Разработка "Семья – это то, что с тобою всегда"
Разработка "Семья – это то, что с тобою всегда" Игра – проект для старшеклассников «Семья – это то, что с тобою всегда!» Цель воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.
Игра – проект для старшеклассников
«Семья – это то, что с тобою всегда!»
Цель: воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.
Задачи:
1. формирование нравственного долга детей перед родителями;
2. определение роли детского участия в заботах по дому и в создании теплых семейных отношений;
3. развитие способностей коммуникативного общения;
4. развитие положительных эмоций и чувств, связанных с заданной проблемой.
Оборудование: бумаги А-4, фломастеры, ручки, карточки с заданиями, ножницы, рукавицы, компьютер.
I Вступление.
Дорогие ребята, уважаемые родители и учителя!
Начинаем наш тематический вечер « Семья – это то, что с тобою всегда!».
У каждого человека есть свой дом.
Слова « Отчий дом», « Семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар.
И поэтому эпиграфом к нашему вечеру мы выбрали слова великого русского писателя Льва Николаевича Толстого « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда,
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
В сердце навеки останется в нем!
И так, дорогие ребята, как вы поняли, сегодня на нашем вечере мы будем говорить о главной ценности человеческого общества – о семье.
Наша конкурсная программа состоит из 6 этапов:
I . Конкурс « Визитная карточка»;
II. Игра – проект « Счастливый дом»;
III. Викторина « Эрудиты»;
IV. Игра – разминка « Сиамские близнецы»;
V. Семейно – правовая викторина;
VI. Игра – поддержка для родителей.
Чтобы лучше узнать участников конкурсной программы, мы предлагаем начать с представления команд.
I. Конкурс « Визитная карточка».
Каждая команда ( условно будем называть «семья») должна представить себя, свой девиз, свою эмблему так, чтобы у жюри не осталось сомнений в том, что именно вы – будущий победитель.
Представление состава жюри.
В народных пословицах и поговорках сказано о том, что не так просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло.
Например: « Дом вести – не бородой трясти»
« Дом построить – не шапку на голову надеть».
Естественно возникают вопросы: Что такое семья? Из чего складывается семейное счастье?.
Вот, вы ребята в будущем тоже создадите семьи, станете родителями! Какими вы будете мамами, папами? Задумывались ли вы над этим вопросом?.
Л. Н. Толстой сказал: « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Сегодня, мы, каждая семья попробуем создать свой счастливый дом.
II. Игра – проект « Счастливый дом».
1) Конкурс.
Командам раздаются листы бумаги с заданиями:
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Какая у вас семья?
С – счастливая, славная, спортивная, современная и т. д.
Е – единая, единственная и т. д.
Мь – милая, многодетная, музыкальная и т. д.
Я – яркая, ясная и т. д.
Время на подготовку – 3 мин.
1а) игра с болельщиками.
Издавна у нас, у бурят, о доме и семье говорили с большим уважением. Жили большими семьями (родами), жили дружно, весело. Уважали старость, оберегали младость. Вокруг каждого из нас много родных (бабушек, дедушек, дядь, теть и т. д. ), с ними мы связаны незримыми нитями. Многие из вас составляли родословное дерево. Если перевернуть рисунок, тогда дерево превратится в корень, из которого вы и выросли. Говорят « У него крепкие корни». И тот род силен, который предков помнит и чтит.
Задание: Назовите свою родословную (с каждой команды по 1 болельщику).
2)Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Мы надеемся, что ваш дом теплый, солнечный, уютный. Чьими стараниями это достигается в ваших семьях?
Конкурс – задание: Как распределяются обязанности в вашей семье?
Командам раздаются листы бумаги с заданиями:
МАМА 1. 2. 3. |
ПАПА 1. 2. 3. |
ДЕТИ 1. 2. 3. |
Время подготовки 3 мин.
2а) Задание болельщикам.
Смысл многих народных пословиц и поговорок тесно связаны с понятиями «семья», «родня». Также многие из них содержат скрытый смысл – загадку.
