Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-ns[ классов «Экскурсия в кабинет химии»

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-ns[ классов «Экскурсия в кабинет химии»

Проводится для учащихся 5ых классов при изучении темы «Вещества. Физические и химические явления. » в курсе Природоведения по программе Плешакова, Сонина. Экскурсия может проводиться как отдельное внеклассное мероприятие, и как часть урока по природоведению, в зависимости от загруженности кабинета химии.

Цель: закрепить и расширить у учащихся 5ых классов знание понятий «вещество», «молекула», «атом», «химические и физические явления», познакомиться с основными правилами техники безопасности при работе с различными веществами.

Оборудование: Опыт 1– 2 хим. стакана; опыт 2– 3 хим. стакана; опыт 3– носовой платок, спиртовка, тигельные щипцы; опыт 4– детский меч, вата; опыт 5– фильтровальная бумага, вата; опыт 6– подставка, стеклянная палочка, спиртовка.

Реактивы: опыт 1– раствор сульфата натрия, раствор хлорида бария; опыт 2– раствор гидроксида натрия, раствор соляной кислоты, раствор фенолфталеинового; опыт 3– вода, спирт; опыт 4-100 мл 3%-го раствора хлорида железа, 100 мл 3%-го раствора родонита калия, раствор фторида натрия; опыт 5– рисовый отвар, раствор иодида калия; опыт 6– дихромат аммония.

План.

  1. Подготовительный этап
  2. Основная часть
  3. Загадки.

Ход экскурсии.

1. Подготовительный этап

Среди учащихся старших классов подбираются помощники-ведущие. Их задача– подготовить текст выступления, с учителем подготовить и отработать технику проведения опытов. Особое внимание уделяется технике безопасности. С преподавателем природоведения оговаривается время экскурсии в учебном процессе.

2. Проведение экскурсии.

Учащиеся 5ых классов приходят в кабинет химии. Здесь их встречают старшеклассники в белых халатах. На столе находятся все реактивы и необходимое оборудование.

Ведущий 1: Добрый день, ребята! Сегодня вы находитесь в самом необычном кабинете нашей школы. Здесь постоянно происходят всевозможные чудеса!

– А что такое чудеса? (ученики дают различные варианты ответов)

– В каких литературных произведениях чаще всего встречаются чудеса? (в сказках)

– Правильно!

Ведущий 2: В сказках постоянно происходят различные необычные явления-звери, птицы и даже предметы разговаривают, разливаются чудесные реки из молока с кисельными берегами, а есть и опасные огненные реки. Герою приходится пройти множество чудесных испытаний и остаться живым.

Попробуем разобраться в сказочных превращениях. Мы 3ий (4ый) год занимаемся в этом кабинете, изучая химию, и для нас не составляет труда провести небольшие «чудеса»

Демонстрация опытов

  1. 1. Получение «молока»;

Ведущий 1: Как часто в сказках в описании волшебной страны мы встречаем рассказ о «молочных реках и кисельных берегах»

Попробуем получить «молоко» из «воды»

Описание опыта: В стакан с раствором сульфата натрия приливаем раствор хлорида бария. Наблюдаем выпадение белого осадка, который во взвешенном состоянии напоминает «молоко».

  1. 2. Получение «вишневого сока» из «воды» и обратное превращение;

Ведущий 2: Ох, как хочется пить! Но воду не хочу. Попробую получить вишневый сок

Описание опыта: В стакан с раствором гидроксида натрия добавляем раствор фенолфталеинового. Наблюдаем изменение окраски.

Ведущий 2: Нет, я передумал. Не хочу сок. Хочу воды

Добавляем в малиновый раствор соляной кислоты. Наблюдаем обесцвечивание раствора.

Ведущий 2 пытается выпить полученный раствор, но первый ведущий его останавливает:

Не пей! Козлёночком станешь! Ведь мы же говорим о сказочных превращениях! А если серьёзно, то помните всегда– в кабинете химии нужно соблюдать технику безопасности:

  • Не трогайте реактивы руками;
  • Не пробуйте вещества на вкус;
  • Все превращения проводите только под контролем и с разрешения главного Волшебника– Учителя!
  1. 3. «Несгораемый платок»;

Ведущий 2: Да, несоблюдение правил безопасности может привести к серьёзным проблемам– отравлениям, ожогам, пожару.

Но сказочные герои проходят и огонь, и воду, и медные трубы. Как же им это удается? Может у них специальная одежда?

Описание опыта: Заранее носовой платок смачивают в воде и слегка отжимают. Затем перед зрителем эту заготовку смачивают в спирте и поджигают, используя тигельные щипцы. Спирт сразу вспыхивает – создается впечатление, что горит платок. Но горение прекращается, а платок остается невредимым.

  1. 4. «Кровь без раны»;

Ведущий 1: Да уж, сказочным героям приходится нелегко– а им хоть бы что! И в огне не горят, и в воде не тонут, а если мечом их и поранят– так на то и «живая вода» есть!

