Программа "Разговор о правильном питании", 7 класс(часть 3)
Программа "Разговор о правильном питании", 7 класс(часть 3) Внеклассное мероприятие
«Чудо-кристаллы»
Цель: сформировать представление о «необычных» свойствах сахара и соли, их нестандартном применении человеком
Оборудование: стаканы, горячая и холодная вода, чашки, чайные ложки, сахар, соль, гречка, мед, нерастворимы и растворимый кофе, речной песок, блюдце, скрепка, карандаш, хлопчатобумажная нить, дрожжи, воздушный шарик, сырое яйцо, жидкое мыло, компьютерная презентация.
В стародавние времена соль и сахар почитали как дорогую диковинку. «Белы как снег, в чести у всех» – так говорит о них народная мудрость. И сегодня без них жизнь пресна…
С этими продуктами вы встречаетесь каждый день. Наверняка уже просили родителей рассказать что-нибудь интересное про них.
В древности соль по цене приравнивали к золоту. Во многих странах из соли изготавливали деньги. У славян в старину соль означала солнце, а хлеб – землю. Дорогого гостя встречали хлебом-солью. До наших дней сохранился этот красивый обычай.
Свое уважение народ выразил во многих пословицах и поговорках. В них соль почитается как символ гостеприимства, вкусного обеда, доброй беседы.
Ø Спасибо тому, кто поит и кормит, а вдвое тому, кто хлеб-соль помнит.
Ø Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешь.
Ø Без соли, без хлеба худая беседа.
Ø Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Ø Соли не жалей – так есть веселей.
Ø Хлеб да соль, и обед прошел.
(Дети объясняют смысл пословиц и поговорок).
Сегодня мы будем с вами разгадывать всевозможные тайны, происходящие с такими привычными белыми кристалликами.
Опыт №1 «Растворяется – не растворяется».
Для опыта понадобится 7 прозрачных стаканчиков, вода, чайная ложка, в небольших количествах соль, сахар, гречка, мед, нерастворимый кофе, растворимый кофе, речной песок.
Ход опыта:
1. Сначала наполнит водой все стаканчики.
2. Затем всыпьте в каждый стаканчик «свое» вещество.
Результат: одни вещества (сахар, соль, мед, растворимый кофе) полностью растворяются в воде, словно «исчезают». Получается раствор. Другие вещества не растворятся. Пока воду размешивают, они находятся во взвешенном состоянии, а потом оседают на дно или всплывают наверх.
Опыт №2 «Какая температура лучше?»
Для опыта понадобится 4 стеклянных стакана, ложку, сахарный песок, соль, холодная и горячая вода
Ход опыта:
1. Налейте полстакана холодной воды.
2. Посчитайте, сколько ложек сахара надо положить в стакан, пока сахар не перестанет растворятся и не начнет оседать на дне.
3. В другой стакан до половины налейте горячей воды.
4. Посчитайте, сколько ложек сахара удастся растворить в горячей воде.
5. То же самое проделайте с солью.
6. Зафиксируйте результат.
Результат: В горячей воде растворится больше сахара и соли, чем в холодной.
Опыт №3 «Кристаллы соли»
Для опыта понадобится соль мелкого помола, 2 стакана, хлопчатобумажная нить, блюдце, ложка, вода.
Ход опыта:
1. Налейте горячую воду в оба стакана. Стаканы поставьте на небольшом расстоянии друг от друга.
2. Постоянно размешивая, сыпьте в оба стакана соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться.
3. Соедините оба стакана нитью так, чтобы большая ее часть висела между ними, а концы были опущены в стаканы до дна. Под нить поставьте блюдце.
Результат: Наберитесь терпения и через несколько дней вы увидите, что на нити и на блюдце образовались кристаллы соли. Полюбуйтесь ими, рассмотрите поближе, осторожно попробуйте на вкус.
Опыт №4 «Кристаллы сахара»
Для опыта понадобится чашка, стакан, очень горячая вода, сахар, чайная ложка, скрепка, карандаш, толстая хлопчатобумажная нить длиной 10 см.
Ход опыта:
1. Налейте в чашку очень горячую воду и, помешивая ложечкой, добавляйте сахар до тех пор, пока он не перестанет растворяться. Делайте это быстро, чтобы вода не успела остыть и растворила больше сахара.
2. Вылейте раствор в стакан. Привяжите один конец нити к середине карандаша, а другой – к скрепке.
3. Положите карандаш на стакан так, чтобы нить погрузилась в раствор, оставаясь натянутой.
4. Поставьте стакан в холодное место и оставьте его там хотя бы на день.
Результат: На нити собрались кристаллы сахара. Внимательно рассмотрите их, осторожно попробуйте на вкус.
Опыт №5 «Сила пузырьков»
Для опыта понадобится пластиковая бутылка, около 150 мл горячей воды, дрожжи, сахар, чайная ложка, воздушный шарик или резиновая медицинская перчатка.
Ход опыта:
1. Насыпьте в бутылку 3 чайные ложки сухих дрожжей и 2 чайные ложки сахара.
2. Медленно подливайте в бутылку теплую воду.
3. Наденьте шарик на горловину бутылки и подождите.
Результат: Через полчаса вы обнаружите очень занятное зрелище: жидкость начнет пениться, а шарик надуется. Можно нарисовать на шарике маркером веселую рожицу.
Опыт №6 «Эффект рассола»
Для опыта понадобится соль мелкого помола, большой стакан, сырое яйцо, чайную ложку, столовую ложку, воду.
Ход опыта:
1. Наполните стакан водой до половины. С помощью столовой ложки осторожно опустите в стакан яйцо. Яйцо опустилось на дно стакана.
