Методическая разработка урока-семинара "Многонациональный Петербург"
Методическая разработка урока-семинара "Многонациональный Петербург" Введение:
Город – великий учитель. Город воспитывает – гражданина, патриота, толерантность. Системообразующее понятие учебного предмета – культурное наследие. Единицы изучения (дидактические единицы-памятники истории и культуры, традиции)
Сохранение культурного наследия это важнейшее условие для культурно-нравственного развития личности души. (Лихачев «Письма о добром и прекрасном»)
Знания о городе база для возникновения эмоции (удивления, восхищения,
гордости)
Практико-ориентированный подход обучения.
На уроках ребенок приобретает практические, общеучебные умения, соответствующие статусу петербуржца. Приобретенные умения способствуют принятием ребенком ценностей собственных.
Тип урока: урок-семинар.
Тема урока: «Многонациональный Петербург»
Цель урока в плане воспитания толерантности:
§ создать условия для приобщения ребенка независимо от национальности, длительности проживания в СПБ, социальной принадлежности к культурному наследию Петербурга, к Петербургской культуре
§ способствовать осознанию школьниками Санкт-Петербурга как уникального культурного феномена и как места собственной реальной, повседневной жизни
Задачи урока:
§ способствовать восприятию учащимися «разности» жителей Петербурга как закономерного явления
§ раскрыть значение терминов «многонациональный» «поликонфессиональный»
§ формирование навыков аналитического мышления, коллективной, исследовательской работы, публичного выступления в защиту собственного мнения
Прогнозируемые результаты:
§ наличие познавательного интереса к жизни города (этому способствую задания по выбору)
§ появление личностного отношения к городу
§ понимание событий в жизни города
§ приобретения навыков жизни в городе
§ осознание себя петербуржцами, носителями петербуржской культуры
Оборудование (созданное самостоятельно):
– раздаточный материал (карточки: культовые сооружения Санкт-Петербурга; улицы города)
– презентация на тему «Прогулка в Александровском парке».
К семинару обучающиеся готовили доклады на тему «Роль иностранных зодчих в создании архитектурного облика Петербурга»
Технология подготовки доклада:
1Карта сообщений (не более 4 минут)
2. Отработать регламент (чувствовать время):
– Что можно сделать, чтобы в обозначенное время раскрыть вопрос?
-План доклада. (С чего начать? Как закончить?)
3Отбор объектов показа (Подборка видеоряда . 5 слайдов)
Ход урока.
1Организациооный момент.
Класс делится по группам.
2. Активизация внимания.
Учитель:
– С первых десятилетий Петербург центр русской культуры, науки и искусства.
– Но только ли русской? Давайте разбираться.
Учитель раздает карточки с заданием.
3. Работа в группах
1-2 группа. Карточки: культовые сооружения Санкт-Петербурга.
Вопросы:
– Что объединяет эти объекты?
– В чем их отличие?
– О чем говорит их разнообразие?
3-4 группа. Карточки: улицы Санкт-Петербурга.
Вопросы:
– Что объединяет эти объекты?
– В чем их отличие?
– О чем говорит их разнообразие?
4. Ответы учеников:
Наличие разнообразных культовых сооружении говорит о том, что в городе проживают люди разных религиозных взглядов.
Названия улиц города рассказывают о том, что среди горожан много людей
разных национальностей. В том числе и иностранцев.
Учитель: В Санкт-Петербурге проживает более 130 различных народов России и мира.
5 Работа со словарем
Учитель объясняет значение слова конфессия. Конфессия (лат. Confessio-
исповедание) или вероисповедание. Т. е. религия, вера в того или иного бога.
обучающиеся записывают.
6 Обобщение:
Учитель: Тема семинара «Многонациональный Петербург»
Выскажите свое мнение по заявленной теме.
7Обсуждение:
В городе мирно проживают люди разных национальностей и разных религиозных взглядов.
Петербург исторически складывался как город многонациональный и поли конфессиональный. Частица ПОЛИ обозначает «много»
Следы демографических процессов видны на карте города.
8Активизация внимания
Учитель:
Петр Великий, прорубив “окно в Европу” для россиян, одновременно широко распахнул двери Росси для иноземцев.
По нынешний день Петербург населяют потомки иностранцев ,поселившихся когда-то на невских берегах .
Презентация:
Прогулка по Александровскому парку, где за одним столом скульпторы поселили 8 зодчих пятеро, из которых иностранцы.
Учитель раздает для заполнения таблицу:
Архитектор | Где родился | Какой вклад внес в культурное наследие Петербурга |
ДоминикоТрезини | ||
Франческо Бартоломео Растрелли |
||
Огюст Монферран | ||
Карл Росси | ||
Тома де Томон |
9. Доклады обучающихся и заполнение таблицы
10. Подвидение итогов: «Роль иностранных зодчих в создании архитектурного облика Петербурга»
Обучающиеся:
Cсамого начала существования Санкт-Петербурга его строили самые талантливые архитекторы и инженеры. Кроме русских зодчих здесь оставили
заметный архитектурный след представители Швейцарии, Италии, Франции
и других стран. Санкт-Петербург стал городом веротерпимости.
Дополнение учителя:
ПетрIстремился привлечь в город иностранных купцов, создать для них
комфортные условия жизни. Поэтому здесь строили не только православные
церкви, но и много католических и протестантских храмов. Что ,опять таки,
повлекло за собой привлечение западных архитекторов и, несомненно, сказалось на разнообразии архитектурных стилей города.
10. Рефлексия:
Учитель: (домашнее задание)
Выбрать из списка 3 слова и составить с ними предложения о Санкт-Петербурге:
Конфессия
Многонациональный
Веротерпимость
Архитектурное убранство
Сохранить
Культурное наследие
11. Выставление оценок.
Метки: Внеклассная работа