Задания:
– чуж – чуженин, а стал семьянин (зять);
– одно дитя роженое (дочь), другое суженое (зять);
– сестра при брате вотчинница (не наследница);
– для зятя и дверь пола (настежь).
После выполнения задания детям предлагается вопрос: можете ли вы взять на себя часть маминых или папиных обязанностей?
Вывод: если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме уют, тепло, гармония. Там где заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, царят раздражение, непонимание.
Есть такая пословица: «Счастье не птица – само не прилетит». Значит самим нужно построить свое счастье – свой «Счастливый дом».
3)Игра – проект «Счастливый дом»
Конкурсное задание: командам раздаются листы с рисунком дома.
Задание: заполните кирпичики дома словами, которые своим смыслом связаны и выражают содержание понятия «Счастливый дом» ( в одном кирпичике – 1 слово).
Время подготовки – 3 мин.
3а) Задание болельщикам: я сейчас предложу вам народные загадки, смысл которых тесно связаны с понятиями «семья», «родня».
Задания:
– две матери, две дочери да бабушка со внучкой, я их всего трое (мать, дочь и внучка);
– шли муж с женою, брат с сестрой да кум с кумой; нашли полтора хлеба, разделили по полухлебу (их всего трое);
– шли теща с зятем, муж с женой, бабка со внучкой, мать с дочкой да дочь с отцом (всего четверо);
– шуринов племянник, как зятю родня? (сын);
– сын отца моего, а мне не брат (я сам).
4) И вот, ребята мы построили «Счастливый дом» и, конечно, в нем мы хотим жить счастливо со своим семейным девизом.
Задание командам: из данных букв правильно собрать пословицы и объяснить их смысл.
– «На что и клад, коли в семье лад»;
– «Вся семья вместе – и душа на месте»;
– «Семья – сила, когда над ней крыша одна».
III. Наши замечательные семьи читают много книг. Наверное, мама любит все таки больше женские романы, папа – детективы, дети – сказки, бабушки и дедушки – что-то по домашнему хозяйству. Но все мы любим блеснуть своими знаниями, эрудициями.
Наш следующий конкурс – викторина «Эрудиты» под девизом «Семья, где не читают книг – семья духовно неполная».
Задание 1: « Семейные поэты»
Что такое стихи? Многие стихи мы знаем и любим с детства, с первых шагов, с первых слов, а легко ли сочинять стихи, вот это мы сейчас и попробуем. Перед вами –четверостишие, начало каждой строчки вам дается, подберите рифму к каждой строке.
9 класс
Шла лисичка … (по тропинке)
И несла грибы … ( в корзинке)
5 опят и 5 лисичек,
Для лисят и для … (лисичек)
10 класс
Шла коза … ( по мостику)
И махала … (хвостиком)
Зацепила за … (перила)
Прямо в речку … (угодила)
11 класс
Плыл по морю … (чемодан)
В чемодане был … (диван)
На диване ехал … (слон)
Кто не верит . . (выйди вон)
Задание 2
(Всем раздаются листы с заданиями). Время 3 мин.
Кто автор этих высказываний?
9 класс
« Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л. Н. Толстой)
« Семья начинается с детей» (А. И. Герцен)
« Нет места милее родного дома» (Цицерон)
10 класс
«Цель обеда есть питание и цель супружества – семья» (Л. Н. Толстой)
« В семейной жизни самый важный винт – это любовь» (А. П. Чехов)
« Семья – это кристалл общества» ( В. Гюго)
11 класс
«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей»
(В. Сухомлинский)
«Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости» (Э. Золя)
«Любовь к родине начинается с семьи» ( Ф. Бэкон)
IV. Игра – разминка «Сиамские близнецы».
Участвуют от каждой команды по два участника – девушка и юноша.
Задание: вырезать большой круг как один человек. Юноша вырезает правой рукой, а девушка держит лист бумаги. . Кто быстрее вырежет большой круг.
