Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Роль стихов и рифмовок при обучении немецкому языку

Роль стихов и рифмовок при обучении немецкому языку

В условиях гуманизации образования, когда личность растущего человека находится в центре всей образовательной и воспитательной деятельности, главное значение имеет поиск эффективных способов и приемов обучения. Один из таких эффективных приемов обучения – использование стихотворных и рифмовочных материалов на уроках иностранного языка.

У детей обычно неустойчивое внимание. Поэтому обязательно в плане урока необходимо предусматривать виды работ, которые снимают напряжение, переключают внимание детей, вызывают положительное эмоциональное настроение. Рифмовки легко заучиваются, обладают такими признаками, как ритмичность, звуковая повторяемость. Разучивание стихов доставляет детям удовольствие. А то, что пережито эмоционально положительно, надолго остаётся в памяти, оставляя след в сознании ребёнка. Благодаря рифме легко активизируются в устной речи лексико-грамматические структуры. Работа с поэзией может помочь избежать монотонности и однообразия в работе над грамматическим материалом и сделать скучную работу более интересной и увлекательной

При работе с рифмовками решается целый комплекс важных методических задач:

1. Отработка изучаемого фонетического явления – при чтении и заучивании рифмовки.

2. Самостоятельный вывод правила на основе полученной информации.

3. Ввод нового лексического материала. Предъявленный в рифмованной форме он запоминается быстрее.

4. Перевод и толкование грамматических явлений в рифмовке обеспечивают закрепление и обобщение изученного на предыдущем этапе материала – достаточно лишь напомнить учащимся связанную с ним рифмовку.

5. При постоянном применении рифмовок для проведения фонетической зарядки в начале урока учитель имеет возможность повторить ранее изученный языковой материал, представляющий трудность для учащихся.

Дети легко усваивают рифмовки и с удовольствием вспоминают их каждый раз, когда нужна подсказка. При этом мы используем вспомогательные средства: рисунки, мимику, жесты, движения, интонацию, короткие диалоги. Стихи и рифмовки также способствуют улучшению памяти, воспитывают у ребят нравственные качества, культуру поведения, уважительные отношение друг к другу, к людям, их окружающим, настойчивость в преодолении трудностей. Использование поэзии способствует развитию основных коммуникативных умений: чтения, аудирования, говорения и позволяет использовать нешаблонные, творческие типы упражнений. При этом происходит достижение цепи обучения.

Таким образом, стихотворения стимулируют учеников к монологическим и диалогическим высказываниям, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, развивают грамматические и лексические навыки.

Работа над стихотворением включает основные этапы:

1. подготовка учащихся к первичному прослушиванию стихотворения с целью снятия языковых трудностей (на доске записываются новые слова и выражения);

2. первичное прослушивание стихотворения или рифмовки;

3. самостоятельное прочтение их учащимися;

4. выразительное чтение школьниками;

5. перевод на русский язык

6. творческое задание на дом: подготовить свой, по возможности стихотворный перевод.

Теперь стихотворение включается в тему устной речи, где оно служит для оживления работы, а его выражения и конструкции используются для ответов на вопросы по теме.

Рифмованные структуры и стишки могут быть успешно использованы на разных ступенях обучения:

а) на этапе презентации нового грамматического явления (в качестве иллюстративного материала для формулирования правила его употребления);Например, Ist das li? Ist das Lene? Sind das Hugo und Irene?

б) на этапе формирования рецептивных навыков (узнавание той или иной грамматической формы в другом контексте); nser Haus im Garten steht (im Park, im Wald…);

в) при формировании продуктивных грамматических навыков говорения (благодаря упражнениям на подстановку, трансформацию, расширение структур и комбинирование нового материала с ранее изученным и усвоенным учащимися); In der Wohnung (in der Klasse,…). . sehen wir (hören, spielen, turnen usw. ) Затем производим другую подстановку, заменяем подлежащее : sehen die Kinder, die Eltern, die Tiere. Потом заменяем подлежащее на местоимение и, соответственно, меняем форму глагола, и т. д.

г) как источник для организации речевой зарядки; В V классе по учебнику Бим И. Л. уже с первых уроков предлагается рифмовка на гласные звуки, а также рифмовка с именами (Аnna, Hanna, Hugo, Hans),из которой дети знакомятся с немецкими именами и активно используют в ситуациях «Знакомство».

д) в качестве релаксации (для снятия напряжения или усталости в середине урока), заучиваем рифмовки с движением. „Eins, zwei, drei, vier alle, alle turnen wir“. Вместо глагола turnen можно подставлять любые другие, по мере изучения ,глаголы, напр. : zählen.

Разучивание стихов – активный прием пополнения словарного запаса детей. Рифма и повторяемость языковых единиц значительно облегчают и ускоряют усвоение и закрепление лексики, характерных оборотов речи, грамматических структур. Стихи, как один из видов речевого общения, являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. В стихах уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизировать.

Стихотворения очень удобны для проведения повторения. Они записаны у учащихся в словариках и в любой момент они могут повторить определенное стихотворение. Наиболее интересные и содержательные стихи повторяются в классе систематически между различными видами работ или для оживления урока. Они могут быть также использованы для фронтального опроса или игры в «цепочку», когда один учащийся начинает стихотворение, другой продолжает. Для использования этого приема при игре достаточно увеличить темп и установить правило: кто не сумеет ответить, остается стоять. Выигрывает, тот, кто остается сидеть последним.

Для развития беглости и автоматизации устной речи, значение игр огромно:

1. Называется строчка или несколько слов, а по ним отгадывается стихотворение. 2. Выбирается по считалке ведущий, который задумывает стихотворение, а класс должен отгадать его при помощи вопросов. 3. Класс загадывает стихотворение, при помощи нескольких вопросов и ответов, ведущий отгадывает.

Интересным моментом в работе над стихотворными произведениями является сочетание стихов с изобразительной деятельностью детей. Нужно предлагать ученикам нарисовать то, что они чувствуют и видят при чтении, сделать к ним иллюстрации, подобрать к стихам картинки, вспомнить и прочитать стихотворение, которое подходит к предложенной картинке или рисунку. При этом развиваются и укрепляются ассоциативные связи между словом и образом.

Итак, роль стихотворений и рифмовок в настоящее время очень велика. Рифмовки на уроке немецкого языка – это средство активизации и настроя обучаемых на работу, так как помогают снять напряженность и зажатость, один из важных резервов в повышении мотивации у учащихся, включение их в активную работу. Стихотворения позволяют учащимся познакомиться с культурой и обычаями страны изучаемого языка, что всегда вызывает большой интерес у учащихся.

Т. Ф. Ботова, МБОУ Лицей №7, г. Саяногорск, Республика Хакасия

Метки: Иностранный язык