется, сполна отблагодарит она.

Г. Б. Иванова, МБОУ "ОО Каплинская школа", Старооскольский район, с. Федосеевка, Белгородская область

Метки: Внеклассная работа