V. И так ребята, наш вечер продолжается и разрешите мне еще раз напомнить вам, что мы говорим о величайшей ценности человеческого общества –
о семье. Если говорить по научному, на юридическом языке, семья – это малая группа, основанная на кровном родстве или семья – это брак. Эти слова неразрывно связаны между собой. Если привести высказывания великих людей:
Себастьян Брандт (XVI век)
« Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему»
Бернард Шоу
« Брак – это многолетний героический труд отца и матери, поднимающих на ноги своих детей»
И так наш следующий конкурс семейно – правовая викторина.
Время 3 мин.
9 класс
1. Взрослый сын оказывает материальную поддержку своим родителям. Какая из функций семьи проявляется в этой ситуации?
1. экономическая
2. репродуктивная
3. досуговая
4. социально – статусная
Ответ: 1
2. В семье М. пятилетний ребенок. Бабушка готовит ребенка к школе. Какую функцию семьи иллюстрирует данный пример?
1. воспитательную
2. репродуктивную
3. хозяйственную
4. досуговую
Ответ: 1
3. К числу отличительных признаков семьи как социальной группы относится (ятся)
1. совместная деятельность
2. общие политические взгляды
3. общий опыт
4. общая цель
Ответ: 3
10 класс
1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, – это
1. род
2. сословие
3. семья
4. элита
Ответ: 3
2. Принадлежность к семье Р. предоставляет ее членам возможность сделать хорошую карьеру. Какая функция семьи иллюстрируется данным примером?
1. экономическая
2. социального контроля
3. эмоционально – психологическая
4. социально – статусная
Ответ: 4
3. К социальной сфере жизни общества относится институт
1. религии
2. науки
3. семьи
4. производства
Ответ 3
11 класс
1. Семья в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию
1. воспитательную
2. репродуктивную
3. эмоционально – психологическую
4. социально – статусную
Ответ: 2
2. Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья – это малая группа
Б. Семья – это социальный институт
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
Ответ: 3
3. Что характеризует хозяйственную функцию семьи?
1. регламентация поведения
2. воспроизводство социальной структуры
3. организация семейного досуга
4. распределение домашнего труда
Ответ: 4
5а) Задание болельщикам:
Закончи пословицы
– У себя дома, … ( и стены помогают)
– Когда нет семьи, … ( то и дома нет)
– Семья в куче – … ( не страшна и туча)
– Согласную семью и … ( горе не берет)
– В семье разлад – … ( так и дому не рад)
– В хорошей семье, … ( хорошие дети растут)
VI. Игра для родителей « Белошвейка»
Для участия в конкурсе приглашаются мамы.
Задание: необходимо надеть большие рукавицы ( варежки прихватки) и вдеть нитку в иголку.
Заключение.
Пока жюри подводит итоги конкурса, мы тоже подведем итог нашей совместной работе.
Мы сегодня с вами выяснили, что « погода в доме» зависит в первую очередь от родителей, а также во многом и от вас самих. В древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слав о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи : « Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга?» В ответ старейшина назвал лишь одно слово.
Какое? ( терпение)
Вывод: Научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать отношение с родителями.
Вы знаете, что у нашего народа одной из ведущей заповедей является почитание старших, родителей, стариков. Речь идет о чем? О долге пред родителями. Любить можно безотчетно. Долг требует осмысления и душевной работы. Недаром в народе говорят: « Земля без воды мертва, человек без семьи пустоцвет», «Добрые дети – дому венец, худые дети – дому конец».
Видите, ребята, как много зависит от вас в семье. Сегодня когда придете домой, не забудьте обнять своих родных и сказать что вы их любите!.
Спасибо всем вам дорогие ребята, уважаемые родители, учителя, уважаемые члены жюри за вашу поддержку, помощь, взаимопонимание и сотрудничество.
Мне хочется закончить наш вечер словами:
Пусть будет дружба и согласие в семье,
Пусть невзгоды мимо пролетят,
Пусть солнце ярко светит на земле,
И для детей пусть добрым будет взрослых взгляд!
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Большой энциклопедический словарь. М, Дрофа, 1999г.
2. Книга афоризмов, М. , 1986г.
3. Фразеологический словарь русского языка. М, «Русский язык», 1978 г.
Метки: Внеклассная работа