2. Вытащите яйцо из стакана, насыпьте в воду 10 чайных ложек соли, размешайте до полного растворения. Получится крепкий рассол.
3. Опять опустите яйцо в стакан.
Результат: Яйцо всплывет вверх. Такой же эффект рассола имеет вода Мертвого моря. В ней на каждый литр приходится очень много соли. Потому и ничто живое в том море не водится. В Мертвом море можно спокойно лежать на поверхности воды, не рискуя утонуть. Можно даже газету почитать и поплавать одновременно!
Опыт №7 «Раствор для мыльных пузырей»
Для опыта понадобится 300 мл воды, 300 мл жидкости для мытья посуды, 2 чайные ложки сахара.
Ход опыта:
1. Соедините все ингредиенты и можно пускать пузыри.
Без соли и сахара невозможно представить нашу жизнь, и, как видите, они просто необходимы для занимательных экспериментов и творческих занятий.
Классный час «Кормилец и лекарь» (7 класс)
Цель: сформировать представление о пользе употребления в пищу хлеба, его лечебных свойствах
Оборудование: компьютерная презентация, виды различного хлеба, яблочный каравай, проростки пшеницы, сок ростков пшеницы.
Хлеб – это не только пища, но и дар Божий, символ достатка и благополучия в нашем доме.
Сколько бы разных яств ни красовалось на нашем столе, без хлеба он пуст. Это пища, которую невозможно ничем заменить. А еще это лекарство. Издавна на Руси хлебом и солью не только гостей встречали, но и болезни лечили.
Еще до христианства хлеб был связан у славян с солнцем, плодородием земли, а значит, и с продолжением человеческого рода, с предками. Сеяли хлеб только мужчины. Было в старину такое русское слово «орало» (орудие для вспашки земли), и только в XIX веке стали говорить «плуг».
Почему «орало»? потому что мужики во время сева орали разные слова, разговаривали с зерном, чтобы оно взошло и хорошо росло, чтобы хлеб уродился. И Россия была богата хлебом всегда. Сотни лет делали на Руси постный хлеб на хмелевой, ячменной, ржаной закваске, без сахара и жиров, добавляли отруби и пророщенные зерна. Пекли хлеб на целую неделю. В понедельник, среду и пятницу – женщины, а во вторник, четверг, субботу – мужчины. На Руси хлеб делали только с молитвой. Пока хлеб готовили, неоднократно крестились СМИ, крестили муку, тесто, буханку перед выпечкой и после. Только в добром настроении и здравии можно было печь хлеб. Хлеб сажали в печь в молчании. Пока он был в печи, не разговаривали громко, не бранились, чтобы не «вспугнуть» хлеб. И у каждого человека хлеб разный получался, даже если муку брали из одного мешка. А зависит это от личной энергетики. У злого ли обиженного человека хороший хлеб не получается. Помните об этом и вы!
С хлебом связано много народных примет и поверий. Считалось, что буханка хлеба и каждый его кусок (особенно первый), даже крошка, – это доля, судьба человека. От обращения с ними зависят сила, здоровье и удача. Вот почему не разрешалось:
Ø Выбрасывать хлеб и давать его во время трапезы со стола собакам – чтобы семью не постигла бедность;
Ø Доедать хлеб за другим человеком – чтобы не забрать его силу и счастье;
Ø Есть за спиной другого человека – иначе съешь его силу;
Ø Оставлять недоеденный кусок хлеба на столе – будешь болеть;
Ø Брать без приглашения последний кусок хлеба с тарелки, особенно девушкам на выданье. А вот если предложили, то ни в коем случае не отказываться, чтобы в любви или в деньгах была удача.
– Детям предлагается рассказать порядок получения хлеба.
Если у вас остался черствый хлеб – не выбрасывайте его! Это большой грех. Из него можно приготовить вкусные запеканки, гренки или каравай.
– Дети пробуют яблочный каравай из черствого хлеба
Хлеб – это не только пища, он используется в народной медицине и как лекарство, как общеукрепляющее средство, при простуде, при кашле, бронхите, чтобы губы не утратили своей свежести, чтобы улучшить состояние волос.
Ученые пришли к выводу, что наиболее сильное оздоравливающее действие оказывают свежие проростки пшеницы, и особенно их сок, которые снабжают организм «живыми2 питательными веществами. Химический состав зеленых ростков чрезвычайно богат. Одно из важнейших веществ, содержащихся в них, – хлорофилл, который часто называют конденсированной солнечной энергией. Исследователи отмечают, что хлорофилл схож по строению на молекулярном уровне с кровью человека. А наш организм способен перерабатывать хлорофилл в гемоглобин, что очень важно для снабжения кислородом клеток, органов, тканей. Зеленые ростки могут служить витаминной добавкой к основным блюдам, а могут быть и настоящим лекарством.
Из ростков готовят лечебный сок, содержащий много хлорофилла. Для получения сока ростки перемалывают в мясорубке или пропускают через соковыжималку. Употребляют сок сразу, в чистом виде, либо в смеси с другими овощными или фруктовыми соками.
При закапывании свежего сока ростков в нос уменьшаются воспалительные явления при насморке, закапывание сока в слуховой проход показано при воспалении уха. Полоскания со свежим соком показаны при ангинах.
Для наружного применения сок из ростков рекомендуется при укусах насекомых, ожогах, ссадинах, порезах, а также для лечения долго незаживающих ран и язв.
Сок освежает и тонизирует кожу, если влить его небольшое количество в воду при приеме ванны.
Метки: Внеклассная работа