Описание опыта: Для проведения опыта используют 100 мл 3%-го раствора хлорида железа и 100 мл 3%-го раствора родонита калия. Для демонстрации опыта используют детский меч. Вызывают кого-нибудь из зрителей на сцену. Ваткой промывают ладонь раствором хлорида железа– «обеззараживают», а раствором родонита калия смачивают меч. Далее мечом проводят по ладони: на бумагу обильно течет «кровь». После окончания опыта ладонь протирают тряпочкой, смоченной раствором фторида натрия и тщательно моют руки.

  1. 5. «тайные письмена»;

Ведущий 1 ведущему2, который демонстративно что-то пишет «гусиным пером»: Что ты там делаешь?

Ведущий 2: Как любой волшебник я должен уметь в тайне хранить свои знания от плохих людей, вот я тренируюсь– составляю рецепт «невидимых чернил».

Ведущий 1: Ну и как? Получается?

Ведущий 2: А вот посмотри! (показывает «чистый» листок фильтровальной бумаги). Здесь записана формула и название самого распространенного на Земле вещества.

Ведущий 1: Где? Тут же ничего нет!

Ведущий 2: Но это же «секретные» чернила! Ребята, как вы думаете, название какого вещества здесь записано? (учащиеся 5ого класса уже знают, что это вода). Проверим, так ли это.

Описание опыта: заранее готовится рисовый отвар, которым на фильтровальную бумагу наносится слово «вода» и её формула. Бумагу просушивают и используют уже эту заготовку. Её смачивают раствором иодида калия («йодом»). Надпись «проявляется».

  1. 6. «Вулкан» («волшебная палочка»);

Ведущий 1: Ой, подумаешь– невидимые чернила! Ха, зато у меня есть волшебная палочка! (показывает стеклянную палочку).

Ведущий 2: И что же в ней волшебного?

Ведущий 1: А вот посмотри!

Описание опыта: На подставку холмиком насыпают дихромат аммония. Стеклянную палочку нагревают в пламени спиртовки и опускают в центр этого холмика до начала реакции, затем её убирают.

Ведущий 2: Как много чудес встречаем мы в сказках! Но, оказывается, нет ничего чудесного в этих превращениях и многие секреты этих «превращений» раскрывает наука ХИМИЯ!

Далее проходит беседа с учащимися 5ых классов. За каждый правильный ответ ученик получает 1 Химон– бумажную монетку с химической символикой. Старшеклассники объясняют, что по количеству Химонов ученики получат оценку за урок природоведения.

– А что это за наука– химия? (наука о веществах и их превращениях)

– что такое вещества? (это то, из чего состоят все физические тела)

– из чего состоят вещества? (из молекул)

– А молекулы из чего состоят? (из атомов)

– Что происходит с веществами при химических явлениях? (состав молекул меняется)

– Приведите примеры химических явлений, с которыми вы сталкиваетесь в жизни.

– А при физических явлениях что происходит? (состав молекул не меняется)

– Приведите примеры физических явлений.

Ведущий 1: А теперь отгадайте наши загадки! (ведущие по очереди задают загадки, награждая победителя Химоном)

А ну, скорей снимите шляпу!

Я дочь космического папы.

И вездесуща и легка, –

Я лед, я пот, я – облака.

Я иней, чай, бульон, туман,

Река, ручей и океан.

Когда я злюсь, то закипаю;

А от мороза – застываю (вода)

Сообщаю: я спешу!

Я живу, пока пишу.

Исчертил всю доску белымU

Исчезаю. Был я . . . (мелом)

Я, конечно, очень нужен.

Без меня не сваришь ужин,

Не засолишь огурца,

Не заправишь холодца.

Но не только лишь в еде -

Я живу в морской воде.

Если льет слеза из глаза,

Вкус припомнишь мой ты сразу.

Кто догадлив, говорит:

Это-натрия хлорид (соль)

Иду на мелкую монету,

В колоколах люблю звенеть,

Мне ставят памятник за это

И знают: имя мое – медь

Быть символом не каждому дано,

Но именем моим не без причины

Назвали руки, дождь, тельца, руно,

Сечение и мнений середину.

И в честь меня был назван даже век,

Когда был очень счастлив человек.

Что нынче в имени моем? А встарь

Считали все, что я – металлов царь. (золото)

Предупреждаю вас заранее:

Я непригоден для дыхания!

Но все как будто бы не слышат

И постоянно мною дышат. (азот)

Такова моя природа:

Известняк, песок и сода

Много требуют огня,

Чтобы выплавить меня.

Я прозрачно и светло

И зовут меня стекло.

Ведущие: Ребята, какие же вы молодцы! Мы очень надеемся, что вам понравилась экскурсия в кабинет чудес– в кабинет химии и вы с таким же интересом будете изучать этот предмет в старших классах!

А. В. Иванова, ГБОУ СОШ №1909 ЮВАО г. Москвы

Метки: Внеклассная работа